Сущность и принципы позаказного метода учета затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:32, реферат

Краткое описание

Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений руководителям предприятий необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выявить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. Эффективность работы организации во многом зависит от информации о формировании себестоимости. Тому есть причины:
▪ затраты на производство продукции являются базой для установления продажной цены
▪ информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством

Вложенные файлы: 1 файл

ваввап.docx

— 56.73 Кб (Скачать файл)

      Затраты  на производство продукции в  бухгалтерском учете собираются  на счетах:

      20 «Основное  производство» (данный счет предназначен  для обобщения информации о  затратах основного производства);

      23 «Вспомогательные  производства» (данный счет предназначен  для обобщения информации о  затратах производств, которые являются  вспомогательными для основного  производства);

      25 «Общепроизводственные  расходы» (расходы по обслуживанию  основного и вспомогательного  производств – по содержанию  машин и оборудования, амортизационные отчисления на полно восстановление и затраты на ремонт основных средств производственного назначения, расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений, расходы по страхованию производственного имущества, оплата труда производственного персонала и др.);

      26 «Общехозяйственные  расходы» (данный счет предназначен  для обобщения информации об  управленческих и хозяйственных  расходах, не связанных непосредственно  с производственным процессом  – административно-управленческие  расходы, содержание общехозяйственного  персонала, не связанного с производственным  процессом, арендная плата за  помещение общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных  услуг и др.);

      28 «Брак  в производстве» (собираются затраты  по выявленному внутреннему и  внешнему браку - стоимость неисправимого, т.е. окончательного брака, , расходы по исправлению и т.п.)

      29 «Обслуживающие  производства и хозяйства»: производства  и хозяйства, деятельность которых  не связана с производством  продукции, выполнением работ, оказанием  услуг, явившихся целью создания  данного предприятия. На данном счете могут быть отражены затраты, состоящие на балансе предприятия: жилищно-коммунального хозяйства, столовых и буфетов, детских дошкольных учреждений, домов отдыха, санаториев и др.)

      44 «Расходы  на продажу» -  затраты торговых  предприятий;

      46 «Выполненные  этапы по незавершенным работам» (данный счет целесообразно использовать  в организациях, осуществляющих  работы долгосрочного характера (строительных, проектных и др.), в  которых расчеты осуществляются  не в целом за законченные  и сданные работы, а по отдельным  этапам работ)

      97 «Расходы будущих периодов» (затраты, произведенные  в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам – расходы на подготовку и освоение производства, расходы по ремонту основных средств в сезонных отраслях промышленности  (когда не создается ремонтный фонд) и др.

       По дебету  указанных счетов учитываются  расходы, а по кредиту – их  списание. По окончании месяца  учтенные на собирательно-распределительных  счетах (25, 26, 28, 97) затраты списываются  на счета основного и вспомогательного  производства.

Налоговым кодексом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными считаются расходы, подтвержденные документами, оформленными в установленном законодательством порядке.

     Учет расходов  по отдельным заказам начинается  с открытия заказа. Заказ открывается  соответствующим бланком заказа  или наряда на выполнение заказа, который содержит следующую базовую  информацию:

    • тип заказа (для собственного потребления или со стороны, разовый или сводный),
    • номер заказа,
    • характеристика заказа,
    • исполнитель,
    • срок исполнения заказа,
    • период, в котором учитываются издержки по заказу

      В бухгалтерии  предприятия на основании первичных  документов производится учет  материалов, заработной платы, потерь  от брака, износа приспособлений  и инструментов, связанных с выполнением  заказа - т.е. прямых издержек. В первичных  документах проставляется номер  заказа. В целях регистрации различных  производственных затрат для  учета незавершенного производства  используют ведомость калькуляции  затрат по заказу и видам  работ. Для каждого заказа заводится  отдельная ведомость, в которой аккумулируются затраты по прямым материалам, прямому труду и заводским накладным расходам, относимым на этот заказ по мере его прохождения через процесс производства. В зависимости от потребностей компании форма ведомости может быть различной. Ведомость (карточка) заказа является основным учетным регистром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация учета прямых и  косвенных затрат при позаказном  методе учета затрат.

