Сущность ревизии как инструмента финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 07:51, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в следующем: в рыночных условиях происходит не упрощение, а усложнение финансовой деятельности, как следствие - усложнение и финансового контроля, который объективно присущ рыночной экономике. Финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов. В настоящее время с развитием рыночной экономики повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.
Цель данной работы - рассмотреть сущность и задачи финансового контроля, основные методы, а также подробно разобраться в ревизии, как основном методе финансового контроля.

Содержание

Введение..........................................................................................................................3
1. Сущность ревизии как инструмента финансового контроля...........................4
Задачи и организация проведения ревизии...................................................4
Основания и периодичность проведения ревизии.......................................5
Основные направления ревизий....................................................................9
Отличия ревизии от других форм финансового контроля........................10
2. Ревизия основных средств.........................................................................................11
2.1. Цели и основные задачи ревизии основных средств..............................................11
2.2. Источники информации ревизии основных средств...............................................12
2.3. Нормативные документы , необходимые для проведения ревизии основных средств................................................................................................................................12
2.4. Методика и схема ревизии основных средств.........................................................12
2.5. Типичные ошибки , выявляемые при ревизии основных средств.........................14
2.6. Бухгалтерские проводки по ревизии основных средств.........................................15
3. Инвентаризация кассы..............................................................................................18
Заключение...................................................................................................................23
Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием плана и программы и распределить задания между ними. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы (графики) проведения ревизии, порученных им участков деятельности предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы.

В рабочем плане указываются  перечень работ, подлежащих выполнению во время поведения ревизии, сроки  их выполнения и способ проверки. После  приезда на ревизуемое предприятие  и ознакомления с конкретными условиями работы в рабочий план могут быть внесены соответствующие дополнения и изменения.

При проведении некомплексной  ревизии и отсутствии данных о  недостатках в работе ревизуемого  предприятия осуществляется проверка всей его финансовой и хозяйственной деятельности. В таких случаях программа ревизии не составляется, а ревизор руководствуется типовой программой. Вопросы, подлежащие проверке, определяются и конкретизируются им самостоятельно исходя из данных, полученных в ходе ревизии. Однако рабочий план проведения ревизии должен быть составлен, так как он обеспечивает более рациональное использование времени, вносит в работу ревизора четкость и организованность.

Ревизор должен оповестить работников ревизуемого предприятия  о начавшейся ревизии и ее сроках.

По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизионной  группы (ревизор) предъявляет руководителю этого предприятия приказ или  распоряжение о проведении ревизии. После этого производится проверка кассовой наличности (инвентаризация кассы). При отсутствии кассира помещение кассы опечатывается.

Руководитель ревизуемого  предприятия предоставляет рабочее  помещение, транспорт.

Когда имеются сведения, сигналы о хищении материальных ценностей или нарушении правил их отпуска, ревизию следует начинать с инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Руководитель ревизуемого  предприятия издает распоряжение, согласно которому работники обязаны предъявлять  по требованию ревизора денежные средства и товарно-материальные ценности для  их фактической проверки, а также первичные документы, учетные регистры, отчеты, сметы, служебную переписку и другие документы; давать в устной и письменной форме необходимые объяснения и справки; своевременно принимать необходимые меры для устранения выявленных недостатков и нарушений и т.д. При проведении комплексной ревизии руководитель предприятия обязан созвать совещание с руководителями отделов, служб и структурных подразделений, на котором руководитель ревизионной группы представляет всех ее членов, сообщает о цели, задачах и программе ревизии.

Проведению документальной ревизии должно предшествовать обследование ревизуемого предприятия. Для этого  ревизионная группа (ревизор) изучает  размещение аппарата управления, отдельных  служб, цехов и других структурных  подразделений, места хранения оборудования и товарно-материальных ценностей, подъездные пути и т.п.

Ревизионное обследование является первым этапом проверки непосредственно  на месте, и оно позволяет членам ревизионной группы (ревизору) установить недостатки в работе предприятия и отдельных его служб, в хранении и использовании оборудования, техники, материальных ценностей и других объектов контроля.

Во время обследования предприятия руководитель ревизионной  группы (ревизор) должен решить, где  и какие товарно-материальные ценности следует подвергнуть контрольной инвентаризации.

Контрольные инвентаризации проводятся, как правило, в начале ревизии. Вместе с тем они широко применяются и в ходе ее осуществления, когда выявляются те или иные нарушения, недостатки или расхождения в документальных данных и возникает необходимость в использовании данного приема фактического контроля.

До начала проведения документальной ревизии следует  ознакомиться с состоянием бухгалтерского учета. Если имеется отставание в  учете, то руководитель ревизионной группы (ревизор) совместно с руководителем и главным бухгалтером ревизуемого предприятия должен наметить мероприятия по его ликвидации [14, 16]. Одновременно с этим следует выслать всем поставщикам и покупателям, прочим дебиторам и кредиторам извещения о проводимой ревизии с просьбой сообщить о состоянии расчетов и имеющихся претензиях к ревизуемому предприятию.

После проведения подготовительной организационной работы на предприятии  ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.

