Сущность аудита, его цель и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:31, реферат

Краткое описание

Аудит- это процесс, посредствам которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериями. Такое определение дают аудиту американские ученые .Это определение содержит несколько ключевых слов и словосочетаний .

Вложенные файлы: 1 файл

1.rtf

— 473.89 Кб (Скачать файл)

     При подготовке аудиторских доказательств аудитор определяет основополагающие элементы, характеризующие состояние проверяемого объекта. Этим аудитор отличается от ревизора. Содержание аудиторских доказательств зависит от способа их получения.

Различают:

  • прямые доказательства -- когда получают доказательства непосредственно проводя независимую процедуру выявления состояния объекта;
  • второстепенные доказательства - в этом случае используются данные внутреннего контроля или получения от 3 лиц.

В первом случае получают объективную и полную характеристику объекта, во втором к доказательствам нужно относиться очень осторожно.

  • документированные доказательства - содержащиеся в конкретных документах (Например, по расходному кассовому ордеру выдано 42 грн. на командировочные расходы, оправдательных документов нет. Указанная сумма списана на общехозяйственные расходы. В результате растет себестоимость, падает прибыль и налог на прибыль).

К аудиторским доказательствам предъявляются следующие требования:

  • необходимость;
  • обоснованность;
  • полнота;
  • правильность.

   Под необходимостью аудиторского доказательства понимают получение конкретного необходимого аудиторского доказательства, содержание которого характеризует объект исследования.

   Под обоснованностью  аудиторского доказательства понимается обеспеченность того, что в первичных документах и отчетах, учетных регистрах, формах отчетности содержание подтверждается подписями конкретных исполнителей.

   Под полнотой аудиторского доказательства понимают объем содержащейся в нем информации, достаточной для определения состояния объекта контроля.

   Под правильностью понимают требование, в соответствии с которым должны быть приведены всесторонне проверенные аудиторские данные. 

Источники аудиторских доказательств.

Источником информации аудиторских доказательств могут быть:

  • данные первичных документов, отражающие содержание хоз. операции или первичные отчеты;
  • учетные регистры, где обобщается и накапливается информация из соответствующих первичных документов и отчетов в разрезе их экономического содержания;
  • главная книга;
  • бухгалтерская отчетность;
  • планы, сметы, калькуляции, распорядительные документы;
  • материалы ревизий и проверок разных уровней;
  • материалы внутрихозяйственного контроля, в т.ч. по результатам внезапных проверок, инвентаризации и т.д.;
  • данные документального и фактического контроля;
  • письменные и устные заявления работников предприятия и третьих лиц.

Методика получения аудиторских доказательств.

Для получения аудиторских доказательств используют общенаучные и специальные приемы документального и фактического контроля.

Содержание документов проверяют сплошным или выборочным методом.  

Рабочие документы аудитора

Понятие и классификация рабочих документов.

   В соответствии с положением о стандарте аудита рабочие документы - это записи, в которых аудитор фиксирует:

  • использованные процедуры;
  • тесты;
  • полученную информацию и соответствующие;
  • выводы, сделанные в ходе аудитора.

   Рабочие документы должны включать в себя всю информацию , которую аудитор считает важной для правильного выполнения проверки и которая может поддержать те выводы, которые он проводит в своем заключении.

     Задачи рабочих документов. Общая цель рабочих документов заключается в том, чтобы помочь аудитору в проведении аудита. Это данные для определения для данного конкретного случая типа аудиторского заключениями основа для проверок.

     Состав и кол- во аудиторских док-тов определяются аудитором самостоятельно в каждом конкретном случае. Зависит от составления  Рабоч. док-тов; квалификация аудитора; его опыта работы; условия договора на проведении аудита; нормативов, правил и внутренних стандартов, используемых аудиторской фирмой или частным аудитором.

Рабочие док-ты должны отвечать определенным требованиям:

  • информацию содержать достаточно полную и детальную , чтобы другой аудитор, не участвующий в проверке мог составить четкое представление о проверке и подтвердить выводы;
  • док-ты должны быть составлены в ходе проверки, составление их после проверки не допускается;
  • док-ты должны отражать наиболее существенные моменты, по которым аудитору необходимо высказать мнение;
  • должны позволять оценить фин. отчетность, в соответствии с установленными критериями;
  • содержать информацию, необходимую или полезную для последующих проверок;
  • отражать состояние и оценку системы внутреннего контроля и степень к нему;
  • фиксировать процедуры по проверке и оценке системы б/у;
  • док-ты должны быть составлены четко и разборчиво;
  • используемые сокращения и усл. обозначения должны быть пояснены в начале папки раб. док-тов.;
  • необходимо обязательно указывать место и дату составления док-та, фамилию аудитора и его подпись, № док-та, порядковый № стр. в рабочей документации.

