Состояние и пути совершенствования учета и контроля основных средств в СПК «Карлинское» Майнского района Ульяновской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей ведения учета и проведения анализа основных средств, которые присущи сельскохозяйственным предприятиям с целью установления рациональности и целесообразности их использования, а также разработка новых путей повышения эффективности использования основных фондов, непосредственно влияющих на конечный финансовый результат деятельности СПК «Карлинское».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1 Теоретические основы учета основных средств……………………….....7
Понятие, состав и классификация основных средств…………………..7
Методы оценки основных средств в налоговом и бухгалтерском учете……………………………………………………………………....10
Задачи учета основных средств………………………………………...22
Глава 2 Анализ современного состояния и развития производства организации
2.1 Экономическая характеристика СПК «Карлинское»…………………25
2.2 Анализ движения и эффективности использования основных
средств…………………………………………………………………….34
Глава 3 Состояние учета основных средств в СПК «Карлинское»……………..44
3.1 Организация учетной работы……………………………………….....44
3.2 Первичная документация по движению основных средств……….....47
3.3 Синтетический и аналитический учет основных средств……………51
Учет амортизации основных средств……………………………….....58
3.5 Учет ремонта основных средств……………………………………….64
3.6 Инвентаризация основных средств и отражение ее результатов в
учете……………………………………………………………………...67
Глава 4 Пути совершенствования учета основных средств……………………..71
4.1 Предложения по усовершенствованию выявленных недостатков
первичного, аналитического и синтетического учета………………...71
4.2 Автоматизация бухгалтерского учета………………………………….75
Выводы……………………………………………………………………………...80
Список литературы………………………………………………………………...84
Приложения………………………………………………………………………...88

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 248.04 Кб (Скачать файл)

Сама организация  бухгалтерского учета  в хозяйстве включает в себя несколько стадий учетного процесса:

1) Организация учета осуществляется текущим наблюдением, контроль, регистрация и  документирование хозяйственных операций.

2) Систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в учетных документах.

На первой и второй стадиях реализуются  контрольные функции аппарата бухгалтерии, то есть проводится оперативный, текущий  и последовательный учет, производится проверка достоверности содержащейся в документах информации и качество данных на основе инвентаризации имущества  и обязательств.

3) Составление  бухгалтерской отчетности. Эта стадия  является завершающим этап учетного  процесса в части ведения учета.  Отчетность представляет собой  совокупность показателей, приведенных  в определенную систему, характеризующих  производственно-хозяйственную деятельность  предприятия за определенный  период времени.

4) Осуществление  использования учетной и отчетной  информации в анализе хозяйственной  деятельности предприятия и принятие  обоснованных экономических управленческих  решений.

Бухгалтерский  учет  в  СПК  «Карлинское» ведется централизованно  в бухгалтерии хозяйства. Тип организации бухгалтерии линейный. Штат бухгалтерии составляет 5 человек: главный бухгалтер, которому подчиняются остальные работники бухгалтерии: бухгалтер по учету заработной платы, бухгалтер по учету в животноводстве и вспомогательных производствах, бухгалтер по учету в растениеводстве, кассир.

Бухгалтерский учет имущества,    обязательств  и  хозяйственных  операций  ведется  способом  двойной  записи  в  соответствии  с  планом  счетов  бухгалтерского  учета, утвержденным в соответствии с приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000 г. (Приложение 2). Метод обработки бухгалтерских документов  и регистров – ручной. Бухгалтерский учет  ведется по  журнально-ордерной  форме учета, систематизации  данных, содержащихся  в документах, принятых  к учету, производится  непосредственно в журналах, ордерах, ведомостях  и других  учетных регистрах.

В  СПК  «Карлинское»  составлен и утвержден  план-график  документооборота  первичных  документов (Приложение 3). Эти документы попадают в бухгалтерию в определенный графиком день, где и подлежат регистрации в учетных регистрах.

Таким  образом, бухгалтерский  учет  в  хозяйстве  ведется  согласно  Федеральному закону РФ от 21.11.96 №129-ФЗ (ред. от 03.11.2006 N 183-ФЗ) «О бухгалтерском учете».

 

3.2 Первичная документация  по движению основных средств

 

В хозяйстве используются формы первичной документации для учета основных средств утвержденные Постановлением Госкомстата РФ № 7 от 21 января 2003 г., а также используются специализированные формы, утвержденными Минсельхозом России.

