Счета и двойная запись: сущность, назначение. План счетов. Классификация счетов. Понятия и виды бухгалтерских проводок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет должен иметь систему счетов, которая в достаточной мере отражала бы и характеризовала всю финансово – хозяйственную деятельность предприятия, способствовала оперативному руководству и управлению предприятием, контроль за исполнением заданий и оптимальному использованию внутрихозяйственных резервов. В этих целях счета делят на различные группы. Изучение состава этих групп поможет правильно понимать экономический смысл бухгалтерских проводок, а также правильно и однозначно определять корреспонденцию счетов при отражении в учете отдельных хозяйственных операций.
Все выше сказанное свидетельствует об актуальности изучения классификации счетов на современном этапе. Кроме того, прогнозирование развития системы счетов бухгалтерского учета можно осуществлять только на основе четкого представления о характере экономической информации, необходимой для решения задач управления и контроля.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа финансы и УПУЧ.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

Синтетические счета, к  которым не требуется открывать  аналитические счета, называются простыми счетами. К простым счетам относится счет 50 «Касса». А синтетические счета, к которым нужно открывать аналитические счета, называются сложными счетами. К сложным счетам относятся все счета по учету материальных ценностей: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др.

Синтетический учет – это профессиональная обязанность бухгалтеров. А аналитическим учетом могут заниматься и другие работники организации. Материально ответственные лица ведут картотеки материальных ценностей, за сохранность которых они отвечают. На каждую отдельную материальную ценность или группу однородных материальных ценностей они заводят отдельную карточку, в которой описывается материальная ценность и указывается ее учетная стоимость.

С точки зрения бухгалтера подобные действия материально ответственных  лиц являются аналитическим учетом. Карточки учета материальных ценностей, которые ведут материально ответственные лица, для бухгалтера являются регистрами аналитических счетов.

При проведении инвентаризаций денежные суммы, числящиеся у материально  ответственных лиц на этих карточках, сверяются с денежными суммами, которые числятся в бухгалтерии на соответствующих синтетических счетах.

Аналитический учет может  давать так много информации, что  ее представление в обозримом  виде становится проблемой. Один из способов ее решения – формирование нескольких отчетов, где итоги аналитического учета будут представлены в разных разрезах.

Часто объекты аналитического учета отражаются на нескольких бухгалтерских  счетах. Другая большая категория  объектов аналитического учета –  это работники организации. В  бухгалтерском учете взаимоотношения с работниками организации учитываются на нескольких счетах: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 68 «Расчеты по налогам и сборам» (точнее, субсчет расчетов по налогу на доходы), 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

В аналитическом учете взаимоотношения с каждым работником по трем указанным счетам удобнее учитывать вместе, с использованием одного регистра аналитического учета – лицевого счета работника. Тем более что суммы, которые в бухгалтерском учете распределяются по трем разным счетам (70, 68 и 69), для каждого работника рассчитываются от одной денежной суммы – от размера начисленной оплаты труда [6].

 

 

2. Двойная бухгалтерская запись

Бухгалтерский счет – это базовое понятие бухгалтерского языка, предназначенного для описания хозяйственной жизни организации. А рабочий план счетов – это алфавит бухгалтерского языка, составленный для нужд конкретной организации.

С помощью этого алфавита делаются записи событий хозяйственной жизни на бухгалтерском языке.

Элементарная запись на бухгалтерском языке называется проводкой.

Проводка – это описание события хозяйственной жизни организации или описание хозяйственного факта.

Проводка должна содержать следующие элементы:

• дату события;

• первый бухгалтерский счет и  способ его использования;

• второй бухгалтерский счет и  способ его использования;

• денежную сумму;

• комментарий: номер и название документа, который подтверждает событие, и любые другие пояснения.

Чтобы проводку было удобно отличать от других проводок, ей следует присвоить  порядковый номер.

Есть два способа использования бухгалтерского счета: приход и расход.

Приход означает, что денежная сумма  проводки добавляется к той денежной сумме, которая уже числится на счете. Расход означает, что денежная сумма проводки вычитается из денежной суммы, которая уже числится на счете.

В проводке обязательно используются два бухгалтерских счета, поэтому  бухгалтерия, которая ведется в  организациях, называется двойной.

Проводка может показывать, что  деньги прибывают по обоим задействованным  счетам.

Проводки могут отражать также  расход по обоим задействованным  счетам.

При этом следует соблюдать достаточно простые правила. Если оба счета  активные или пассивные, то по одному счету отражается приход, а по другому – расход. Это логично: одно имущество меняется на другое или один долг организации меняется на другой долг этой организации.

Если же один счет активный, а другой пассивный, то по обоим счетам записывается либо приход, либо расход.

Это тоже логично. Когда организация  берет у кого-то вещь, то у нее  одновременно появляется и эта вещь (актив), и денежный долг этому кому-то (пассив). И когда организация  расплачивается за эту вещь, то одновременно лишается денег (актива), но и погашается долг (пассив).

В целом же все получается тяжеловесно. Мало того, что бухгалтеру нужно  правильно выбрать из Плана счетов два бухгалтерских счета или  субсчета, он должен определить, какой  вариант использования этих счетов из четырех возможных является правильным:

• приход по обоим счетам;

• расход по обоим счетам;

• приход по первому счету и  расход по второму;

• расход по первому счету и  приход по второму.

