Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики важнейшей функцией управления на всех уровнях становится контроль за сохранностью, преумножение собственности и обеспечение текущей доходности капитала. Контроль осуществляется в интересах учредителей, имеющих обязательственные права в отношении организации, в которую они вложили капитал и ориентирующихся на получение дохода (дивиденда) в интересах государства, так как достоверное отражение имущественного положения, доходов (оборотов) и прибыли организации обеспечивает правильное определение налогооблагаемой базы и как следствие налоговых платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………..…............3
1. Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений…………………………………5
1.1. Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по теме курсовой раьоты………
2. Контроль в экономическом значении
2.1. Организациооные формы и виды контроля.………………….……..........9
2.2. Органы государственногоконтроля и их функции……………………..15
2.3. Органы ведомственного контроля и их функции………………………18
2.4. Документальные и фактические методы контроля…………….……22
3.Организация ревизионной работы………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ.…........28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Ж) подготовка альтернативных балансов;

Методы фактического контроля:

1.Инвентаризация;

2.Осмотр, обследование;

3.Контрольный запуск  сырья в производство;

4.Лабораторный анализ  качества сырья, товаров и готовой продукции;

5.Экспертная оценка;

6.Проверка объема выполненных  работ;

7.Проверка соблюдения  трудовой дисциплины и фактического  использования рабочего времени;

8.Метод получения устных  и письменных объяснений, справок и ответов на разработанные анкеты;

9.Контрольная покупка  и др.

Знание и умение применения основных методов и приемов контроля существенно повышает его эффективность. Все хозяйственные операции экономических субъектов должны быть документированы. Проверяющий работает с первичными документами, учетными регистрами, формами отчетности и т.д.. Эти документы могут быть либо доброкачественными, либо нет. И одной из задач проверяющего является выявление недоброкачественных документов. С целью их последующего анализа и определения последствий их использования экономическим субъектом. 

Для классификации документов по качественным признакам используются 3 критерия доброкачественности документов:

1.Формальный – означает, что документы должны быть составлены по определенной форме и должны быть заполнены все реквизиты;

2.Законность – значит, что хозяйственная операция отраженная в документе должна быть законна по своему содержанию и быть санкционированной в установленном порядке ответственными лицами;

3.Действительность – означает, что документ должен отражать содержание именно той хоз операции для которой он был создан и отражать в неискаженном виде.

Документы, которые не отвечают хотя бы одному из трех выше перечисленных критериев являются недоброкачественными и они подразделяются:

1.документы недоброкачественные по форме;

2.документы недоброкачественные  по существу – искажают информацию, которая в них отражается (ошибки, незаконные операции – совершенные по незнанию).

Материальный подлог – когда в документах часть информации подделка. Интеллектуальный подлог – когда документы оформлены верно, но содержат ложную информацию.

Если материальный + интеллектуальный =комбинированный подлог.

Методические приемы документального контроля можно  подразделить на:

1.приемы проверки отдельного документа (формальная, арифметическая, нормативно-правовая проверка на действительность хозяйственных операции);

2.приемы проверки нескольких  документов по однотипным или  взаимосвязанным хозяйственным операциям (встречная);

3.приемы проверки системы  бухгалтерских записей (контрольное сличение). Восстановление количественно-суммового учета, хронологическая проверка движения ТМЦ и денежных средств, сканирование и наблюдение проверяющего, проверка документов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций,  подтверждение и подготовка альтернативного баланса.

Методическим приемом  проверки отдельного документа является:

1.формальная проверка  – визуальная проверка документов;

2.арифмитическая проверка – состоит в пересчете общих итого, начислений и т.д.;

3.нормативно-правовая проверка – проверяется соблюдение различных нормативов, инструкций, положений и т.д.

4.проверка на действительность хоз операций.

 

3. Организация  ревизионной работы.

Одним из важнейших видов  контроля являются ревизии. Слово “ревизия” (от лат. revision) означает пересмотр. Действительно, документальная ревизия представляет собой контрольный пересмотр, изучение документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность ревизуемой организации, с точки зрения законности, правильности и целесообразности совершенных хозяйственных операций. Ревизии обеспечивают систематический контроль за сохранностью, рациональным использованием материальных и денежных ресурсов. 
Предметом ревизии, так же как и бухгалтерского учета, является производственная и хозяйственно-финансовая деятельность организаций и предприятий. Документальная ревизия по времени осуществления относится к последующему контролю и проводится путем сплошного или выборочного просмотра первичных документов, учетных регистров, форм отчетности, правильности записей в них за определенный промежуток времени, а также проверки совершения хозяйственных операций. Она объединяет в себе фактический и документальный контроль. От других методов контроля документальная ревизия отличается регулярностью и определенной периодичностью. Она позволяет наиболее полно и глубоко проверять результаты производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, эффективность использования находящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов. 
Перед документальными ревизиями ставятся различные задачи. Ревизии отличаются по характеру проверки, полноте охвата первичных документов и учетных регистров и т.д. В связи с этим документальные ревизии классифицируются по различным признакам. 
В зависимости от того, какие органы назначают ревизии, они делятся на ведомственные и вневедомственные. Ревизии, проводимые контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерства, ведомства, концерны, тресты и т.д.) в подведомственных им предприятиях, организациях и учреждениях, называются ведомственными, а проводимые органами Комитета государственного контроля, Министерством по налогам и сборам и другими государственными органами управления, — вневедомственными.