Независимо от способа  поступления все поступающие  в хозяйство объекты основных средств должны быть своевременно оприходованы и документально оформлены.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем СПК «Карлинское». Комиссия составляет акт о приеме-передаче объекта основных средств в одном экземпляре (форма № ОС-1 – акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий и сооружений) (Приложение 4); форма № ОС-1а – акт о приеме-передаче зданий (сооружений); форма № ОС-1б – акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений), эти документы используются как при приобретении объектов основных средств со стороны, так и при их изготовлении (сооружении) в хозяйстве.

В актах указывается наименование объекта, год постройки или выпуска, краткая характеристика объекта, первоначальная стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств. Акт составляется на каждый объект в отдельности или на несколько однотипных объектов, если они имеют одинаковую стоимость и были приняты в эксплуатацию в одном календарном месяце. После положительного заключения комиссии, основанного на сопоставлении и проверке сопроводительных и расчетных документов, акт утверждает руководитель организации. После чего данный документ с прилагаемой технической документацией по принятому объекту представляется в бухгалтерию. На основании этих документов в бухгалтерии составляют инвентарные карточки: форма № ОС-6 - инвентарная карточка учета объектов основных средств (Приложение 5); форма № ОС-6а - инвентарная карточка группового учета объектов основных средств; они предназначены для пообъектного аналитического учета основных средств в бухгалтерии предприятия.

Объект основных средств, приобретаемый представителем организации непосредственно на предприятии поставщика, базе снабжения или транспортном терминале, принимается по доверенности. Если при приеме объектов основных средств обнаруживаются какие-либо несоответствия, неисправности или выявляется недостача, составляют акт о выявленных дефектах оборудования форма № ОС – 16, на основании которого предъявляют иск поставщику, либо транспортной организации (в зависимости оттого, по чьей вине это произошло).

Внутреннее перемещение  основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу со склада в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств форма № ОС- 2. Эта форма заполняется в трех экземплярах.

Прием-сдачу основных средств  из капитального ремонта, реконструкции и модернизации проводит также специальная комиссия. При этом оформляют акт о приеме – передаче отремонтированных, реконструируемых, модернизированных объектов основных средств форма № ОС – 3.

Поступившее на склад оборудование для установки, после выполнения монтажных работ, оформляют актом о приеме (поступлении) оборудования форма № ОС – 14.

Передачу оборудования монтажным  организациям оформляют актом о  приеме- передаче оборудования в монтаж форма № ОС – 15.

Перевод молодняка животных в основное стадо должен оформляться актом на перевод животных форма СП-47. Животных, приобретенных на стороне, приходуют в основное стадо по тем же правилам, по которым осуществляется приходование других объектов в состав основных средств. При этом на поступающих животных поставщиком должны быть оформлены и предоставлены племенные свидетельства. В СПК «Карлинское» для этой операции используется бланк старого образца (форма №98а). Рассмотрим перевод животных в основное стадо на основании Приложения 6:

20.10.2008 г. переведен молодняк  животных в основное стадо,  выращенный в своем хозяйстве, в количестве 4 голов общим весом 1365 кг. по плановой стоимости 9000,00 руб. за кг. делаем бухгалтерские записи

Д-т 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» К-т 11-1 «Молодняк животных» на сумму 12 285 000,00 руб.

Д-т 01-4  «Скот рабочий и продуктивный» К-т 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» на эту же сумму.

Земельные участки, находящиеся в собственности, приходуются актом на оприходование земельных угодий (форма № 401 - АПК). В этом документе дается характеристика принимаемых на баланс земельных угодий: площадь, вид угодий, место расположения, конфигурация, данные о плодородии, балансовая стоимость, прилагаемые документы, которые послужили основанием для составления акта.

Затраты по закладке многолетних насаждений и уходу за ними по достижении эксплуатационного возраста оформляется актом приема многолетних насаждений (форма № 404 - АПК).

После того как  основные средства будут надлежащим образом оприходованы, необходимо обеспечить контроль за их сохранностью, внутрихозяйственным перемещением и использованием. Такой контроль обеспечивается путем закрепления инвентарных объектов основных средств (с присвоением им инвентарных номеров) за хозяйственными подразделениями и материально ответственными лицами, а также посредством комплекса мероприятий, называемых инвентарным учетом. При этом составляется инвентарный список основных средств (по месту их нахождения, эксплуатации) форма СО -9. Для учета каждого объекта в местах их нахождения (эксплуатации) по материально-ответственным лицам составляется форма ОС-13 – инвентарный список основных средств (по местам их нахождения).

