Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является, системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов осуществления анализа расчетных взаимоотношений между поставщиками и покупателями, методологии и методик анализа расчетных операций организаций промышленности Республики Беларусь и на основе этого разработка предложений по их развитию и совершенствованию в условиях рыночной экономики на примере Открытого акционерного общества «Гомельхимагро». Для достижения цели исследования были поставлены и последовательно решались следующие основные задачи:
определить значение безналичных расчетов и принципы их организации в деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики;
изучение форм расчетов с поставщиками и их роли в повышении платежеспособности организаций;
изучение и практическое применение основных подходов и методик анализа расчетных отношений;
Так, например, основные средства при постановке на учет оцениваются по первоначальной (восстановительной) стоимости, состоящей из фактических затрат на их строительство, сооружение или приобретение, включая расходы по доставке, установке и монтажу, уплате процентов по кредиту (до ввода объектов в эксплуатацию), пошлин и других расходов. По объектам, бывшим в эксплуатации и приобретенным за плату или по обмену, в первоначальную (восстановительную) стоимость включают контрактную стоимость объекта и сумму износа, рассчитанную по проценту износа на момент его оприходования к контрактной стоимости. Учетной политикой предусмотрена автоматизированная форма учета и метод ведения учета по классифицированным группам, инвентарным объектам и материально-ответственным лицам в натурально-стоимостном выражении по первоначальной (восстановительной) стоимости, с отражением в отдельной графе первоначальной стоимости при вводе объекта в эксплуатацию. ОАО «Гомельхимагро» применяет линейную норму начисления амортизации основных средств.
При признании выручки от выполнения работы, оказания услуги с длительным циклом выполнения или оказания по мере готовности работы, услуги и приемки заказчиком отдельных этапов затраты на выполнение принятых заказчиком этапов признаются в бухгалтерском учете расходами того отчетного периода, в котором признана выручка по указанным этапам.
По остальным участкам учета в учетной политике предусмотрены следующие особенности:
1. Производственные запасы
(сырье, материалы)
2. Погашение стоимости
малоценных предметов
3. Товары и тара учитываются по продажным ценам в натурально-стоимостном выражении по соответствующим субсчетам к счету 41 «Товары и тара на оптовых складах» в количественно-суммовом выражении по покупным ценам.
Остальные методические аспекты учетной политики сформулированы с учетом Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», действующих нормативно-правовых актов и Законов Республики Беларусь, Постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и Совета министров и др.
Основными приложениями к учетной политике ОАО «Гомельхимагро» являются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, график документооборота, план проведения инвентаризаций и проверок, график предоставления отчетности и др.
Таким образом, можно
отметить, что содержание учетной
политики ОАО «Гомельхимагро» в
целом соответствует нормативно
С помощью персональных
компьютеров в ОАО «
Изучив особенности организации учетной работы в ОАО «Гомельхимагро», можно сделать вывод, что порядок организации бухгалтерского учета в полной мере соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь и осуществляется согласно установленным принципам (рациональности, полноты и др.). В целом, постановка учетной работы на предприятии находится на достаточно высоком уровне, что способствует качественному ведению бухгалтерского учета в организации и удовлетворению потребностей учетных работников. Недостатков в постановке учетной работы не обнаружила.
Порядок ведения бухгалтерского
учета и составления
Достоинством применяемой формы бухгалтерского учета является то, что журнально-ордерная форма наиболее полно учитывает особенности ведения учета в данной организации. Наличие автоматизации большинства участков работы, наличие локальной сети способствует сокращению времени на обработку и передачу данных, повышает качество и наглядность представления учетной информации, дает возможность сократить объем документооборота. Вместе с тем, отсутствие комплексной автоматизации негативно сказывается на ведении учета.
В качестве рекомендации
по совершенствованию формы
4. Методика учета безналичных расчетов и пути ее совершенствования
4.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Важное значение для благополучия организации имеет своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций.
В процессе хозяйственной деятельности ОАО «Гомельхимагро» постоянно ведет расчеты с поставщиками за приобретенные у них товары, основные средства сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями - за купленные ими товары, оказанные услуги; с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различным платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.
