Учет и анализ затрат на производстве продукции (на примере ООО «ОПТИМА»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление преимуществ и недостатков состава затрат, подлежащих включению в себестоимость. Изучая методы включения затрат в себестоимость продукции способом сравнительного анализа можно выявить наметившиеся тенденции и обозначить круг нерешенных проблем. Все это позволит наиболее эффективно организовать постановку управленческого учета на предприятии, благодаря чему руководство сможет лучше отслеживать состояние своего бизнеса и принимать более обоснованные управленческие решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Теоретические основы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Сущность учета затрат на производство, классификация затрат
1.2. Понятие себестоимости, ее виды и принципы ее формировани.
1.3.Принципы калькулирования себестоимости продукции
1.4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
ГЛАВА 2. Организация учета затрат в ООО «ОПТИМА»
2.1. Характеристика деятельности предприятия
2.2. Организационно-технические принципы бухгалтерского учета
2.3. Основные методические аспекты учетной политики в целях бухгалтерского учета
2.4. Этапы учета затрат на производство и система калькуляционных счетов
2.5. Схемы формирования себестоимости по центрам затрат
Глава 3. Анализ себестоимости продукции на ООО «ОПТИМА»
3.1. Анализ затрат на 1 руб. выпущенной продукции на ООО «ОПТИМА»
3.2. Анализ себестоимости выпущенной продукции на ООО «ОПТИМА»
3.3Анализ прибыли от реализации произведенной продукции на ООО «ОПТИМА»
3.4Анализ прибыли от выпуска продукции на ООО «ОПТИМА»
3.5Анализ рентабельности продукции на ООО «ОПТИМА»
3.6. Разработка мероприятий по увеличению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью на ООО «ОПТИМА»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения на 7 (семи) листах

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 791.00 Кб (Скачать файл)

 

где Вр – выручка от реализации продукции, товаров, работ или услуг, тыс.руб.; i  - наценка, %; Ск - индивидуальная скидка, %.

К прямым относятся затраты  на отвлечение капитала из оборота  и прочие переменные затраты (на закупку, рекламу). Расходы на отвлечение капитала из оборота обусловлены возможным кредитованием клиентов путем предоставления им отсрочки платежа (товарного кредита). Величина таких затрат определяется следующим образом

 

                              Зк = (ДЗср * Цк)/12,                                                     (3.6)

 

где Зк - затраты на капитал, тыс.руб.; ДЗср - среднемесячная дебиторская задолженность, тыс.руб.; Цк - цена капитала, %.

При этом формула среднемесячной дебиторской задолженности (ДЗср) выглядит так

 

                             ДЗср = (Вр * ДЗи)/30,                                                  (3.7)

 

где Вр – выручка от реализации продукции, товаров, работ или услуг, тыс.руб.; ДЗи - период инкассации дебиторской задолженности, дней.

В качестве ориентира  для определения цены капитала используются процентные ставки по краткосрочным банковским кредитам, по которым ООО «ОПТИМА» реально может привлечь денежные средства, либо ожидаемая собственниками доходность на капитал, если фирма самостоятельно финансирует свои оборотные активы.

Цена капитала может  варьироваться в зависимости от того, ставит ли организация своей целью расширение коммерческого кредитования покупателей (в этом случае ставка может снижаться вплоть до нуля) либо, наоборот, стимулирует клиентов к предоплате или оплате по факту (ставка растет вплоть до уровня, при котором организация откажется от кредита).

За основу расчета  цены капитала может быть принята  ставка WACC (weighted average cost of capital – стоимость всех задействованных ресурсов организации: собственного и заемного капитала, с учетом их доли в общем объеме источников), которая рассчитывается ежеквартально или ежегодно.

Период инкассации дебиторской  задолженности – это период оборачиваемости  дебиторской задолженности.

Показатели «Торговая наценка», «Период инкассации дебиторской  задолженности» и «Процент переменных затрат» рассчитываются как средневзвешенные величины соответственных показателей всех клиентов из рассматриваемого региона, осуществлявших отгрузки в отчетном периоде.