Для определения непригодности  объектов основных средств к дальнейшему  использованию, невозможности или  неэффективности их восстановления, а также для оформления документов на списание этих объектов на предприятии приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия. В ее состав входят должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер), заместитель руководителя, главный зоотехник. главный агроном, лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств, и др. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.

Решение комиссии о списании объекта основных средств с баланса оформляется актом о списании объекта основных средств (форма № ОС-4); автотранспортные средства списываются актом о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а); актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б). В названных актах отражаются первоначальная стоимость объекта, сумма износа на момент выбытия, указываются выводы и решения комиссии по вопросам, входящим в ее компетенцию, и т.п. Акты утверждает руководитель предприятия. На основании оформленного акт на списание основных средств в инвентарной карточке (инвентарной книге) делают отметку о выбытии объекта. Соответствующие записи осуществляются в документе, открываемом по месту нахождения объекта.

При выбраковке животных из основного стада составляют акт  на выбраковку животных из основного  стада (форма № 406-АПК). Для списания многолетних насаждений используется акт на списание многолетних насаждений форма (№ 405-АПК).

 

3.3 Синтетический и аналитический учет основных средств

 

В соответствии с Планом счетов для учета основных средств  организации служит балансовый счет 01 «Основные средства», который является синтетическим активным инвентарным  счетом и предназначен для обобщения данных о наличии и движении основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, залоге.

Исходя из требований ПБУ 6/01 и Методических рекомендаций по применению Плана счетов бухгалтерского учета агропромышленных организаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13 июня 2001 г. № 654, на сельскохозяйственных предприятиях к счету 01 «Основные средства» можно открывать субсчета:

  1. «Производственные основные средства основной деятельности (кроме скота, насаждений, инвентаря, земельных участков и объектов природопользования)»;
  2. «Прочие производственные основные средства»;
  3. «Непроизводственные основные средства»;
  4. «Скот рабочий и продуктивный»;
  5. «Многолетние насаждения»;
  6. «Земельные участки и объекты природопользования»;
  7. «Объекты неинвентарного характера»;
  8. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
  9. «Основные средства, полученные по лизингу и в аренду»;
  10. «Прочие объекты основных средств»;
  11. «Выбытие основных средств».

При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных по действующим классификационным  признакам о наличии и движении основных средств по инвентарным  объектам, по видам, местам нахождения и т.д., а также для составления  бухгалтерской отчетности.

В общем случае на субсчетах (кроме субсчета 01-11) отражают наличие и движение:

  • на субсчете 01-1 — производственных основных средств основного вида деятельности (отраслей сельского хозяйства), кроме тех, которые учтены на других субсчетах;
  • на субсчете 01-2 — основных средств других отраслей и производств, служб и т.п., которые по своему назначению непосредственно не связаны с основной деятельностью организации (промышленность, строительство и др.);
  • на субсчете 01-3 — основных средств для обслуживания социально-бытовой сферы деятельности организации (ЖКХ, бытового обслуживания, просвещения и т.п.);
  • на субсчете 01-4 — всех видом взрослого рабочего и продуктивного скота, отражаемого в составе основных средств;
  • на субсчете 01-5 — всех видов молодых и принятых в эксплуатацию многолетних насаждений, включая лесные полосы;
  • на субсчете 01-6 — земельных участков, лесных и водных угодий, месторождений полезных ископаемых, переданных организации в собственность, а также приобретенных за плату в соответствии с действующим законодательством:
  • на субсчете 01-7 — капитальных вложений неинвентарного характера в земельные участки, лесные и водные угодья, недра, предоставленные организации в пользование;
  • на субсчете 01-8 — инвентаря и хозяйственных принадлежностей со сроком полезного использования свыше 12 месяцев;
  • на субсчете 01-9 — лизингового имущества, если по договору лизинга имущество числится на балансе лизингополучателя, а также долгосрочно арендованных основных средств, если по условиям договора их отражают на балансе арендатора;
  • на субсчете 01-10 — прочих объектов основных средств, не названных выше;
  • на субсчете 01-11 учитывают выбытие основных средств, если оно продолжительно. Это позволяет получать информацию об объектах основных средств, находящихся в процессе выбытия, отдельно от информации о других объектах (находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации и т.д.).

Информация о работе Состояние и пути совершенствования учета и контроля основных средств в СПК «Карлинское» Майнского района Ульяновской области