 

  Прямые затраты непосредственно  относятся к конкретному объекту  калькуляции (видам изделий или  группам однородных изделий, работам, услугам) — это затраты сырья и материалов, заработной платы производственных рабочих, занятых изготовлением продукции, вместе с отчислениями на социальные нужды и другие затраты, которые можно отнести на себестоимость продукции на основании первичных документов.

      Прямые  затраты материалов в соответствии  с полученными первичными документами  списываются на соответствующие  заказы и показываются по дебету  счета 20 «Основное производство». Прямая  заработная плата также прямо  относится на соответствующие  заказы.

      Возникает  проблема с распределением косвенных  расходов (амортизация, арендная плата, затраты на освещение, отопление  и т.п.) между отдельными производственными  заказами, выполненными в отчетном  периоде, ведь спланировать цену  заказа и согласовать ее с  заказчиком необходимо в течение  отчетного периода, когда еще  не известна общая сумма косвенных  расходов. Одно из решений данного  вопроса — ждать окончания  отчетного периода и затем, зная  общую фактическую сумму косвенных  расходов за отчетный период, распределить ее между отдельными  заказами. Однако такое решение  вряд ли удовлетворит современного  руководителя и самого заказчика. Руководству предприятия необходимы  данные об ожидаемой себестоимости  заказа для определения цены  до того, как будет выполнен  заказ. Заказчику также нужна  оперативная информация о возможной  цене, с тем чтобы выбрать для  себя недорогого исполнителя. На  практике обычно идут другим  путем: косвенные расходы распределяют  между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (предварительными  нормативами) распределения ожидаемых  косвенных расходов.

      Понятие  «бюджет» в управленческом учете  является синонимом слова «план». Следовательно, речь идет о показателях, планируемых самой бухгалтерией. Они базируются на оценочных  величинах объемов производства (работ, услуг) и косвенных расходов  в предстоящем периоде.

      Расчет  бюджетной ставки распределения  косвенных расходов выполняется  бухгалтерией накануне наступающего  отчетного периода в три этапа:

      1. Оцениваются  косвенные расходы предстоящего  периода.

      В значительной  степени точность этого прогноза  зависит от опыта, знаний и  интуиции бухгалтера-аналитика, так  как, давая подобные прогнозы, необходимо  учесть многие факторы — как  объективные (не зависящие от  деятельности предприятия), так и  субъективные (зависящие от него). Например, существенным слагаемым  общепроизводственных расходов  оказывается оплата коммунальных  услуг и электроэнергии, а ее  размер в свою очередь зависит  от установленных тарифов. Следовательно, повышение действующих тарифов  по оплате коммунальных услуг  и электроэнергии является для  предприятия объективным фактором. Бухгалтеру-аналитику, конечно, трудно  предсказать влияние этого фактора  в предстоящем периоде.

      Вместе  с тем именно от предприятия  будет зависеть, насколько производительно  используется электроэнергия, допускается  ли ее непроизводительное потребление, и если допускается, то в какой  мере. Такого рода субъективные  факторы также должны быть  учтены бухгалтером-аналитиком в  его прогнозе косвенных расходов  предстоящего периода.

      2. Выбирается  база для распределения косвенных  расходов между отдельными производственными  заказами, и прогнозируется ее  величина. При этом под базой  понимается какой-либо технико-экономический  показатель, который, с точки зрения  руководства предприятия, наиболее  точно увязывает общепроизводственные  косвенные расходы с объемом  готовой продукции.

