Составление пояснительной записки к годовой финансовой отчетности на примере ОАО СЗ «Лотос»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является освещение вопросов методологии и практики составления пояснительной записки.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть требования к составлению пояснительной записки;
- изучить состав пояснительной записки;
- охарактеризовать формирование показателей пояснительной записки

Содержание

Введение
Глава 1. Порядок составления и содержание пояснительной записки
1.1. Требования к составлению пояснительной записки
1.2. Состав пояснительной записки и общая характеристика ее содержания
Глава 2. Составление пояснительной записки к годовой финансовой отчетности на примере ОАО СЗ «Лотос»
2.1. Историческая справка предприятия
2.2. Структура управления и бухгалтерии
2.3. Элементы учетной политики предприятия
2.4. Краткий анализ основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия
Глава 3. Формы отчетности предприятия
3.1. Порядок составления отчетных форм и особенности формирования отчетности
3.2. Бухгалтерский баланс (форма № 1)
3.3. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
3.4. Отчет об изменениях капитала (форма № 3)
3.5. Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
3.6. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
3.7. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6)
3.8. Аудиторское заключение
3.9. Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу предприятия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

пояснительная записка к годовой бух.отчетности.docx

— 160.53 Кб (Скачать файл)

С учетом ПБУ 4/99 годовая отчетность по-прежнему будет состоять:

– из бухгалтерского баланса (форма  № 1);

– из отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

– из отчета об изменениях капитала (форма  № 3);

– из отчета о движении денежных средств (форма № 4);

– из приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

– из отчета о целевом использовании  полученных средств (форма № 6).

– из аудиторского заключения (для  фирм, отчетность которых подлежит обязательному аудиту).

В состав промежуточной отчетности, как и раньше, войдут бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

К отчетности нужно будет прилагать  сопроводительное письмо.

Порядок составления отчетных форм

Порядок составления отчетных форм практически не изменился. Как и  прежде, фирмам рекомендовано разрабатывать  собственные формы отчетности на основе утвержденных образцов. При этом они должны учитывать требования ПБУ 4/99. Отчетность должна давать достоверную и полную картину финансового состояния фирмы.

В отчетности следует раскрывать все  существенные показатели. При этом их существенность фирма определяет самостоятельно. В Порядке составления сказано, что она зависит от оценки показателя, его характера и обстоятельств возникновения. Сохранен параметр соотношения сумм показателей к общему итогу. Фирма может считать существенным показатель, сумма которого составляет не менее пяти процентов общего итога.

Кроме того, фирма может раскрывать в пояснениях к балансу некоторые показатели, которые обычно считаются несущественными.

Вместе с бухгалтерской отчетностью  фирма может представлять дополнительную информацию. Например, планы развития фирмы, политику в отношении заемных средств, природоохранные мероприятия и др.

Как и прежде, разрешено использовать утвержденные образцы, не разрабатывая своих форм. При этом раньше графы с отсутствующими у фирмы показателями нужно было прочеркивать. Теперь чиновники предлагают не включать их в формы. Это предложение противоречит разрешению использовать утвержденные образцы. Исходя из текста документа, фирма все-таки должна будет составить свою форму отчетности. Вероятно, на практике можно будет по старинке прочеркивать пустые графы.

Особенности формирования отчетности

В отличие от приказа № 60н новый  Порядок составления не содержит особенностей формирования каждого отчета. Он очень краток и оговаривает только общие правила. В целом они мало отличаются от норм, действовавших до сих пор.

Минфин объяснил, как исправлять в учете выявленные ошибки. Порядок исправления не изменился. Если ошибки обнаружены до окончания отчетного года, то необходимые записи по-прежнему нужно вносить в учет по мере их выявления. Ошибки, которые найдены в следующем году, но до составления отчетности, исправляются в учете записями декабря отчетного года. Если отчетность уже составлена, то в нее не нужно вносить исправления. Соответствующие записи в таком случае делаются в том году, в котором обнаружены ошибки. Однако в новом документе Минфин не указал на обязательное проведение инвентаризации. Решая вопрос о необходимости инвентаризации, фирма должна учитывать нормы Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49.