На предприятии для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предназначен активно-пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На этом счете обобщается информация:
Документами, подтверждающими поступление ТМЦ от поставщика является оформленная в соответствии с действующим законодательством Товарно-транспортная накладная и договор купли продажи (приложение 14). Документами, подтверждающими оказание услуг является акт выполненных работ (счет) (приложение 15) между ОАО «Гомельхимагро» и поставщиком (подрядчиком), а также заключенный договор на оказание услуг.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные товарно-материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, находят отражение на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты предъявленных расчетных документов.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется за фактически поступившие товарно-материальные ценности, принятые работы, потребленные услуги в корреспонденции с дебетом учета этих ценностей или учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей и переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.д. Учетные записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производят согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта исходя из фактически поступившего количества товарно-материальных ценностей. В случаях, когда счет поставщика акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при их приемке на складе обнаружена недостача либо при проверке счета поставщика или подрядчика были выявлены другие расхождения в выполнении договорных обязательств, то на сумму выявленных отклонений счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчета 76-3 «Расчеты по претензиям».
Причинами возникновения споров и предъявления претензий поставщику (подрядчику) могут быть :
Начисленные штрафы, пени и неустойки за невыполнение условий договора отражаются на субсчете 76-3 «Расчеты по претензиям» - при условии их признания поставщиками, подрядчиками и другими партнерами.
Основанием для предъявления претензии поставщику является акт об установленном расхождении при приемке продукции по количеству и качеству (приложение 16). При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, бухгалтер проверяет, не числятся ли поступившие товарно-материальные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность поставщика.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы оплаты счетов включая авансы и предоплату в корреспонденции со счетами учета денежных средств, а при прекращении учтенной задолженности на счете 60 зачетом взаимных требований в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При зачете задолженности составляется Акт взаимозачета (приложение 17).
В начале нового месяца суммы принятые на учет как материалы в пути не вывезенные со складов поставщиков сторнируются, а суммы оплаты продолжают числиться как дебиторская задолженность. Основная корреспонденция счетов по расчетам с поставщиками и подрядчиками представлена в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Корреспонденция счетов бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Содержание операций |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. | |
Дебет |
Кредит | ||
Поступило оборудование к установке по отпускным ценам без НДС |
07 |
60-1 |
100000000 |
Приобретены объекты основных средств, нематериальных активов, не требующие монтажа |
08 |
60-1 |
15000000 |
Поступили от поставщика материалы по отпускным ценам без НДС |
10 |
60-1 |
1000000 |
Поступили от поставщика товары по отпускным ценам без НДС |
41 |
60-1 |
1500000 |
Начислен НДС, включенный в счет поставщика и подрядчика по установленной ставке |
18 |
60-1 |
25000000 |
Оказаны поставщиками или подрядчиками выполненные работы и оказанные услуги по основному производству без НДС |
20 |
60-1 |
7000000 |
Выявлена при приемке товарно-материальных ценностей их недостача по отпускным ценам поставщика без НДС |
94 |
60-1 |
5000000 |
Предъявлена претензия поставщику на сумму недостачи, порчи товарно-материальных ценностей по отпускным ценам поставщика
|
76-3 |
60-1 |
6000000 |
Отражена стоимость
принятых по актам выполненных |
08 |
60-1 |
5000000 |
Оплачены счета поставщиков и подрядчиков с расчетного счета |
60 |
51 |
153900000 |
Оплачены счета поставщиков и подрядчиков за счет выданного целевого кредита или займа
|
60 |
66 |
153900000 |
Продолжение таблицы 4.1 | |||
Содержание операций |
Корреспонденция счетов |
Сумма | |
Дебет |
Кредит | ||
Выдан аванс под поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг |
60 |
51 |
1539000000 |
Зачтен ранее уплаченный аванс по фактически поступившим товарно-материальным ценностям |
60 |
60 |
1539000000 |
Списана невостребованная в установленные сроки кредиторская задолженность на сумму: |
|||
Долга |
60 |
90/7 |
5000000 |
НДС |
90/7 |
18 |
1000000 |
Списана на убытки дебиторская задолженность поставщиков по истечении установленных сроков |
90/8 |
60 |
6000000 |