Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 19:27, реферат
Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета и методики проведения аудиторской проверки товарных операций, а также разработка предложений по совершенствованию учета на исследуемом предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы учёта и аудита товарных операций;
3) Раскрыть особенности ведения учета товарных операций;
4) Провести аудит товарных операций;
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1 Цель, объекты и задачи бухгалтерского учёта товарных операций
1.2 Синтетический и аналитический учет движения товаров
1.3 Аудит товарных операций: принципы и методические подходы
ГЛАВА 2. УЧЕТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Учет поступления товаров на предприятии
2.3 Учет продажи товаров на предприятии
2.4 Учет хранения и инвентаризация товара на предприятии
Заключение
Список литературы
Д-т 41-4 «Покупные изделия»
К-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в сомах)»
2)Начислен НДС по
Д-т 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»
К-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в сомах)»
3) Произведена оплата поставщику на сумму 6786 сом.
Д-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в сомах)»
К-т 51 «Расчетные счета»
После перечисления поставщику оплаты за товар принимает к вычету НДС при расчетах с бюджетом независимо от факта реализации товаров (при правильном оформлении счета-фактуры и товарной накладной ТОРГ-12), что отражается записью на сумму НДС по оплаченным и поступившим товарам:
Д-т 68-2 «НДС»
К-т 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» - 1035 сом. 15 тыйын.
Материально-ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации. В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии). При закупке товара или его приемке руководителем следит за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.
Пример
По договору № 216ОС/32п от 26 апреля 2011 г. оплатило ООО «ЭлектроЛенд» пластину вакуумную в ассортименте в количестве 521 кг по цене 138 сом./кг с учетом НДС на сумму 71898 сом. При принятии товара была обнаружена недостача в количестве 31 кг (сверх норм естественной убыли), о чем уведомили поставщика письмом, отправленным по факсу. Фактически транспортная компания привезла на склад 7 мест, что подтверждает накладная на отправку товара, а в документах поставщика числилось 8 мест.
Предприятия составило претензионный акт, который был направлен Продавцу с приложением следующих документов: копии сопроводительных документов; подлинные транспортные документы (накладная), документ о поверке весов, который гарантирует точность взвешивания. Фактическое количество поступившего материала составило 490 кг. ООО «ЭлектроЛэнд» согласилось с фактом недопоставки товара и предложила отправить недостающий материал транспортной компанией за свой счет. Также поставщик предложил исправить документы в соответствии с количеством товара, которое пришло на склад.
Бухгалтерией предприятия составляются следующие проводки:
1) Получен и оприходован
Д-т 41-4 «Покупные изделия»
К-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в сомах)»
2) Начислен НДС по приобретенным ценностям на сумму 10314 сом. 92 тыйын.
Д-т 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»
К-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в сомах)»
3) Произведена оплата поставщику (оплата была произведена за 521 кг пластины вакуумной) на сумму 71898 сом.
Д-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в сомах)»
К-т 51 «Расчетные счета»
Принят НДС к вычету на сумму 10967 сом. 49 тыйын.
Д-т 68-2 «НДС»
К-т 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»
Пример
По договору № ТП661-Д от 15 мая 2011 г. приобрело у ООО «ТЕХНОПАК» смолу эпоксидную ЭД-20 в количестве 600 кг по цене 121 сом/кг. с учетом НДС на 72600 сом.
При приеме товара произошел розлив смолы в количестве 5 кг. В ходе расследования происшедшего случая было установлено виновное лицо - работник склада Литягин Д.П.
Бухгалтерией предприятия составляются следующие записи:
1) Получена и оприходована смола в количестве 600 кг на сумму 61525 сом. 42 тыйын.
Д-т 41-4 «Покупные изделия»
К-т 60 -1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в сомах)»
2) Начислен НДС по приобретенным ценностям на сумму 11074 сом. 58 тыйын.
Д-т 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»
К-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в сомах)»
3) Произведена оплата поставщику на сумму 72600 сом.
Д-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в сомах)»
К-т 51 «Расчетные счета» - 72600 сом.
4) Принят НДС к вычету на сумму 11074 сом. 58 тыйын.
Д-т 68-2 «НДС»
К-т 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»
5) Выявлена недостача в количестве 5 кг в сумме 605 сом.
Д-т 94 «Недостачи и потери о порчи ценностей»
К-т 41-4 «Покупные изделия»
6) Недостача отнесена на виновное лицо в сумме 605 сом.
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Возмещение ущерба виновным лицом Литягиным Д.П. было произведено путем удержания суммы из заработной платы 605 сом.:
Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
В соответствии со ст. 248 Трудового Кодекса КР из заработной платы виновного лица можно удерживать сумму недостачи только при наличии письменного согласия работника на это удержание или по решению суда.
Литягин Д.П., допустивший розлив смолы, дал письменное согласие на удержание суммы недостачи из заработной платы.
Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке). Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.
Пример.
07 сентября 2011 года транспортная компания ООО «Деловые Линии» привезла на склад груз от ЗАО «Оргстекло» в количестве 1 место на сумму 28165 сомов 14 тыйын (без НДС), что подтверждают следующие документы: товарная накладная и счет-фактура №6124 от 03 сентября 2011 г. Стоимость транспортных услуг составляет 2486 сом. с учетом НДС.
Работник склада сверяет данные документов с фактически пришедшим товаром. При полном соответствии фактически пришедшего товара с документами, уполномоченное лицо подписывает акт оказания транспортных услуг с ООО «Деловыми Линии» и накладную на отправку товара.