Исходя из вышесказанного, расчет маржи по клиенту для целей клиентского скоринга можно представить следующим образом

 

           М = Вр * [1 -1 / (1 + i/100) - Ск - (ДЗи / 30) * (Цк /12) – d*V],           (3.8)

 

где Вр – выручка от реализации продукции, товаров, работ или услуг, тыс.руб.; i  - наценка, %; Ск - индивидуальная скидка, %; ДЗи - период инкассации дебиторской задолженности, дней; Цк - цена капитала, %; d*V - доля переменных затрат в обороте.

Приведенная формула  увязывает все условия работы с клиентом в единый показатель и  позволяет составить рейтинг клиентов в зависимости от его величины. Единица шкалы должна соответствовать существенному увеличению финансового результата. Один из возможных вариантов шкалы универсального рейтинга приведен в табл. 3.16. Используя приведенную формулу, можно рассчитать рейтинг для всех клиентов, после чего ранжировать их в зависимости от величины рейтинга на группы, для каждой из которых применять индивидуальные механизмы кредитной политики.

Таблица 3.16

Шкала рейтинга покупателей и заказчиков

 

Рейтинг

Маржа по клиенту, руб.

0

0-499,0

1

500,0-999,99

2

1000,0-2999,99

3

3000,0-3999,99

4

4000,0-4999,99

5

5000,0-5999,99

6

6000,0-6999,99

7

7000,0-7999,99

8

8000,0-8999,99

9

9000,0-9999,99

10

10000,0-11999,99

11

12000,0-13999,99

12

14000,0-15999,99

13

16000,0-17999,99

14

18000,0-19999,99

15

20000,0-22499,99

16

22500,0-24999,99

17

25000,0-27999,99

18

27500,0-29999,99

19

30000,0-49999,99

20

50000,0-99999,99

21

100000-149999,99

VIP

Свыше 150000


 

 

 

ООО «ОПТИМА» отгрузило товар на сумму 1087081 тыс.руб. за 2009 год с наценкой 35%. Клиент может получать скидку от цены в размере 2%.

Стандартная формула  для  вычисления стоимости капитала (WACC) следующая

                                        Цср = ((Уi/100) * Ц i ),                                            (3.9)  

 

где Уi – доля заемного капитала i-го вида;  Цi - цена капитала i-го вида, тыс.руб.

Для определения стоимости капитала ООО «ОПТИМА» рассчитаем удельный вес кредиторской задолженности (Укр.), собственного капитала (Уск.), долгосрочных обязательств (Удо) в общей величине валюты баланса.

Укр. = 273625/284294=0,96.

Уск= 10363/284294=0,039.

Удо= 306/284294=0,001.

Соответственно средняя цена стоимости  капитала (Цср) будет равна

Цср = å(Уi * Цi ) = Уск * Цск + Укр. * Цкр + Укр.з. * Цкр.з = (273625*0,96+10363*0,039+306*0,001)284294=0,925

Цена капитала фирмы  составляет 92,5% , переменные расходы (Сп) находятся на уровне  70% от оборота.

Определим средний рейтинг  маржи клиентов по шкале, приведенной в табл. 3.10

М = 126914 * [1 - 1 / (1 + 0,35) - 0,02 - 24 / 30 х 0,925 / 12 - 0,7] = 66198 тыс. руб.

Подобным образом рассчитывается маржа индивидуального клиента  и определяется его рейтинг.

Если маржа по клиенту  отрицательная, берется значение универсального рейтинга при таком же положительном значении маржи, только со знаком «минус».

Рассчитаем возможность  снижения наценки с целью снижения срока инкассации дебиторской задолженности  и увеличения оборачиваемости оборотных  средств ООО «ОПТИМА» (табл.3.17).

Использование шкалы  рейтинга вместо непосредственного анализа маржинального дохода целесообразно в силу следующих причин:

- компактная шкала  рейтинга удобнее для работы, когда большое количество значений маржинальной прибыли по каждому клиенту;

- зачастую нежелательно  давать менеджерам по продажам  информацию о том, какую прибыль  получает организация от работы  с клиентами. Работа с рейтингом  (особенно когда порядок его  расчета встроен в корпоративную  информационную систему) позволяет  менеджерам проводить качественный анализ прибыльности клиентов без предоставления им лишней информации.