Следует отметить, что в Порядке  составления нет никаких указаний относительно отчетности фирм, имеющих филиалы. Раньше в приказе № 60н было сказано, что такие фирмы должны сдавать отчетность с учетом данных по всем своим обособленным подразделениям. Это правило повторяло требования, приведенные в ПБУ 4/99. Минфин убрал этот повтор. Вообще чиновники максимально почистили новый документ от встречавшихся ранее требований, прямо повторяющих правила других нормативных актов.

 

3.2 Бухгалтерский баланс (форма № 1)

 

Новая форма баланса сокращена  по сравнению с применяемой до сих пор. Из нее исключены практически  все расшифровки основных показателей. Теперь все подробности нужно  будет указывать только в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Реквизиты фирмы, которые нужно  указать в начале баланса, оставлены  без изменений, не считая того, что  теперь под адресом следует понимать местонахождение фирмы. Коды строк, в которых отражаются основные показатели, также сохранены в прежнем виде.

Кроме того, чиновники убрали из баланса  упоминания о счетах бухгалтерского учета. Бухгалтер должен будет самостоятельно определить, остатки каких счетов следует включать в те или иные показатели.

Подписывать баланс, как и прежде, должны руководитель и главный бухгалтер  фирмы. При этом теперь не нужно указывать  реквизиты квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, даже если он есть у главбуха.

Актив

Основные показатели раздела «Внеоборотные активы» сохранились без изменений. Однако их больше не нужно отражать в разрезе конкретных видов активов.

Кроме того, в раздел добавлена  новая строка «Отложенные налоговые активы». Ее появление связано с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденным приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Отложенный налоговый актив  – это положительная разница  между реальным налогом на прибыль и условным налогом, рассчитанным с балансовой прибыли. Он показывает, насколько уменьшится сумма этого «искусственного» налога в следующих отчетных периодах. Отложенный актив рассчитывается умножением вычитаемой временной разницы на ставку налога.

Вычитаемая временная разница  – это доходы или расходы, учитываемые при формировании бухгалтерской прибыли в текущем отчетном периоде, а при формировании налогооблагаемой прибыли – в следующих отчетных периодах.

Пример

Для целей бухгалтерского учета  ОАО «ССЗ «Лотос» начисляет амортизацию по основным средствам по сумме чисел лет срока полезного использования. В налоговом учете амортизация начисляется линейным способом.

Первоначальная стоимость оборудования ОАО «ССЗ «Лотос» равна 190 000 руб. Срок его полезного использования – 7 лет.

За 2003 год сумма начисленной  амортизации составит:

– в бухгалтерском учете:

190 000 руб. ´ 7 лет : (7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1) = 47 500 руб.;

– в налоговом учете:

190 000 руб. : 7 лет = 27 143 руб.

Вычитаемая временная разница  составит:

47 500 руб. – 27 143 руб. = 20 357 руб.

Отложенный налоговый актив  с этой разницы составит:

20 357 руб. ´ 24% = 4886 руб.

Бухгалтер ЗАО «Пассив» отразит сумму отложенного налогового актива записью:

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 4886 руб. – отражен отложенный налоговый актив.

На конец отчетного периода  эта сумма показывается по строке 145 баланса.

К «Оборотным активам» Минфин не добавил ничего нового и также убрал подробные расшифровки статей. Оставлены только дополнительные сведения о запасах фирмы. Их по-прежнему следует отражать в разрезе конкретных видов запасов.

Краткосрочная и долгосрочная дебиторские  задолженности раскрываются только в части долгов перед покупателями и заказчиками. Остальные их виды не указываются.

Следует обратить внимание, что в  состав краткосрочных финансовых вложений теперь не включаются собственные акции, выкупленные у акционеров. Их нужно отражать в разделе «Капитал и резервы» со знаком «минус».

Пассив

Из раздела «Капитал и резервы» исключили несколько показателей. В частности, теперь в нем не отражаются отдельные сведения:

– о фонде социальной сферы;

– о целевых финансировании и  поступлениях;

– о нераспределенной прибыли прошлых  лет;

– о непокрытом убытке прошлых  лет.

Строки «Нераспределенная прибыль отчетного года» и «Непокрытый убыток отчетного года» объединены.

Кроме того, в раздел включена новая  строка «Собственные акции, выкупленные у акционеров». Такие акции учитываются на счете 81 «Собственные акции (доли)» в сумме фактических затрат на их приобретение независимо от номинальной стоимости.

