Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 15:53, курсовая работа
Цель – изучение организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативной базы учета расчетных операций в РФ;
дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, что приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.
Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер возможно только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Развитие рыночных отношений
повышает ответственность и самостоятельность предприятий
в выработке и принятии управленческих
решений по обеспечении эффективности
расчетов с дебиторами и кредиторами.
Увеличение или снижение дебиторской
и кредиторской задолженности приводят
к изменению финансового положения предприятия.
Так, например, значительное превышение
дебиторской задолженности над кредиторской
может привести к так называемому «техническому
банкротству». Это связано со значительным
отвлечением средств предприятия из оборота
и невозможностью гасить вовремя задолженность
перед кредиторами. На основании этого
необходимо проводить мониторинг и анализ
состояния расчетов. Для проведения анализа
используются данные бухгалтерского учета
и отчетности, поэтому немаловажную роль
играет правильная организация на предприятии
бухгалтерского учета расчетных операций,
которая требует своевременного и полного
отражения хозяйственных операций по
расчетам в первичных документах и учетных
регистрах.
В настоящее время большое внимание уделяется поступлению товаров и расчётам с поставщиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот финансовых и хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками за товары и прочие материальные ценности.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что бухгалтерский учет расчетов с поставщиками является одним из основных элементов бухгалтерского учёта как для банков и страховых компаний, так и для производственных предприятий, а также является необходимым условием эффективной работы хозяйствующего субъекта.
Цель – изучение организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является филиал ЗАО «МАКС-М» в г. Кирове.
Предмет исследования – организация бухгалтерского учета расчетов с поставщиками в филиале ЗАО «МАКС-М» в г. Кирове
Для решения вышеперечисленных задач были использованы первичные документы, учетные регистры, годовая бухгалтерская отчетность филиала ЗАО «МАКС-М» в г. Кирове.
В процессе изучения и обработки материалов использованы основные методы экономического анализа, такие как: элиминирование, балансовый метод и другие.
Методологической основой для написания курсовой работы послужили: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» в Российской Федерации; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Осуществлять предпринимательскую деятельность, не вступая в договорные взаимоотношения по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, а также по финансовым расчетам по этим операциям, не представляется возможным. Контрагентами в соответствии с ГК РФ выступают поставщики, подрядчики, покупатели и заказчики.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками относятся к одному из видов расчетов в зависимости от субъектов — участников отношений, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен на сбор и обобщение информации о расчетах за полученные покупателем товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги, расчетные документы по которым акцептованы и подлежат оплате через кредитную организацию.
Поставщиками и подрядчиками являются организации, поставляющие товарно-материальные ценности (сырье и другие материалы, товары), оказывающие услуги (транспортные перевозки, обеспечение связи, коммунальные и прочие услуги), выполняющие работы (монтаж оборудования, погрузочно-разгрузочные работы и др.). Расчетный документ — это оформленное распоряжение плательщика (клиента или кредитной организации) о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя средств или на счет, указанный получателем средств (изыскателем).
Другой стороной договора выступают покупатели материалов (товаров) и заказчики на строительство (приобретение объектов основных средств, выполнение проектных геолого-разведочных работ, проведение научных исследований и т. д.). В процессе инвестирования финансовых ресурсов во внеоборотные активы возможно совмещение функций заказчика и подрядчика в одном юридическом лице.
В ГК РФ существует понятие обязательства как отношения, в силу которого должник обязан совершить в пользу кредитора соответствующее действие, оплатить товар, работы, услуги, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности. Исходя из этого в бухгалтерском учете Российской Федерации, как и в мировой практике, под обязательствами понимают кредиторскую задолженность юридического лица, игнорируя то обстоятельство, что данная организация может иметь и дебиторскую задолженность, которую она обязана погасить в сроки, установленные договором или законом. Так что, строго говоря, дебиторская задолженность — это тоже обязательство. Однако будем пользоваться устоявшимся правилом: кредиторская задолженность — это обязательство, дебиторская — долги.
Обязательства перед другими юридическими лицами возможны и связи с приобретением материалов, товаров, приемкой выполненных работ и оказанных услуг, оплата которых еще не произошли. Иными словами, активы организации увеличиваются одновременно с возрастанием пассивов в балансе. Так, если поступление материалов, оборудования предшествует его оплате, то принятие на учет МПЗ, вложений во внеоборотные активы должно отражаться одновременно с увеличением задолженности поставщикам или подрядчикам.
Общие основания прекращения обязательств с точки зрения государственного законодательства следующие:
Для бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором отражаются следующие сведения:
-о полученных товарно-
-о товарно-материальных
- об излишках товарно-
- о выданных поставщикам и подрядчикам авансах;
- о курсовых и суммовых разницах [3, с. 432].
В табл. 1.1 приведены основные факты расчетов с поставщиками и подрядчиками и обусловленные ими корреспонденции счетов бухгалтерского учета.
Счет 60 кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей либо соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей, переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 производятся в корреспонденции со счетами учета производственныx запасов, товаров, расходов на производство и продажу и др.
Нa суммы НДС, подлежащие оплате поставщикам или подрядчикам, в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам (МПЗ)» в корреспонденции с кредитом счета 60, если в соответствии с законодательством НДС подлежит вычету.
Таблица 1.1- Записи на счетах бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
№ п/п |
Хозяйственная операция |
Документ-основание |
Дебет |
Кредит |
1 |
Перечислен аванс поставщику товарно-материальных ценностей |
Выписка банка |
60 |
51, 52 |
2 |
Произведена оплата за поставленные товарно-материальные ценности |
Выписка банка |
60 |
51, 52 |
3 |
Отражен НДС по приобретенным ценностям |
Счет-фактура |
19, субсч. 19-3 |
60 |
4 |
Зачтена задолженность поставщику товарно-материальных ценностей в счет поставки в его адрес продукции, товаров, работ, услуг |
Акт взаимозачета, счета поставщиков, счета-фактуры |
60 |
62 |
5 |
Начислены курсовые разницы, возникающие при расчетах в иностранной валюте: - положительные - отрицательные |
Бухгалтерская справка, выписка банка |
60 91,субсч. 91-2 |
91,субсч. 91-1 60 |
6 |
Начислены суммовые разницы в расчетах между российскими организациями за материальные ценности:
|
Счет поставщика, выписка банка |
10 10 |
60 60 (красное сторно) |
7 |
Приняты к зачету НДС по оприходованным и оплаченным товарно-материальным ценностям |
Выписка банка, расчет НДС, приходный ордер (форма №М-4) |
68 |
19, субсч. 19-3 |
При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, по кредиту счета 60 отражается стоимость ценностей, исходя из цены и других условий, предусмотренных договором. Если цена не указана и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет цену в отношении аналогичных ценностей.
Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов с покупателями, заказчиками, иными организациями. Возвращенные поставщиком неиспользованные суммы аванса отражают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 60. Ранее выданные, но не востребованные авансы списывают на убытки организации.
В аналитическом учете по счету 60 ведется учет по каждому поставщику и подрядчику по отдельным договорам поставки с целью группировки и обобщения информации в разрезе:
Статьей 410 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил или он не указан либо определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Взаимозачет возможен лишь при соблюдении трех условий, предусмотренных ст. 410 ГК РФ:
Прекращение обязательства, учтенного на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» зачетом, фиксируется в бухгалтерском учете по дебету счета 60 с кредитованием счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».