      База для  распределения косвенных расходов  выбирается предприятием самостоятельно, исходя из специфических особенностей  его деятельности, характера выполняемых  заказов, их размера, количества  и т.д., записывается в учетной  политике предприятия и является  таковой в течение всего финансового  года. Так, в промышленном производстве общепринятыми показателями для распределения косвенных расходов являются отработанные станко-часы, машино-дни, сумма начисленной заработной платы производственных рабочих. Однако могут применяться и другие измерители, например при индивидуальном производстве ковров — квадратные метры, при оказании транспортных услуг — километры пробега автомобиля, аудиторских услуг — количество часов, отработанных сотрудниками аудиторской фирмы, и т.д. Выбрав в качестве базы распределения косвенных расходов какой-либо показатель, бухгалтер-аналитик прогнозирует его размер на предстоящий период. Здесь он сталкивается с теми же проблемами, о которых речь шла выше. Необходимо оценить возможный спрос на продукцию предприятия в предстоящем периоде с учетом сезонных колебаний, покупательной способности населения (или предприятий), общей ситуации на рынке с учетом деятельности конкурентов. Правильно оценить влияние всех этих факторов на ожидаемую величину заказов, а следовательно, и на размер выбранного базового показателя сможет лишь опытный бухгалтер-аналитик.

      3. Рассчитывается  бюджетная ставка путем деления  суммы прогнозируемых косвенных  расходов на ожидаемую величину  базового показателя.

      Пример. На  предприятии ООО «Эфа» в августе 2011 г. выпускается два вида асфальтобетона, марки ВIII и ДIII . В качестве базы распределения выбрана заработная плата основных производственных рабочих. Сумма начисленной заработной платы за месяц основных производственных рабочих, выпускающих асфальтобетон марки ВIII составила 45000 руб., рабочих, выпускающих асфальтобетон марки ДIII составила 58000 руб. Величина накладных расходов составила 90000 руб. Требуется распределить накладные расходы пропорционально выбранной базе распределения.

Для этого нужно:

Рассчитывается коэффициент распределения косвенных расходов (К)

К = 90000/(45000 + 58000) = 0,9.

Величина косвенных расходов, отнесенных на марку ВIII, составит:

Расх. ВIII = 45000*0,9 = 40500 (руб.).

Величина косвенных расходов, отнесенных на марку ДIII, составит;

Расх. ДIII = 58000*0,9 = 52200 (руб.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   4. Калькулирование затрат при позаказном методе учета затрат.

 

 Позаказная система  традиционно характеризуется совпадением  объектов учета затрат и калькулирования. На каждый объект открывается  карточка набора затрат и выпуска (окончания производства) продукции. Калькуляция фактической себестоимости  составляется только при окончании  выполнения заказа. Общие затраты  распределяются между готовой  и незаконченной продукцией прямым  путем. Таким образом, до момента  полного окончания заказа затраты  остаются в незавершенном производстве. Непериодичность составления отчетных калькуляций признается всеми исследователями как основной недостаток этой системы. Результаты выполнения заказов рассчитывают не по окончании отчетного периода, а после их завершения. В соответствии с этим и происходят условная оценка деятельности предприятия и сопоставление затрат на выполнение заказа и доходов от его реализации за определенный отчетный период.

      Было предпринято  несколько попыток устранения  недостатков позаказной системы  путем разукрупнения заказов. С  этой целью к основному внешнему  заказу было предложено открывать  несколько внутренних заказов  на отдельные законченные элементы  конструкции производимого изделия. Позаказная система имеет на  практике несколько вариантов:

  • контрактный – учет затрат по крупным единицам продукции, производство которых проходит в течение длительного периода времени, с обязательным заключением договоров, когда себестоимость определяется по контракту в целом и отдельным этапам выполнения;
  • поиздельный – учет затрат организуется по каждому наименованию изделий или группе однородных изделий, а себестоимость исчисляется путем деления общих затрат на количество изготовленной продукции данного вида в течение отчетного периода;
  • подетальный – учет затрат ведется по конкретным наименованиям изготовляемых деталей, по сборке деталей в узлы, узлов – в изделия, а себестоимость изделия определяется суммированием себестоимости комплекта деталей и расходов по сборочным работам.
  • внутрипроизводственные заказы – затраты обощают по однородным объектам (единичным), опытным образцам новой техники, экспериментальным изделиям, их себестоимость калькулируется как правило, по окончании отчетного периода.

Информация о работе Сущность и принципы позаказного метода учета затрат