Состояние банковской системы Российской Федерации в кризисный и посткризисный периоды экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении банковской системы, функций центрального банка и коммерческих банков и особенности развития банковского сектора в Российской Федерации.
Актуальность заданной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Еще одним неотъемлемым элементом рыночной экономики, которая все более и более проникает во все сферы нашей хозяйственной жизни, являются расчетные и кредитные правоотношения, составляющие значительный объем отношений между предпринимателями — физическими и юридическими лицами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…..2

1. Банковская система…………………………………………………
1.1История развития банковской системы России……………………..
1.2 Понятие и структура банковской системы..…………… ………….…..
1.3 Особенности функционирования банковской системы Российской Федерации

2. Банк России - центральное звено банковской системы……….
2.1. Цели, функции и организационное построение банка России…..
2.2. Банковское регулирование и надзор……………………………..
2.3.Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2009-2012 годов……………………

3. Коммерческий банк - основное звено банковской системы
3.1. Понятие коммерческого банка и его организационное устройство
3.2. Взаимоотношения коммерческого банка с банком России
3.3. Коммерческие банки России,по видам.
4 Состояние банковской системы Российской Федерации в кризисный и посткризисный периоды экономики
4.1 Воздействие кризиса на банки России
4.2 Состояние банковской системы России в посткризисный период
4.3 Перспективы развития банковской системы России…………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..

Список литературы……………………….

Вложенные файлы: 1 файл

банковская система.docx

— 78.48 Кб (Скачать файл)

 

2. Банк России - центральное  звено банковской системы

 

2.1. Цели, функции и организационное  построение банка России

Банк России (или Центральный банк Российской Федерации) является главным банком страны - «банк банков». В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Цели деятельности Банка России:

• защита и обеспечение устойчивости рубля;

• развитие и укрепление банковской системы России;

• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы.

Правовой статус Банка России (Центрального банка РФ).

• Банк России является юридическим лицом.

• Функционирует на основе принципа независимости, не входит в структуру федеральных органов государственной власти, но сотрудничает с ними.

• Центральный банк РФ - особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

• Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью.

• Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Налоги и сборы уплачивает в соответствии Налоговым кодексом РФ, должен перечислять в федеральный бюджет 50 % фактически полученной прибыли (ст. 26 ФЗ «О Центральном банке РФ»).

• Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.

• Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

• Банк России не может участвовать в капитале других КО, кроме Сбербанка РФ, где доля Банка России превышает 50 %. Банк России может участвовать в капитале международных финансовых организаций и капиталах КО за рубежом (в соответствии с Законом).

Комплекс основных функций Банка России закреплен в Конституции РФ (ст. 75):

1. Денежной единицей в  РФ является рубль. Денежная эмиссия  осуществляется исключительно Центральным  Банком РФ. Введение и эмиссия  других денег в РФ не допускаются.

2. Защита и обеспечение  устойчивости рубля - основная функция  ЦБ РФ, которую он осуществляет  независимо от других органов  государственной власти.

В ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» выделены следующие функции:

• Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, участвует в заседаниях Правительства, а Министерство финансов - в заседаниях Совета Директоров Банка России (с совещательным голосом);

• Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами (ст. 30).

• Является кредитом последней инстанции для кредитных организаций, организует систему финансирования;

• Устанавливает правила осуществления расчётов в РФ;

• Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы;

• осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральным законом;

• осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

• осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

• определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

• организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;

• принимают участие в разработке прогноза платёжного баланса РФ и организует составление платёжного баланса РФ;

• проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;

• публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

 

2.2. Банковское регулирование  и надзор

В соответствии с ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)" Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Основным нормативным документом Банка России является Инструкция №1 "О регулировании банковской деятельности" от 01.10.97.

Главной целью надзорной деятельности Центрального банка РФ является поддержание стабильности банковской системы.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

- предупреждать возможность  возникновения системного банковского  кризиса(путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

- защищать интересы вкладчиков  и кредиторов;

- не допускать монополизации  финансового капитала, поддерживать  здоровую конкуренцию в банковском  секторе экономики;

- способствовать повышению  эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности  банковских работников.

 Банковский надзор  представляет собой систему мероприятий, проводимых надзорным органом  в рамках действующего законодательства  с целью реализации функций  банковского надзора. Банковский  надзор осуществляется на базе  ФЗ «О Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)», ФЗ «О  банках и банковской деятельности», нормативных актов Банка России.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

    • макроэкономическая  ситуация в стране, состояние  банковской системы;

    • социально-экономические  приоритеты развития общества;

    • совершенство  законодательной базы;

    • проводимая  Банком России кредитная политика;

    • степень независимости  Банка России от органов законодательной  и исполнительной власти;

    • исторически  сложившиеся особенности организации  банковского надзора в стране.