Ревизия финансово-хозяйственной  деятельности предприятия проводится посредством:

· изучения действующей  на проверяемом предприятии системы  внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

· проверки документов в  целях установления законности и  целесообразности произведенных хозяйственных  и финансовых операций;

· проверки действительности совершения сделок, получения или  выдачи в указанных документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг;

· сопоставления бухгалтерских  записей по учету с оправдательными  документами, данных бухгалтерского учета  с данными отчетности, данных учета  и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и другими);

· проведения встречных  проверок, т.е. сличения имеющихся на ревизуемом предприятии записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых  получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

· сличения в необходимых  случаях и в установленном  законодательством порядке имеющихся  на ревизуемом предприятии выписок  банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также путем ознакомления с документами, являющимися основанием для производства указанных записей;

· сличения в установленных  законодательством случаях и  порядке копий платежных документов, имеющихся в ревизуемой организации, с платежными документами, хранящимися в банке;

· контрольных обмеров  объемов выполненных работ;

· взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и  готовых изделий; ревизия контроль арифметический проверка

· контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов и соответствия продукции государственным стандартам, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов;

· проверки полноты оприходования  готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;

· проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы.

Для систематизации материалов ревизии ревизор должен регистрировать вскрытые факты нарушений, злоупотреблений  и другие недостатки в работе предприятия  в своих рабочих документах. Регистрация установленных фактов в документах должна производиться по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой (содержанием) основного акта документальной ревизии. Такой порядок накапливания материалов ревизии позволяет быстрее и логичнее оформить основной акт ревизии, полнее изложить недостатки, нарушения и злоупотребления, установленные ревизией .

На последующих этапах ревизионного процесса оформляются  материалы ревизии, реализуются  материалы ревизии и организуется контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Изъятия ревизорами необходимых  подлинных документов, когда сохранность  их в ревизуемом предприятии не гарантируется, а также в случаях выявления  фиктивных документов, совершения подделок и подлогов производится на основании письменного распоряжения судебно-следственных и других органов, имеющих на это право. Взамен изъятых документов в делах ревизуемого предприятия представляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями ревизующего и главного бухгалтера или другого ответственного лица ревизуемого предприятия

1.3. Основные направления  ревизий

Организация и производство ревизий обеспечивается силами отдела ревизионной работы (Контрольно-ревизионного управления) Министерства юстиции РФ. При проведении комплексных ревизий министерств юстиции автономных республик, управлений края, области в проверке их финансово-хозяйственной деятельности также принимает участие Департамент финансово-экономического и хозяйственного обеспечения Минюста России. В отдельных случаях на основании приказа (распоряжения) министра (первого заместителя министра) для участия в ревизии могут быть привлечены специалисты управлений и отделов министерства, а также других учреждений и органов юстиции.

Ревизии могут осуществляться по следующим основным направлениям:

  1. соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
  2. обоснованность расчетов сметных назначений;
  3. исполнение смет расходов;
  4. использование бюджетных средств по целевому назначению;
  5. обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  6. обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
  7. соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
  8. обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
  9. полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  10. операции с основными средствами и нематериальными активами;
  11. операции, связанные с инвестициями;
  12. расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
  13. обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
  14. формирование финансовых результатов и их распределение.

Кроме перечисленных выше направлений финансового контроля, также проверяется хозяйственная деятельность ревизуемого предприятия, т. е. изучается структура предприятия, подведомственные учреждения и службы, общий штат и объем общей сметы, счета (бюджетные и текущие), имущество организации (его размеры и стоимостная оценка).

Чтобы правильно понять функционирование бухгалтерской службы проверяемой организации, а также  потоки финансовой информации и документооборот, изучается структура бухгалтерской  службы, организация, формы и методы ведения бухгалтерского учета, как реализуется утвержденное Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции специалистов бухгалтерской службы, обеспечен ли контроль над сохранностью денежных средств и материальных ценностей; формируется ли учетная политика в соответствии с ПБУ «Учетная политика предприятия»; наличие утвержденных смет расходов и оснований для внесения изменений в эти сметы, а также порядок исполнения данных смет.

Состояние охраны денежных средств в кассе, товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на складах, обеспеченность вычислительной и оргтехникой, транспортом (его состояние), наличие внутренних локальных нормативных актов и распорядительной документации, отражающих финансово-хозяйственную деятельность (приказы по срокам представления авансовых отчетов; период, на который выдаются денежные средства под отчет, перечень лиц, имеющих право получения денежных средств на хозяйственные нужды, доверенностей и др.), состояние учета рабочего времени (проверяются табели учета рабочего времени).

Проверка хозяйственной  деятельности дает ревизору возможность оценить состояние, размеры проверяемого субъекта, состояние системы внутреннего контроля на предприятии и позволит составить план работы с учетом приоритетных направлений проверки. Реализация результатов ревизии состоит в устранении тех нарушений, которые выявлены в ходе проверки, обсуждение результатов ревизии на предприятии, передача дел в судебно-следственные органы.


1.4. Отличия  ревизии от других форм финансового  контроля

Существуют два противоположных  подхода контроль управлению организацией: структурный и процессный.

Структурный подход – это построение управления из различных комбинаций линейной и функциональной подчиненности. Взаимодействие в таких организациях осуществляется через должностных лиц.

Процессный подход ориентирован на бизнес-процессы.

Контроль нужен как при структурном, так и при процессном построении системы управления. Потребность  в ревизиях более четко выражена в организациях, в которых система  управления построена преимущественно  структурно. Цель ревизии – проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии. Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами. Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес-процесса.

Информация о работе Сущность ревизии как инструмента финансового контроля