Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение порядка организации учета денежных средств на счетах в банках в национальной валюте СМК «Украина», а также изучение методики проведения учета денежных средств и расчетов, нахождение путей решения существующих проблем.
Вступление………………………………………………………………….3
Обзор литературы……………………………………………………5
Состояние учета денежных средств на счетах в банках в национальной валюте в СМК «Украина»……………………………………...20
Организационно – экономическая характеристика хозяйства…..20
Первичный учет денежных средств на счетах в банках в национальной валюте …………………………...………………………………27
Синтетический и аналитический учет денежных средств на счетах в банках в национальной валюте ………………………………………30
Совершенствование бухгалтерского учета в СМК «Украина»…36
Выводы……………….……………………………………………………40
Список использованной литературы……………………………………42
Между банком и предприятием заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, кроме правовых норм, оговариваются тарифы – стоимость банковских услуг.[19].
Расчетные и текущие счета
закрываются в учреждениях
Лишиленко А.В. считает, что нормативным документом, который регулирует вопрос оформления расчетных документов и их прием учреждениями банков, является Инструкция «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины», утвержденная Постановлением Национального банка Украины от 02.08.1996 г. №204 с дальнейшими изменениями и дополнениями. [2, С. 378].
Расчетные документы (платежные
поручения, платежные требования-
Расчёты – денежные взаимоотношения,
возникающие между
Безналичные расчёты – денежные расчёты, осуществляемые путём записи на счетах банков, когда деньги списываются со счёта плательщика и зачисляются на счёт получателя.
Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям.
К товарным операциям относят: куплю - продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п.
Соколова Е.С. к нетоварным операциям относит расчеты с коммунальными учреждениями, НИИ, учебными заведениями и т.п. [24, С. 70].
Шевчук Д.А. выделяет следующие основные принципы организации безналичного расчёта:
1. Безналичные расчёты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода денежных средств.
2. Платежи со счетов должны осуществляться банками на основании распоряжения их владельцев в порядке установленной ими очерёдности и в пределах остатков средств на счёте.
3. Форма безналичных расчётов выбирается и согласуется самостоятельно плательщиком и получателем и указывается в соответствующем пункте договора.
4. Срочность платежа означает осуществление расчётов в заранее оговоренный и фиксированный в соответствующем договоре срок. [23, С.15].
При осуществлении расчетов
клиенты могут применять
Программное обеспечение системы «клиент-банк» должно отвечать требованиям, которые предъявляются к технологии банковских расчетов, и иметь сертификат (разрешение) Национального банка Украины. [2, С. 383].
Для учета наличия и движения денежных средств на текущем счете, которые находятся в банке и могут быть использованы для текущих операций, предназначен счет 31 «Счета в банках», конкретно в разрезе субсчетов:
311 «Текущие счета в национальной валюте»
312 «Текущие счета в иностранной валюте».[2, c 384].
Безналичные расчеты оформляются денежно - расчетными документами установленной формы [25]:
- платежные поручения;
- платежные требования - поручения;
- платежные требования
- расчеты по инкассо;
- аккредитивы;
- чеки.
Платежное поручение, представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Плательщик представляет в банк поручение на бланке установленной формы. Поручения действительны в течение десяти дней со дня выписки. Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета. По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается в следующих вариантах:
Долгосрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон. [26, С. 20].
В соответствии с условиями
основного договора платежные поручения
могут использоваться для предварительной
оплаты товаров, работ, услуг или
для осуществления
Платежное требование - поручение (далее – требование - поручение) - это комбинированный расчетный документ, который состоит из двух частей:
Платежные требования – поручения принимаются банками на протяжении двадцати календарных дней со дня выписки. [2, С. 393].
Платежное требование содержит требование кредитора по договору к плательщику об уплате денежных средств через банк. Списание средств с расчетного счета плательщика по платежным требованиям может осуществляться с согласия (предварительный акцепт) и без согласия (без акцепта) владельца счета. [29, С. 165].
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
В платежном требовании указываются:
а) условие оплаты;
б) срок для акцепта;
в) дата отсылки (вручения) плательщику
предусмотренных договором
г) наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара и другие реквизиты - в поле "Назначение платежа".
Банк принимает платежные
требования вместе с их реестром с
целью кон-роля со стороны поставщика
за их оплатой. Платежное требование
принимается при наличии
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа, для чего банк-эмитент вправе привлекать другие банки.
Данные расчеты осуществляются на основании:
При этом платежные требования
и инкассовые поручения предъявляются
взыскателем к счету
Банк, принявший на инкассо расчетные документы, после проверки, обязуется доставить их по назначению в исполняющий банк. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.[30, С. 47].
Для учета и движения денежных средств, которые находятся на прочих счетах в банке и которые могут быть использованы для текущих операций, предназначен счет 31 «Счета в банках», непосредственно в разрезе субсчетов:
313 «Прочие счета в банке в национальной валюте»
314 «Прочие счета в банке в иностранной валюте».
По дебету субсчетов отображается поступление денежных средств на прочие счета, по кредиту - их использование.
Инструкцией «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины», предусмотрено осуществление расчетов между предприятиями с использованием чеков и аккредитивов. Аккумуляция денежных средств с целью обеспечения расчетов по указанным формам осуществляется на указанных субсчетах 313 и 314. [2, С. 403].
Денежный чек является приказом организации банку о выдаче с ее расчетного счета указанной в нем денежной суммы наличными. На обратной стороне чека указывается, на какие цели расходуются наличные денежные средства. [31, С. 35].
Различают чеки предъявительские, ордерные и именные. Именной - выписывается на определенное лицо и не подлежит передаче. Чек на предъявителя определяется от одного лица к другому путем простого вручения. Ордерный чек может передаваться посредством передаточной подписи (индоссамента).
Платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля, который проставляется на лицевой стороне чека с указанием, кем и на кого он дан. Аваль – это дополнительная гарантия того, что платёж будет осуществлён.
С позиции получения денег, Бычкова С.М. подразделяет чеки на денежные и расчётные: денежные – для получение денег в банке; расчётные - применяются для безналичных расчётов. [6, С. 200].
Внутрибанковские правила проведения операций с чеками, определяющие порядок и условия их использования, должны предусматривать [5, С. 74]:
• форму чека, перечень его реквизитов (обязательных, дополнительных) и порядок заполнения чека;
• перечень участников расчетов данными чеками;
• срок предъявления чеков к оплате;
• условия оплаты чеков;
• ведение расчетов и состав операций по чек обороту;
• бухгалтерское оформление операций с чеками;
• порядок архивирования чеков.
Одна из форм расчетов осуществляется с использованием аккредитивов.
Аккредитив – это поручение банка покупателя об открытии специального аккредитивного счета в банке поставщика. Этот счет «размораживается» после предоставления в банк поставщиком отгрузочных документов. Аккредитив может быть обеспечен собственными средствами покупателя или средствами банка-эмитента, в таком случае он называется покрытый аккредитив. По непокрытому аккредитиву банк – эмитент предоставляет исполняющему банку право списания средств со своего корреспондентского счета в исполняющем банке.