Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:21, дипломная работа
Малый бизнес - важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма реализации предпринимательской деятельности. Развитие малого предпринимательства является необходимым условием конкуренции товаропроизводителей, развития рыночных отношений.
Субъекты малого предпринимательства (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели) обладают более высокой способностью приспосабливаться к изменяющимся экономическим условиям, большей мобильностью и гибкостью (т.е. возможностью быстрее перестраиваться и отвечать требованиям рынка), чем средние и крупные предприятия. Они создают дополнительные рабочие места - в настоящее время на малых предприятиях занято свыше 20 млн. человек.
Введение 3
1 Общетеоретическая характеристика бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 5
1.1 Экономическая сущность и классификация субъектов малого предпринимательства РФ 5
1.2 Организация учета и отчетности на малых предприятиях 13
1.3 Налогообложение малых предприятий 18
2 Организация бухгалтерского учета в ЗАО «Компетенс-аудит» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии 27
2.3 Формирование бухгалтерской отчетности на предприятии 44
3 Совершенствование бухгалтерского учета в ЗАО «Компетенс-аудит» 48
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения 63
Содержание
Малый бизнес - важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма реализации предпринимательской деятельности. Развитие малого предпринимательства является необходимым условием конкуренции товаропроизводителей, развития рыночных отношений.
Субъекты малого предпринимательства (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели) обладают более высокой способностью приспосабливаться к изменяющимся экономическим условиям, большей мобильностью и гибкостью (т.е. возможностью быстрее перестраиваться и отвечать требованиям рынка), чем средние и крупные предприятия. Они создают дополнительные рабочие места - в настоящее время на малых предприятиях занято свыше 20 млн. человек.
В связи с этим, представляется очевидным, что развитие малого предпринимательства является залогом экономического роста страны, поэтому одной из важнейших задач субъектов малого предпринимательства является организация и ведение достоверного бухгалтерского учета, предоставление своевременной и исчерпывающей финансовой отчетности, являющейся основой для успешной финансово-хозяйственной деятельности.
Поэтому целью дипломной работы является изучение порядка ведения бухгалтерского учета и налогообложения предприятиях малого бизнеса, а также разработка рекомендаций, направленных на оптимизацию налогообложения и учета в этой сфере на исследуемом предприятии.
В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
Предметом дипломной работы является учет и налогообложение малого предприятия.
Объектом является Закрытое акционерное общество «Компетенс-аудит», осуществляющее информационные услуги.
Теоретической и методологической основой работы стали научные труды российских и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета и анализа: Пошерстник Н.В.; Мельник И.; Галаниной Е. Н, Савицкой Г.В., Кравченко Л. И.; Любушина Н. П.; Раицкого К.А.; Алексеевой А.И., Васильева Ю.В., Малеева А.В., Ушвицкого Л.И., Гусевой Т.М., Шеиной Т.Н., Нурмухамедовой Х.М. и др.
Роль малого бизнеса в экономике любой страны весьма значительна. Это связано с характерными особенностями развития малого предпринимательства и его преимуществами, к которым относится более быстрая адаптация к изгоняющимся внешним условиям хозяйствования, гибкость и оперативность в принятии и исполнении принимаемых решений, существует перспектива начала деятельности во многих отраслях со сравнительно небольшим стартовым капиталом, относительная независимость в реализации идей предпринимателя [10].
Малый бизнес предоставляет возможности для обеспечения самозанятости незащищенным слоям населения: инвалидам, пенсионерам, женщинам предпенсионного возраста и другим социально уязвимым лицам, поскольку для создающих свое предприятие не существует ограничений по полу, возрасту, трудоспособности.
Таким образом, на сегодняшний день малое предпринимательство является объективно необходимым элементом любой экономической системы, без которого общество не сможет нормально существовать и развиваться.
Указанные особенности деятельности малых предприятий определяют необходимость формирования со стороны органов государственной власти определенного правового поля их деятельности, что выражается в формировании нормативно-правовой базы, закрепляющей статус малого предпринимательства и определяющей направления его поддержки, поэтому естественно, что совершенствование законодательства в области малого бизнеса определяет его становление и развитие на макроэкономическом уровне.
До середины 80-х годов частная инициатива в экономике СССР практически не была легальной. Любая деятельность в целях извлечения наживы, которая осуществлялась при производстве товаров, строительстве или оказании услуг в сфере бытового, культурного или иного обслуживания населения с использованием или под прикрытием государственных, кооперативных или иных общественных форм для получения льгот, прав и преимуществ, предоставленные социалистическим предприятиям и организациям, считалась уголовно наказуемым частным предпринимательством.
Только со второй половины 80-х годов XX века словосочетание «частное предпринимательство» из категории уголовного законодательства постепенно становится нормой хозяйственной жизни. Этот период можно считать первым этапом в развитии законодательного регулирования деятельности малых предприятий. Начало возрождению предпринимательства положил Закон СССР от 19 ноября 1986 года «Об индивидуальной трудовой деятельности».