Ревизии, проводимые контролирующими органами, могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации не более одного раза в год. Ревизии, не предусмотренные планом, относятся к внеплановым. Как правило, внеплановые ревизии проводятся по специальным заданиям вышестоящей организации для проверки поступивших с мест сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, хищениях, а также по требованию судебно-следственных органов, комитета государственного контроля и др. При расследовании некоторых преступлений, особенно хищений имущества, документальная ревизия проводится в обязательном порядке. Материалы такой ревизии дают возможность следственным органам установить лиц, виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба.

По охвату проверяемых  объектов различают ревизии сплошные и выборочные. Сплошные ревизии предусматривают  проверку всех объектов учета за весь проверяемый период. Выборочные ревизии  предусматривают проверку хозяйственных  операций и документов не за весь ревизуемый период, за время, заранее намеченное ревизором. Однако и при выборочной ревизии отдельные операции подвергаются сплошной проверке. 
По характеру и перечню проверяемых хозяйственных операций ревизии могут быть полными и частичными. Полная ревизия предусматривает проверку всей предпринимательской деятельности организации за весь ревизуемый период. При частичной ревизии проверяется только определенная часть предпринимательской деятельности организации. 
По глубине проверки, объему и составу ревизующих различают ревизии комплексные, некомплексные (тематические) и сквозные. При комплексной ревизии проверяются все стороны предпринимательской деятельности организации. Они, как правило, проводятся бригадами, в состав которых, кроме бухгалтеров-ревизоров, включаются специалисты, хорошо знающие экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы предпринимательской деятельности.

Некомплексные (тематические) ревизии назначаются для проверки отдельных вопросов одновременно в нескольких подведомственных организациях. Они обычно проводятся для детального изучения каких-либо вопросов и разработки конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Например, такие ревизии могут производиться для проверки обеспечения сохранности имущества, правильности использования фонда заработной платы и др.

Сквозными называются ревизии, в процессе которых проверяется  деятельность не только объединения, но и подведомственных ему организаций.

Ревизии могут быть также  повторными и дополнительными. Они проводятся, если предыдущие проверки не позволили вскрыть некоторые факты хищений и злоупотреблений, и если необходим дополнительный материал для привлечения виновных к ответственности. Обычно причиной повторной ревизии являются некачественное проведение контрольно-ревизионных работ.

Задачи документальной ревизии предусматривают следующее: 
■ изучение действующей у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

■ проверка документов в  целях установления законности проведенных  хозяйственных и финансовых операций;

■ проверка действительности совершения сделок, получения или  выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;

■ сопоставление данных первичного бухгалтерского учета с  данными отчетности, данных учета  и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

■ сопоставление записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другими операциями;

■ проверка полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей; 
■ проверка соблюдения установленного порядка ведения организации бухгалтерского учета денежных средства и материальных ценностей, организации их сохранности, состояния пропускной системы; 
■ проверка состояния внутрихозяйственного контроля; 
■ другие вопросы, определенные программой ревизии.

Основные цели ревизии  — выявление резервов предпринимательской  деятельности, повышение ее эффективности  и качества работы; усиление режима экономии в использовании денежных средств и материальных ценностей; укрепление негосударственной дисциплины; устранение причин и условий образования потерь, недостач и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 

 

Предметом моей работы выступали научно-теоретические работы посвященные проблемам финансового контроля и формы его осуществления (аудиту и ревизии), а также основы законодательства Республики Белерусь о финансовом контроле, ревизии и аудите.

Объектом данной работы являлись процессы и формы осуществления финансового контроля в Республике Белерусь. Кроме того, объектом исследования являлось нормативное регулирование основных форм финансового контроля – аудита и ревизии.

Основными методами исследования в данной работе являются методы анализа и изучения литературы, а также метод сравнительного анализа.

Цель данной курсовой работы - определение роли ревизии и аудита как форм финансового контроля и разработка путей развития ревизии и аудита. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII  
    "Об аудиторской деятельности".
  2. Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. № 369 "О комитете государственного контроля Республики Беларусь".
  3. Закон Республики Беларусь от 2 февраля 1994 г. № 2737-XII  
    "О государственной налоговой инспекции РБ".
  4. Указ Президента Республики Беларусь от 11 февраля 1998 г.  
    № 71 "Об образовании Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь".
  5. Декрет Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. № 30 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь".
  6. Инструкция о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства промышленности Республики Беларусь. Утверждена приказом Министерства промышленности Республики Беларусь 30 июня 2000 г. № 235 (с учетом изменений, внесенных приказом Минпрома от 07.05.2001 № 237,  
    рег. № 8/6153 от 28.05.2001).
  7. Адаме Р. Аудит. Пер. с англ. /Под ред. Я.В. Соколова. – М., 1995.
  8. Арене Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит. Пер с англ. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 568 с.
  9. Аудит и ревизия: Справочное пособие /Под общ. ред. И.Н. Белого. – Мн.: Мисанта, 1994. – 221 с.

 

  1. Бухгалтерский учет и контроль в Республике Беларусь. Сборник нормативных актов в 6 т. /Сост. И.Н. Ковалевич. – Мн.: Амалфея, 1996.
  2. Общий аудит. Законодательная и нормативная база, методика и приемы осуществления. / Под ред. А.М. Емельянова и др. – М., 1996. – 512 с.

 

  1. Стражева Н.И. Бухгалтерский учет: Производственно-практическое пособие. 5-е изд., перераб и доп. – Мн., 1998.

Информация о работе Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений