Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:13, курсовая работа
В условиях рыночной экономики важнейшей функцией управления на всех уровнях становится контроль за сохранностью, преумножение собственности и обеспечение текущей доходности капитала. Контроль осуществляется в интересах учредителей, имеющих обязательственные права в отношении организации, в которую они вложили капитал и ориентирующихся на получение дохода (дивиденда) в интересах государства, так как достоверное отражение имущественного положения, доходов (оборотов) и прибыли организации обеспечивает правильное определение налогооблагаемой базы и как следствие налоговых платежей.
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………..…............3
1. Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений…………………………………5
1.1. Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по теме курсовой раьоты………
2. Контроль в экономическом значении
2.1. Организациооные формы и виды контроля.………………….……..........9
2.2. Органы государственногоконтроля и их функции……………………..15
2.3. Органы ведомственного контроля и их функции………………………18
2.4. Документальные и фактические методы контроля…………….……22
3.Организация ревизионной работы………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ.…........28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………
1. Сущность и назначение
контроля в условиях развития рыночных
отношений………………………………………………………
1.1. Краткий аннотированный
обзор законодательной и
2. Контроль в экономическом значении
2.1. Организациооные формы и виды контроля.………………….……..........9
2.2.
Органы государственногоконтрол
2.3. Органы ведомственного контроля и их функции………………………18
2.4. Документальные и фактические методы контроля…………….……22
3.Организация ревизионной работы………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ.…........28
Введение
В условиях рыночной экономики важнейшей
функцией управления на всех уровнях становится
контроль за сохранностью, преумножение
собственности и обеспечение текущей
доходности капитала. Контроль осуществляется
в интересах учредителей, имеющих обязательственные
права в отношении организации, в которую
они вложили капитал и ориентирующихся
на получение дохода (дивиденда) в интересах
государства, так как достоверное отражение
имущественного положения, доходов (оборотов)
и прибыли организации обеспечивает правильное
определение налогооблагаемой базы и
как следствие налоговых платежей. В организации
контроля заинтересованы менеджеры, для
которых он становится важнейшим источником
достоверной информации, получаемой из
подразделений организации и характеризующей
реальное состояние управляемого объекта,
а также работники организации, которым
необходима объективная оценка результатов
деятельности и имущественного состояния
подразделений организации. Это создает
объективную основу для стимулирования
работников. Значимость контроля за ходом
и результатами производства определяет
целесообразность мониторинга процессов
и факторов производства.
Рассматривая значение контрольной
функции, необходимо определить роль и
взаимосвязь различных методов контроля:
государственного финансового контроля,
аудита как независимой проверки достоверности
отчетности, налогового контроля, ревизионной
работы в системе объединений юридических
лиц (союзах, ассоциациях, холдингах), контрольной
работы в рамках организаций (внутренний
контроль и аудит).
В настоящее время действует четкая система
контроля, направленного на предупреждение
нарушений, поддержание пропорциональности
и равновесия в производстве, выявление
нарушений и их виновников, устранение
последствий допущенных нарушений.
В современных условиях важен не столько
последующий контроль, сколько контроль,
ориентированный на оперативное управление
и рассматриваемый как возможность своевременного
выявления отклонений с целью быстрого
устранения их негативных последствий,
т.е. контроль становится элементом оперативного
контроллинга хода производства.
Контрольно-ревизионные комиссии законодательно
определены в качестве органов, которые
должны формироваться в ряде коммерческих
организаций: в акционерных обществах
и обществах с ограниченной ответственностью.
Однако их статус и функции проработаны
недостаточно, а роль этих подразделений
организаций недооценивается.
Новым направлением развития контроля
стало создание в рамках крупных коммерческих
структур специальных служб внутреннего
контроля, которые приняли на себя функцию
всесторонней проверки хода производства,
включая документальный контроль и ревизию
сохранности товарно-материальных ценностей,
оценку целесообразности принимаемых
решений и полноты их реализации. Подобные
службы особенно важны в организациях,
имеющих развернутую сеть филиалов и обособленных
подразделений, поскольку в этом случае
они должны обеспечить единство учетной
политики и применение общей методологии
учета.
Таким образом, оптимизация контрольных
функций и появление новых методов контроля
не могли не сказаться на организации
контрольно-ревизионной работы, которая
является традиционной для российских
предприятий. Именно этим определяется
внимание, уделяемое данному вопросу в
научной, методической литературе и в
ряде законодательных и нормативных актов.
В настоящее время расширяется круг
субъектов контрольно-ревизионной работы.
Если в условиях государственной формы
собственности задача ревизии и контроля
сводилась к проверке сохранности и целевого
использования выделенных средств, то
сейчас важно проверять рациональность
распределения средств, находящихся в
распоряжении менеджеров. Это предопределяет
тесное взаимодействие контрольных органов
и собственников. Поэтому к контролю привлекаются
как внутренние контрольные органы, так
и внешние по отношению к организации,
в том числе независимые аудиторы. Особое
место в системе контроля занимают контрольно-ревизионные
комиссии, создаваемые из числа работников
организации и привлеченных лиц. Этот
субъект контроля представляет интересы
всех участников бизнеса (собственников,
менеджеров, работников, государства)
и наиболее демократичен. Контрольно-ревизионные
комиссии, как правило, работают в тесном
контакте с бухгалтерско-финансовыми
службами организаций, составляя планы
проведения ревизий и документальных
контрольных проверок, Регулярная работа
контрольных органов позволяет предупредить
накопление нежелательных отклонений,
противоправные действия отдельных работников
и локализовать ошибки.
В науке ревизию понимают как глубокий и всеобъемлющий метод бюджетного контроля. Однако из-за отсутствия федерального закона о государственном финансовом контроле законодательно определение ревизии нигде не закреплено. Определение ревизии и проверки дано в разных интерпретациях в ряде ведомственных нормативных правовых актов. Так, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России' содержит следующее определение.
«Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление».
Цель ревизии — определение законности, полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также эффективности и целевого использования государственных средств. Объекты ревизии — все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
В условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении.
Получив широкую хозяйственную самостоятельность, решая вопрос об источниках привлечения финансовых ресурсов и распределении получаемого дохода, хозяйствующие субъекты несут ответственность за законность своей деятельности и достоверное отражение своих финансовых результатов в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Государство, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивает защиту своих граждан от незаконных действий предпринимателей.
Контроль может носить правовой, административный характер; большое значение имеет технический, экономический контроль; хозяйствующие субъекты организуют экономический и общехозяйственный контроль. Особое место в системе контрольных функций занимает финансовый контроль.
Контроль определяют по-разному: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, вид деятельности, систему, обратную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т. д., что является следствием подхода к данному вопросу с точки зрения интересов представителей различных научных направлений.
Существуют различные виды контроля, каждый из которых характеризуется такими элементами, как:
· субъект контроля;
· субъект, принимающий решение по результатам контроля;
· объект контроля;
· предмет контроля;
· цель контроля;
· задачи контроля;
· принципы контроля;
· методы контроля;
· техника и технология контроля;
· процесс контроля.
В широком смысле под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности. Финансовый контроль имеет ту особенность, что его объектом всегда являются отношения, связанные с мобилизацией или расходованием денежных средств, т.е. с использованием финансовых ресурсов.
Финансовый контроль - это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Соответственно государственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан.
Финансовый контроль может рассматриваться в качестве одной из функций контрольных органов, представляющей собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля с целью установить законность совершенных им операций, достоверность и качество полученных финансовых показателей с применением определенных форм, методов и разновидностей ее организации.
2. Контроль в экономичеком значении
2.1. Организационые формы и виды контроля.
В условиях рыночной экономики достоверной учётной и отчётной информацией о деятельности хозяйственных субъектов возрастают. Эта информация необходима как внутренним пользователям (администрация, руководитель подразделения), так и внешним (государственные органы, поставщики, банки, собственники предприятия). Достоверность информации обеспечивается контролем. Контроль в экономическом значении означает наблюдение и управление.
Контроль – это самостоятельная функция управления, представляющая собой системы и проверки процесса функционирования объекта в соответствии с принятыми управленческими решениям, а так же позволяющие видеть отклонения от намеченных целей и принимать при необходимости корректирующие меры. Содержание контроля трактуют в широком и узком смысле. В узком контроль связывают с какой-либо функцией управления, например с планированием, т.е. когда с помощью контроля выявляются те или иные погрешности в плане и исправляются. Под контролем в узком смысле так же подразумевают проверку деятельности чего-либо или кого-либо. В широком смысле контроль рассматривают как проверку соблюдения и выполнения поставленных задач, планов и решений.
Функции контроля.
Функции контроля существуют с давних времён, их появление обусловлено следующими факторами: разделение общественного труда, возникновение товарно-денежных обмена, формирование институтов гос-ва и права.
Функции экономического контроля: информационная, профилактическая, мобилизующая, воспитательная.
Информационная функция заключается в том, что информация полученная в результате контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта. Профилактическая функция заключ. В том, что контроль не только выявит недостатки хищения и злоупотребления, но и способствующих их устранение и не допущению в дальнейшей работе. Мобилизующая функция контроля заставляет объекты хозяйствования выполнять свои обязательства. Воспитательная функция заключается в том, что приобщая людей к управлению производством, контроль воспитывает у работников организации потребность соблюдения законности и чёткого выполнения своих обязанностей.
Контроль может осуществляться на разных уровнях: должностного лица, отдельного подразделения, на уровне предприятия, на уровне отрасли, региона, страны.
Целью контроля является объективное изучение дел в определённых отраслях деятельности предприятия и выявление отрицательно оказывающихся факторов.
Основные задачи контроля:
1)Уклонение законности правопорядка;
2)Укрепление гос. и договорной дисциплины;
3)Обеспечение сохранности принадлежащих организации имущества, денежных средств;
4)Достижение целевого,
экономного и рационального
5)Выявление и использование резервов роста и повышение эффективности производства;
6)Выявление путей
Финансовый экономический контроль – это деятельность уполномоченных государственных, муниципальных органов, а так же не государственных организации органов и лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений правовых норм и управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование государства и его элементов.
Роль финансового экономического контроля в управлении экономикой определяется его целями, функциями, задачами, принципами и основным содержанием, которое составляет:
1)Обеспечение качественного и эффективного финансового, хозяйтсвенного управления, соблюдение финансового законодательства субъектами финансовых отношений;
2)Защита интересов всех субъектов хозяйствования и управления государством в целом и его граждан;
3)Содействие, проводимое
государством единой
4)Выявление внутренних
резервов использования фин.
5)Укрепление экономической системы страны.
Основные функции финансового экономического контроля: контрольная, предупредительная, регулятивная, оценочно-аналитическая.
Задачи финансового экономического контроля:
1.обеспечение соблюдения действующего законодательства;
2.обеспечение эффективности
планирования финансово-
3.обеспечение правильности ведения учёта и составления отчётности по финансово-экономической деятельности;
4.обеспечение соблюдения прав и сохранности имущества собственников;
5.установление
Информация о работе Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений