Статистика рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях. Во-первых, под статистикой понимают особую отрасль практической деятельности людей, направленную на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий. Во-вторых, статистикой называют науку, занимающуюся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…...3
1. Теоретические основы статистики рынка труда………..…..5
1.1 Статистика рынка труда…………………………………………………....5
1.2 Классификация населения по статусу в занятости………………………..9
1.3 Система показателей рынка труда и статистические показатели
рабочей силы…………………………………………………………………...10
2. ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ……………13
2.1. Трудоспособное население, его удельный вес в общей
численности населения России…………………………………………….....13
2.2 Динамика безработицы в России……………………………………..…..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………..…35
3.1 Реализация программ в субъектах Российской Федерации…………......35
3.2 Антикризисные меры в сфере труда и сфере занятости населения…….36
3.3 Меры контроля в сфере труда и занятости населения………………......38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Особое место в деятельности гострудинспекций занимает надзор и  контроль за соблюдением законодательства по охране труда. В 2009 году было выявлено около 965,4 тыс. нарушений трудовых прав работников в сфере охраны труда. По оперативным сведениям госинспекций труда в 2009 году зарегистрировано 10 278 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, что на 20,3 % меньше, чем в 2008 году (12 903). При этом количество групповых несчастных случаев уменьшилось на 10,9 %, количество тяжелых несчастных случаев – на 19,3 % и количество несчастных случаев со смертельным исходом – на 25,9 %. 

В 2009 году Рострудом повышенное внимание придавалось взаимодействию государственных инспекций труда с территориальными органами федеральных органов власти и другими государственными органами, уполномоченными на осуществление надзора и контроля, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений профсоюзов. Каждая третья проверка в 2009 году была проведена совместно с указанными органами. При этом с органами прокуратуры проведено около 20 тыс. совместных проверок, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по труду – 12.2 тыс. проверок, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по надзору и контролю в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и пожарного надзора – более 600 проверок, в сфере технологического надзора – более 1,2 тыс. проверок, с другими органами – более 8,5 тыс. проверок. Более 7,2 тыс. проверок было проведено совместно с представителями объединений профсоюзов.  

В 2009 году Роструд продолжал  осуществлять уведомительную регистрацию  отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства. По состоянию на 1 января 2010 года в Российской Федерации действуют 50 отраслевых соглашений, прошедших процедуру уведомительной регистрации в Роструде. В рамках взаимодействия со сторонами социального партнерства в 2009 году Роструд оказал сторонам соглашений около 400 консультативных услуг, провел 85 консультативных встреч по вопросам разработки, заключения и выполнения отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне. Всего Рострудом заключено 14 двухсторонних соглашений о сотрудничестве и взаимодействии организациями сторон социального партнёрства.  

В соответствии с возложенными полномочиями Рострудом формируется  и актуализируется база данных трудовых арбитров. Эта работа осуществляется в тесном сотрудничестве с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями общероссийских профсоюзов и их объединений. По данным на 31 декабря 2009 года база данных по учету трудовых арбитров содержала сведения о 4 710 трудовых арбитрах из 75 субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сейчас рынок труда  представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

Важнейшим элементом  формирующейся рыночной экономики должно стать  управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования и занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие « причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности при Госкомимуществе РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах исполнительной власти. Такое представительство позволит координировать усилия разных ведомств по решению социально-экономических задач, объединяя их ограниченные финансовые ресурсы [11, с. 35-43]. 

Формирование и эффективное  функционирование системы регулирования занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить Федеральная  служба занятости.

Попытки обогатить содержание труда зачастую разбиваются об ограничения, устанавливаемые профсоюзами в  виде должностных инструкций, требований к срокам пребывания в должности, нормативных актов по ряду специальностей, а также наталкиваются на общее недоверие. Таким образом, руководство должно воздерживаться от реорганизации условий труда до тех пор, пока оно убедится в том, что рабочие предрасположены к нему. В ходе выполнения некоторых программ рабочим дали больше самостоятельности, чем они того желали. Результат - плохая работа и раздраженность работников. Ведущаяся в последнее время критика идеи реорганизации условий труда поддерживает такие взгляды. Тем не менее, при должной проработке программы совершенствование организации и условий труда способствует развитию чувства удовлетворенности работников, повышению качества труда, снижению количества прогулов и текучести кадров.

Качество трудовой жизни  можно повысить, изменив любые  организационные параметры, влияющие на людей. Это включает децентрализацию власти, участие вопроса руководства, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе. Все эти меры направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации. 

Таким образом, учитывая, что трудовые ресурсы относятся  к социально-экономической категории, и на основании всего вышеизложенного,  являющегося ярким тому подтверждением, можно сделать вывод, что управление этими самыми трудовыми ресурсами способно повлечь за собой изменение как в экономической, так и в социальной сферах деятельности общества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда: Учебник. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2010
  2. Дорнбуш Р., Фишер С., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 2009
  3. Киреев А.П. Международная экономика. Часть 1. – М.: ЮНИТИ, 2009.
  4. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 2008.
  5. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 2010
  6. Основы экономической теории под ред. проф. А.К. Шуркалина Москва 2008
  7. Павленков В.А. Рынок труда. М., 2009
  8. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Б.И.Башкатова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010
  9. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2011
  10. Бондаренко Л. Состояние социально-трудовой сферы села. // Вопросы экономики, 2010, №6, с.67-75.
  11. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2011, №4, с.21-35.
  12. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2011 №2, с.76-91.
  13. Львов Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2010, №2, с.90-106
  14. Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 2009, №8
  15. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2008, №3, с.47-52.
  16. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2008, №11-12, с.50-59.
  17. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2010, №2, с.102-113.
  18. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2010, №3, с.85-93.
  19. Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 2010, №2 с. 122-126.
  20. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2012
  21. Прикладная статистика. Учебник под ред. Д.В. Дианова – М.: Элит, 2006

Информация о работе Статистика рынка труда