Существует несколько типов классификации раб. док-тов:

  1. По времени ведения и использования:
  • долгосрочные;
  • непродолжительного использования.
  1. По способу и источникам получения:
  • от третьих лиц;
  • от предприятия клиента;
  • составленные аудитором.
  1. По характеру информации:
  • правового хар-ра (копии учред. договоров и т.д.);
  • о руководстве и персонале предприятия (кол-во и прочие сведения);
  • о структуре и организации предприятия; 
  • о системе внутреннего контроля;
  • о системе б/у (структура, уровень автоматизации и т.д.);
  • док-ты и оценки аудиторского риска;
  • корреспонденция аудитора (письменные обращения аудитора, письма - предложения клиенту);
  • итоговое заключение;  
  • предложения и рекомендации.
  1. По назначению:
  • обзорные (общая хар-ка предприятия-клиента);
  • информативные (дающую точную инф-цию о совершенных хоз.операциях и т.д.);
  • проверочные (свидетельствующие о проверке фин.сост.);
  • подтверждающие (ответы на запросы третьих лиц);
  • расчетные (содержащие определенные расчеты);
  • сравнительные (составленные аудитором с целью сравнения);
  • аналитические (составленные в рез-те применения метода аналитического обзора).
  1. По степени стандартизации:
  • стандартизированные;
  • произвольной формы.
  1. По форме представления:
  • графические;
  • табличные;
  • текстовые;
  • комбинированные.
  1. По технике составления:
  • ручные;
  • на машинных носителях.

Рабочие док-ты аудитора тесно увязаны с получением и отражением аудиторских доказ-в поскольку раб.док-ты документально фиксируют последние. В соответствии с приведенной выше классификацией:

  • полученные от третьих лиц (ответы на запрос аудитора в банк) ;
  • полученные от предприятия- клиента (оригиналы и копии первичных док-тов, четных регистров, отчетов и т.д.);
  • составленные самим аудитором(зафиксированные док-но личные наблюдения, результаты тестов, аналитического обзора).
 

Методика составления рабочих документов аудитора.

     Каждая аудиторская фирма имеет свой подход к подготовке и организации рабочих док-тов.

Требования к рабочим док-там аудитора определяют их обязательные реквизиты:

  • наименование док-та;
  • название клиента;
  • порядковый № док-та и стр. его размещения в аудиторском досье;
  • период проверки;
  • содержание;
  • указание лиц составивших  и проверивших док-т, их подписи;
  • дата составления док-та и др.спец. реквизиты.

Чаще всего раб. док-ты составляются в виде схем.

     Полученные аудитором выводы и рез-ты, которые зафиксированы в одном док-те, могут быть использованы и отражены в других док-х, составленных в ходе проверки. При этом обязательна ссылка на страницу, где впервые эти выводы зафиксированы.

   Принято выделять рабочие док-ты объединенные в постоянную информ-ю (постоянные файлы). Они явл.удобными источниками информации об аудите, которая не утрачивает своей ценности из года в год. Обычно это следующие док-ты:

  • выписки или копии уставных док-тов, контракты долгосрочные и т.д.;
  • анализ за предыдущие годы по счетам, которые представляют постоянный интерес для аудитора(дебиторы, кредиторы, ОС и т.д.);
  • информация по ознакомлению системой внутрихоз. контроля и оценкой риска контроля;
  • рез-ты аналитических процедур, осуществленных при выполнении аудитов в предшествующие годы. Эта информация позволит определить имеются ли какие-нибудь необычные изменения по этим счетам за текущий год, которые требуют более широких проверок.
 

Документы текущего года образуют текущие файлы.

В текущие файлы включаются:

  • программа аудита;
  • рабочий пробный баланс; 
  • корректировка оборотных ведомостей.

Вспомогательные записи.

     Включение в рабочие док-ты хорошо спланированной программы аудита свидетельствует о том, что аудит проведен на высоком качественном уровне.

     В аудиторских док-тах  присутствует спец. раб. документ “Перечень аудиторских задач”. Учитывая особенности аудита в Украине, специфику ведения б/у по сравнению с зарубежными странами этот рабочий док-т может быть представлен в виде таблицы.

     
Дело _____ стр. ______   Аудит. фирма _______________
Клиент _____________   Регистр. №  лицензии ________
Период проверки ____   Аудитор ____________________
№  док-та ___________    

             Перечень аудиторских задач.

Настоящий документ предназначен для определения перечня задач (целей), 
которые необходимо решить в ходе аудиторской проверки. 

      1. Финансовая отчетность отвечает ли фин. отчетность предъявленным к ней требованиям и не искажает ли она фин. состояние предприятия.

     2. Система б/у. Обеспечивает ли сущ. на предприятии- клиента система б/у надлежащий отчет активов и пассивов предприятия.

Проверка данных синтетического учета.

Проверка данных аналитического учета и т.д.

     3. Проверка внутреннего контроля. Проверка надежности и эффективности системы внутреннего контроля предприятия клиента и т.д.

В документах “Планирование аудиторской программы”, как правило рассчитывается аудиторский риск. Аудитор может вынести док-т по расчету аудиторского риска отдельно. Форма этого док-та может быть следующая.

  1. Финансовая отчетность.
  2. Процесс снабжения.
  3. Процесс производства.
  4. Процесс сбыта.
  5. ОС.
  6. Материальные запасы.
  7. Расчеты с дебиторами.
  8. Денежные средства.
  9. Прибыль.
  10. Расчеты с кредиторами.
  11. Прибыль.
  12. Налогооблажение. и т.д.

Информация о работе Сущность аудита, его цель и задачи