В последнее время в России отдельные банковские операции (в первую очередь с корпоративными ценными бумагами) переходят под контроль другого государственного органа - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование), на практике преобладает сочетание того и другого методов.

Зарубежная банковская теория использует «разумный банковский надзор».

 

2.3 Мероприятия Банка России  по совершенствованию банковской  системы и банковского надзора  в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов

 

В 2010-2012 годах деятельность Банка России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» будет направлена на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие рискориентированного надзора, включая вопросы системных рисков. Соответствующая работа в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет проводиться в русле выполнения принятых Российской Федерацией на высшем уровне обязательств по реализации решений «Группы 20».

В рамках развития рискориентированного надзора предстоит обеспечить:

- дальнейшее развитие  содержательных подходов к организации  надзора, в том числе на консолидированной  основе, направленных на повышение  качества надзорной оценки экономического  положения банков, выявление проблем  в их деятельности на ранних  стадиях их возникновения, своевременное  и адекватное применение корректирующих  мер;

- развитие подходов к  надзору за кредитным риском, включая совершенствование оценок  активов ;

- совершенствование подходов  к надзору за риском ликвидности,

- ориентированных прежде  всего на оценку состояния  систем ;

управления риском ликвидности в кредитных организациях, уровня и характера риска ;

- ликвидности в российском  банковском секторе;

- совершенствование подходов  к регулированию и управлению  рисками, связанными с использованием  кредитными организациями современных  информационных

систем, в том числе систем дистанционного банковского обслуживания, для предотвращения случаев нанесения ущерба интересам клиентов этих организаций и вовлечения таких организаций в противоправную деятельность;

- дальнейшее совершенствование  отчётности, составляемой и представляемой  кредитными организациями, в том  числе на консолидированной основе, в целях получения полной информации о характере и размерах принимаемых рисков и процедурах управления ими, позволяющей осуществлять постоянный мониторинг основных рисков (кредитного, ликвидности, странового, операционного и др.);

– уточнение полномочий Банка России по осуществлению консолидированного надзора за деятельностью кредитных организаций, а также требований по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности с учетом международно-признанных подходов.

Будет продолжена работа по реализации подходов, предусмотренных документом Базельского комитета по банковском надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» (Базель II). На основе изучения международной практики предполагается рассмотреть подходы к контрциклическому регулированию на предмет возможного внедрения его отдельных элементов. В качестве одного из элементов контрциклического регулирования будет рассмотрена возможность формирования кредитными организациями динамических резервов. Создание данных резервов будет осуществляться банками в период фазы экономического роста, что позволит в благоприятный период их деятельности обеспечить определенный «запас прочности» банковской системы и снизить волатильность финансовых результатов деятельности кредитных организаций на различных стадиях экономического цикла и, соответственно, смягчить их негативное влияние на величину собственных средств (капитала) кредитных организаций. Банк России продолжит работу по следующим направлениям. В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов предполагается продолжить разработку и законодательное закрепление норм, предусматривающих:

– создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий Банка России по сбору информации и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства Российской Федерации;

– закрепление за Банком России права на обработку персональных данных, полученных Банком России в рамках выполнения возложенных на него функций;

– совершенствование процессов слияния и присоединения, предусматривающих возможность участия в реорганизации юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм;

– обязанность номинальных держателей предоставлять кредитной организации сведения о владельцах акций кредитной организации и о владельцах акций акционерных обществ, оказывающих косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, посредством которых осуществляется косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, что позволит своевременно как Банку России, так и кредитным организациям–эмитентам акций получать информацию о лицах, участвующих в уставных капиталах последних;

– упрощение эмиссии ценных бумаг в части итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в частности путем установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей, нарушивших требования законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

 

Также будет проведена работа по определению на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в кредитных организациях, включая определение перечня вопросов, относимых с учетом особенностей банковской деятельности к компетенции наблюдательного совета (совета директоров) кредитных организаций, требований к составу совета директоров (наблюдательного совета) в кредитных организациях и процедурам принятия решений советом директоров (наблюдательным советом).Учитывая необходимость поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации продолжит работу, направленную на реализацию положений Федерального закона от 18 июля 2009 года № 181‑ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков». Продолжится работа по созданию правовых условий для взаимодействия Банка

России и аудиторских организаций по вопросам деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, а также законодательного закрепления полномочий Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций по доверительному управлению средствами общих фондов банковского управления..

Информация о работе Состояние банковской системы Российской Федерации в кризисный и посткризисный периоды экономики