Следующим, вторым, шагом было принятие 26 мая 1988 года закона «О кооперации в СССР». Кооперативы стали прообразом современных малых предприятий. Хотя закон называл кооператив общественной социалистической организацией, фактически он создавал основы для развития частного предпринимательства, при этом вмешательство в хозяйственную и иную деятельность кооператива со стороны государства первоначально не допускалось.
25 декабря 1990 года принимается Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», ознаменовавший начало третьего этапа в развитии малого предпринимательства и его нормативно-правового регулирования, который устанавливал недопустимость отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности; предусматривал равные условия деятельности предприятий независимо от их вида собственности и организационно-правовых форм, защиту имущества предприятия от несанкционированного изъятия, недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий, их объединений и недобросовестной конкуренции. Причем самое главное, данный закон запрещал вмешательство государства органов в деятельность фирмы, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах полномочий государственных органов.
Временем наиболее бурного количественного роста малых предприятий стал четвертый этап в развитии малого предпринимательства - это период с 1991 по 1994 год. Для этого существовали разные предпосылки. Во-первых, данный процесс был обусловлен реорганизацией и разукрупнением государственных предприятий. Во-вторых, в 1992 году вступает в силу указ «О свободе торговли», который вместе с принятым ранее законодательством, снимавшим запрет на частнопредпринимательскую деятельность, стал мощным стимулом к развитию малого предпринимательства. Также значительную роль сыграло постепенное свертывание кооперативного движения и преобразование кооперативов в малые предприятия. Большую роль для развития малого предпринимательства сыграло постановление Правительства РСФСР «О мерах по поддержке малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406, которое не только впервые установило точные критерии, отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса по предельной численности работающих (по отдельным отраслям экономики), но и впервые предусмотрело для малых предприятий применение налоговых льгот, формирование фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств, введение в действие механизма ускоренной амортизации основных средств, принадлежащих малым предприятиям.
Основные элементы механизма поддержки малых предприятий были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 года № 446. В соответствии с данным нормативным документом государственная поддержка малого предпринимательства считалась одним из важнейших направлений экономической реформы, способствовала развитию конкуренции, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого класса собственников и предпринимателей. При этом были обозначены приоритетные виды деятельности малых предприятий, которые в первую очередь пользовались государственной поддержкой: производство и переработка сельскохозяйственной, продукции; производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники; оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения; инновационная деятельность. В этот же период, в соответствии со статьей 34 принятой 12 декабря 1993 года Конституции РФ, каждый гражданин получил право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [14].
Период с 1995 по 2007 годы можно считать началом пятого этапа в развитии малого предпринимательства. В 1995 году образуется Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства; вступает в силу Гражданский кодекс РФ, 14 июня 1995 года принимается федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ, который законодательно определил статус малого предприятия. Многие положения данного документа вошли в действующий на сегодняшний день Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[4].
Таким образом, 2008 год можно считать началом шестого, современного этапа в развитии малого предпринимательства и его нормативно-правового регулирования. По сравнению с действовавшим ранее законом, новый нормативный документ внес существенные изменения в понятие субъектов малого предпринимательства. Несомненным достоинством нового закона является разграничение в определении малых предприятий, микропредприятии и средних предприятий, так как прежде, в соответствии с законодательно определенным статусом, в Российской Федерации существовали только малые и крупные (не малые) предприятия. С другой стороны, для организаций, перенесенных теперь из категории малых в категорию средних, усложнится порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, а также порядок представления статистической отчетности [19].
В настоящее время к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические и физические лица, которые зарегистрированы в Едином государственном реестре РФ и соответствуют условиям, отображенным на рисунке .
Рисунок 1.1 – Условия отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием численности или выручки от реализации (остаточной стоимости амортизируемого имущества) и изменяется только в случае, если соответствующие показатели будут выше или ниже предельных значений, установленных законодательно, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
В целом, принятие закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» следует расценивать положительно, так как разграничение понятий микропредприятия, малого и среднего предприятия вносит законодательную определенность в их статус и позволит осуществлять более целенаправленную и эффективную их поддержку [4].
В целях реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий. Данный тезис законодательно закрепил тс, что уже давно реально осуществляется на практике: связал специальные налоговые режимы с деятельностью малых предприятий. Ранее налоговый кодекс и федеральный закон № 88-ФЗ не делали такого акцента, хотя реально применять специальные режимы налогообложение:, исходя из условий и ограничении к их применению, могли только субъекты малого предпринимательства;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности. Данное положение, на наш взгляд, вступает в противоречие с «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» №34н от 29.07.1998 г., в соответствии с которым малые предприятия, не обязанные проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, имеют право подавать ее в сокращенном объеме в составе форм бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Каких-либо особенностей, связанных с осуществляемыми малым предприятием видами деятельности, данное Положение не предусматривает;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого переднего предпринимательства при осуществлении государстве иного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов, малого и среднего предпринимательства. Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего-предпринимательства, включает в себя финансовую имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, помощь в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;
9) иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона: информационная и консультационная поддержка субъектов малого предпринимательства, содействие в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, и в осуществлении отдельных видов деятельности и т.д.
Информация о работе Упрощенная система налогообложения и отчетности