 2.1 Дебет и кредит

Гениальное решение, которое  заметно упрощает ведение бухгалтерского учета, было найдено более 500 лет назад. Вместо пары терминов приход и расход бухгалтеры стали использовать другую пару терминов: дебет и кредит. На бухгалтерском языке дебет означает увеличение актива или уменьшение пассива.

Кредит противоположен дебету. На бухгалтерском языке кредит означает уменьшение актива или увеличение пассива.

Таким образом, два счета  в проводке всегда используются с  противоположным значением: один счет – для дебета, а другой – для  кредита. И это совершенно не зависит от того, какие счета задействованы в проводке: активные, пассивные или активно-пассивные [1].

Поэтому, после того как  бухгалтер выбрал для проводки два  бухгалтерских счета, ему останется  лишь не перепутать дебет с кредитом.

2.2 Бухгалтерская проводка

Бухгалтеры обычно записывают одновременно большое количество проводок.

Для их записи можно использовать бухгалтерскую книгу – журнал проводок.

Каждая страница журнала  проводок должна представлять собой  таблицу. Графы этой таблицы соответствуют  элементам проводки.

В проводке могут  использоваться только конечные счета  и субсчета.

Другими словами, если у счета есть субсчета, то такой счет не следует использовать для записи проводок.

Соблюдение этого правила  делает бухгалтерский учет более  четким и исключает возможную  путаницу.

Совокупность проводок, которые соответствуют одному хозяйственному событию или одному документу, на бухгалтерском языке называется хозяйственной операцией.

2.3 Корреспонденция счетов

С понятием «проводка» связаны  такие понятия, как «корреспонденция счетов» и «оборот».

Корреспонденция – это взаимосвязь двух счетов, которая возникает в результате их использования в одних и тех же проводках.

Например, в проводке № 35 счет 50 корреспондируется со счетом 51.

Еще в бухгалтерском  языке есть понятие «оборот» – это движение денег по выбранному счету (причем он может быть дебетовым или кредитовым) или движение денег с одного счета на другой [3].

 

3. План счетов

 

 Министерством финансов разрабатывается и утверждается:

  • Типовой план счетов бухгалтерского учета, который дает возможность систематизировать и группировать информацию о деятельности организаций с соблюдением единых принципов, а также позволяет определить, какой конкретно объект надо учитывать на том или ином счете;
  • Инструкция по применению Типового плана счетов, которая дает краткую характеристику счетов и субсчетов, раскрывая их структуру, назначение и особенности применения.

 

   На  основе Типового плана счетов организации разрабатывают свои рабочие планы счетов бухгалтерского учета исходя из спецификации их деятельности.    

Действующий Типовой план счетов создан на научной  основе и построен по принципу группировки счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию учитываемых на них объектов. Все счета в нем сгруппированы в 8 разделах:

    1. Внеоборотные активы;
    2. Производственные запасы;
    3. Затраты на производство;
    4. Готовая продукция и товары;
    5. Денежные средства;
    6. Расчеты;
    7. Источники собственных средств;
    8. Финансовые результаты.

3.1 Раздел I «Внеоборотные активы»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о наличии и движении активов организации, которые в  соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием.

Содержит следующие  счета: счет 01 «Основные средства» – активный; счет 02 «Амортизация основных средств» – пассивный; счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» – активный; счет 04 «Нематериальные активы» – активный; счет 05 «Амортизация нематериальных активов» – пассивный; счет 07 «Оборудование к установке» – активный; счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» – активный; счет 09 «Отложенные налоговые активы» – активный.

3.2 Раздел II «Производственные запасы»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве, либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением).

Содержит следующие  счета: счет 10 «Материалы» – активный; счет 11 «Животные на выращивании и откорме» – активный; счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» – пассивный; счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» – активный; счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» – пассивный; счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – активный. 

3.3 Раздел III «Затраты на производство»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу). Одни счета используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); другие же счета применяются для группировки расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется при помощи специально открываемых отражающих счетов.

Содержит следующие  счета: счет 20 «Основное производство» – активный; счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства» – активный; счет 23 «Вспомогательные производства» – активный; счет 25 «Общепроизводственные расходы» – активный; счет 26 «Общехозяйственные расходы» – активный; счет 28 «Брак в производстве» – активный; счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» – активный.

3.4 Раздел IV «Готовая продукция  и товары»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров.

Содержит следующие счета: счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» – активный; счет 41 «Товары» – активный; счет 42 «Торговая наценка» – пассивный; счет 43 «Готовая продукция» – активный; счет 44 «Расходы на продажу» – активный; счет 45 «Товары отгруженные» – активный; счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» – активный. 

3.5 Раздел V «Денежные средства»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о наличии и движении денежных средств в российской и  иностранных валютах, находящихся  в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов. Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей.

Содержит следующие  счета: счет 50 «Касса» – активный; счет 51 «Расчетные счета» – активный; счет 52 «Валютные счета» – активный; счет 55 «Специальные счета в банках» – активный; счет 57 «Переводы в пути» – активный; счет 58 «Финансовые вложения» – активный; счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» – активный.

3.6 Раздел VI «Расчеты»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также  внутрихозяйственных расчетов. Расчеты  иностранными валютами учитываются  на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти расчеты отражаются в валюте расчетов и платежей. Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела обособленно, т.е. на отдельных субсчетах.

Информация о работе Счета и двойная запись: сущность, назначение. План счетов. Классификация счетов. Понятия и виды бухгалтерских проводок