В «Долгосрочные обязательства» добавлена строка «Отложенные налоговые обязательства» и исключена расшифровка полученных займов и кредитов.

Согласно ПБУ 18/02, отложенное налоговое  обязательство – это отрицательная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом, исчисленным с балансовой прибыли. Оно показывает, насколько нужно будет увеличить сумму этого «искусственного» налога в следующих отчетных периодах. Его сумма отражается на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства».

Раздел «Краткосрочные обязательства» не сильно изменился. Как и во всем балансе, в нем заметно сокращены расшифровки обязательств фирмы. В частности, не нужно сообщать дополнительные сведения о займах и кредитах, а также о полученных векселях и авансах. Кроме того, теперь не показывается отдельной строкой задолженность перед дочерними и зависимыми обществами.

Справка о наличии ценностей, учитываемых  на забалансовых счетах

В перечень показателей, отражаемых в  справке, добавлена строка «Нематериальные активы, полученные в пользование». Владелец исключительных прав на изобретение, компьютерную программу, товарный знак и т. п. может передать право пользования этим имуществом другой организации. Получатель должен учитывать такие активы за балансом в оценке, принятой в договоре.

Строка «Износ основных средств» заменена на строку «Износ жилищного фонда». Она по-прежнему заполняется на основании данных, учтенных на забалансовом счете 010.

В отличие от старой формы, в новой  справке нет строки «Стоимость других ценностей». Другие показатели справки не изменились.

3.3 Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

 

Отчет о прибылях и убытках тоже сократился, но не так заметно, как  баланс. Из формы № 2 исключены расшифровки  выручки и себестоимости.

Минфин изменил в отчете разбивку на разделы. Вместо четырех их теперь только два: «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» и «Прочие доходы и расходы». Первый раздел оставлен без изменений, а во втором соединились все операционные и внереализационные доходы и расходы. Чрезвычайные доходы и расходы в отчете больше не упоминаются. Если они возникнут, фирма может самостоятельно отразить их в свободной строке.

Основные показатели Отчета о прибылях и убытках сохранены в прежнем виде. К ним добавились «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства». Показатели этих строк заполняются на основании данных, отраженных по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства».

Минфин значительно изменил  раздел «справочно» формы № 2. Вместо дивидендов по обычным и привилегированным акциям здесь указываются базовая и разводненная прибыли на акцию. Чтобы рассчитать эти показатели, нужно воспользоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, которые утверждены приказом Минфина от 21 марта 2000 г. № 29н.

3.4 Отчет об изменениях капитала (форма № 3)

 

Форма № 3 утверждена приказом Минфина  от 22 июля 2003 г. № 67н. В ней отражаются данные о движении собственного капитала фирмы. К нему относятся, например:

– уставный (складочный) капитал;

– добавочный капитал;

– резервный капитал;

– нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

В Отчете об изменениях капитала нужно  указать также суммы резервов, сформированных или израсходованных фирмой.

Раздел I «Изменения капитала»

Столбец 3 «Уставный капитал»

В строке «Остаток на 31 декабря года, предшествующего предыдущему» нужно отразить сумму уставного капитала фирмы на 31 декабря 2001 года.

В строке «Остаток на 1 января предыдущего года» указывается сумма уставного капитала на 1 января 2002 года.

Эти суммы равны кредитовому  остатку по счету 80 «Уставный капитал» на соответствующие даты.

Строка «Увеличение величины капитала за счет» заполняется в том случае, если в течение 2002 года фирма увеличила свой уставный капитал. Это может произойти в результате:

– дополнительного выпуска акций;

– увеличения номинальной стоимости  акций;

– реорганизации фирмы.

В каждом из этих случаев сумма  увеличения уставного капитала отражается по соответствующим строкам раздела: «Дополнительного выпуска акций», «Увеличения номинальной стоимости акций» или «Реорганизация юридического лица».

Все эти суммы составят кредитовый оборот по счету 80 «Уставный капитал» за 2002 год.

Уменьшение капитала в течение 2002 года указывают по строке «Уменьшение величины капитала за счет». В зависимости от причины, сумму, на которую был уменьшен капитал, отражают по строкам:

Информация о работе Составление пояснительной записки к годовой финансовой отчетности на примере ОАО СЗ «Лотос»