Порядок отражения поступления товара в бухгалтерском учете представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Отражение в бухгалтерском учете поступления товара
№ п/п |
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма, сом. |
|
1 |
Отражена себестоимость товара |
41-4 |
60-1 |
23868,76 |
|
2 |
Учтен НДС |
19-3 |
60-1 |
4296,38 |
|
3 |
Произведена оплата поставщику за товары |
60-1 |
51 |
28165,14 |
|
4 |
Учтены расходы на транспортные услуги |
44-1 |
76 |
2106,78 |
|
5 |
Учтен НДС с транспортных услуг |
19-3 |
76 |
379,22 |
|
6 |
Произведена оплата за транспортные услуги |
76 |
51 |
2486 |
|
7 |
НДС к возмещению |
68-2 |
19-3 |
4675,6 |
|
Правила и сроки приемки товаров, и их документальное оформление определяется техническими условиями, договорами поставки или купли-продажи.
Товары, поступающие, должны иметь сопроводительные документы. К обязательным документам относятся:
1. Товарная накладная (форма № ТОРГ-12) в двух экземплярах.
2. Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т).
3. Счет-фактура.
Использование различных форм накладных по отгруженному товару зависит от способа доставки товара. Доставка товаров на склад осуществляется автомобильным транспортом.
При поставке товаров автотранспортом сопроводительным документом служит товарно-транспортная накладная. Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является первичным приходным документом при поступлении товаров.
Счета-фактуры выписывают все предприятия и организации, реализующие товары, как облагаемые так и не облагаемые НДС. Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании счет-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет.
Как покупателю товаров счет-фактура необходима для возмещения сумм НДС. Следует обратить внимание на то, что ни одна организация не сможет зачесть НДС из бюджета на основании счета-фактуры, которая была составлена продавцом при получении аванса, т.к. для зачета налога необходимо, чтобы товар был оприходован в учете.
Предприятия осуществляет перевозку товаров от поставщиков, находящихся в других городах, в основном с помощью транспортно-экспедиционных компаний. Например, ООО «ГРУЗОВОЗОФФ», ООО «Деловые Линии», ООО «Автотрейдинг». При необходимости скорого получения товара прибегают к услугам организаций, занимающихся экспресс-доставками. Плательщиком за перевозку груза является предприятия.
Договор поставки торговое предприятие заключает с поставщиком товаров в условиях стабильных и долгосрочных хозяйственных связей.
Договор купли-продажи заключается, если торговое предприятие приобретает товар, хозяйственные отношения с которыми носят несистематический характер.
В соответствии с положением по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности не связанной с личным потреблением.
Момент перехода права собственности на имущество определяется исполнением продавцом своих обязательств передать товар покупателю, если иное не оговорено в договоре. Договоры поставки могут предусматривать различные условия поставки и оплаты товаров:
- поставка товаров покупателю с последующей их оплатой;
- предварительная оплата партии товаров в полном объеме с последующим их получением;
- выдача авансов с доплатой после получения товаров.
По договору поставки, предусматривающему оплату товаров после получения их покупателем (после перехода права собственности на них к покупателю). Товары приходуются на основании отгрузочных (товаросопроводительных) документов поставщика
После заключения договора купли-продажи поставка товаров на склад покупателя оформляется товарной накладной и счетом-фактурой, в которой указаны все реквизиты продавца и покупателя, наименование товара, единица измерения, количество, цена, сумма без НДС, ставка НДС, всего с НДС. Оплата товаров производится после их получения, оприходования на основании счетов-фактур продавца по товарному отчету с последующей их оплатой. Сроки оплаты устанавливаются по согласованию сторон. Если договором поставки предусматривается полная предварительная оплата поставляемой партии товаров, сумма такой оплаты подлежит отражению по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в качестве выданного аванса и учитывается в аналитическом учете обособленно.
Передачу каждой партии товара необходимо оформлять документом, подтверждающим ее передачу покупателю. Счета-фактуры, принятые к исполнению должны быть пронумерованы, прошнурованы в журнал учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книге покупок. Книга покупок ведется, она предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения суммы налога подлежащего зачету. При этом итоговые данные по определенным графам используются при составлении расчета по налогу на добавленную стоимость. В случае использования приобретенного товара, по которому зачет произведен в непроизводственной сфере, в книге покупок делается корректирующая запись с уменьшением итоговой суммы налога принимаемого к зачету в текущем периоде.
Доставка товара от поставщика на склад покупателя на предприятиях оптовой торговли отражается в учете на основании накладной, на основании счета-фактуры выделяется сумма НДС.
Расчеты с поставщиками производятся независимо от того, поступили ТМЦ на склад покупателя или находятся в пути. Если материальные ценности поступили на склад покупателя, но поставщик счет для оплаты не выставил (неотфактурованные поставки), то их приходуют по прейскурантным ценам или по ценам за аналогичные материальные ценности. При получении счета-фактуры ранее отраженная сумма сторнируется и проводится новая - предъявленная поставщиком. В случае отсутствия средств на счете оплата пени поставщику за несвоевременный платеж относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально-ответственных лиц.
На предприятии ведется автоматизированный бухгалтерский учет с помощью программы «1С-Бухгалтерия». Бланк счета-фактуры, так же как и остальные отгрузочные бухгалтерские документы изготавливаются с помощью компьютера.
Продавцы равно как и покупатели оформляют счета-фактуры, ведут журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж по формам установленным Постановлением Правительства КР №914.
На предприятиях ведется журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором они хранятся. Учет счет-фактур осуществляется по мере их поступления от продавцов в хронологическом порядке. Журналы учета полученных счетов-фактур прошнуровываются, а их страницы нумеруются. Книга покупок, предназначена для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке [37, С. 44-45]. Счета-фактуры, выставленные доверителю, комитенту или принципалу организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в интересах другого лица по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам, на сумму своего вознаграждения, регистрируются в книге покупок доверителя, комитента или принципала.