Таблица 3.17

Расчет рейтинга покупателей  ООО «ОПТИМА»

 

 

Наименование фирмы

Оборот, тыс.руб.

Наценка %

Скидка %

Срок инкасации ДЗ, дн.

Маржа, тыс. руб.

 Рейтинг

ООО «Технические системы охраны»

17700,0

35

2

30

9504

9

ООО «Русичи групп»

20436,0

35

2

25

10808

10

ООО «Компания Резонанс»

19382,0

35

2

30

10508

10

ЗАО ЧОП «Легис»

7997,8

35

0

25

4031

4

ООО «Авто Континент  С»

5001,2

35

0

20

2621

2

ЗАО «Скайрос-Трейдинг»

13704,5

35

2

30

7459

7

ООО «Безопасность СПб»

9168,0

35

0

20

4577

4

ООО «Меджик Системс»

12904,4

35

2

20

6694

6

ООО «Нева электроникс»

9108,2

35

0

20

4572

4

ООО «Амиком»

11511,9

35

2

20

5982

5

Итого

126914

35

 

24

66198

 

 

Принципы ранжирования зависят от услуг или товаров, предлагаемых предприятием (однородные или нет), рынка, на который ориентировано предложение, размера компании, вида бизнеса, уровня дохода, который может быть получен от того или иного клиента, и перспективности клиентов в плане потребления предлагаемых услуг. Исходя из совокупности этих факторов формируются различные тарифные планы, возможные условия оплаты и т. д.

Исходя из формулы  маржи можно выделить две группы параметров, влияющих на ее размер: индивидуальные и общие. Индивидуальные параметры у каждого клиента свои:

- оборот;

- процент наценки;

- процент индивидуальной  скидки;

- период инкассации  дебиторской задолженности.

Общие параметры совпадают  для всех клиентов — цена капитала и процент переменных затрат, но их значения с течением времени могут меняться.

Управление этими параметрами  позволяет изменять величину маржи  по клиенту и, как следствие, его  рейтинг. Наиболее интересные возможности  клиентский скоринг предоставляет  в ситуациях, когда клиент намерен  изменить какие-либо параметры работы (оборот, уровень наценки, срок кредитования и т.д.), а также при организации различных мероприятий по стимулированию сбыта.

Проведем ранжирование покупателей по уровню дохода, который  они приносят организации в табл. 3.19.

Сразу можно сказать, что определить коэффициент невозврата средств иначе, кроме как экспертным методом, нельзя. На практике чаще всего он устанавливается следующим образом. К примеру, по данным бухгалтерской отчетности ООО «ОПТИМА», процент безнадежной дебиторской задолженности составляет 10 %. Именно от этого значения можно исходить, определяя коэффициент невозврата средств. Например, если риск того, что дебитор не погасит свои обязательства чуть выше, чем у других, средний коэффициент риска может быть увеличен. И  наоборот, если речь идет о проверенном  надежном покупателе, средний коэффициент риска будет уменьшен.

Пример расчета доходности покупателей с учетом риска невозврата денежных средств показал, что при  заданных условиях (скидка, прямые затраты, оборачиваемость, индивидуальная скидка и т.д.), работа с ООО «Авто Континент С», доходность которой составила – 573 тыс.руб. в месяц, невыгодна ООО «ОПТИМА».

Поэтому данный покупатель может быть лишен права воспользоваться  отсрочкой платежа. И если с точки  зрения доходности рассматривать каждого покупателя, то можно уложиться в заданное значение дебиторской задолженности на 2012 год – 64101 тыс. руб.

Таблица 3.18

Расчет доходности покупателей  ООО «ОПТИМА» в 2010 году

 

 

 

Наименование фирмы

 Перемен-ные затраты, тыс.руб.

Наценка, %

Индивидуальная скидка %

Выручка, тыс.

руб.

Маржа, тыс. руб. (гр.5-гр.2)

Срок инкассации ДЗ, дни

Цена капи-тала,%

 

Риск

Доходность покупателя, тыс.руб. ((гр.5-гр.6)*((7:30)* (гр.8:12))-гр.5)*гр.9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ООО «Авто Континент  С»

4200

35

2

6000

1800

25

92

0,10

-573

ЗАО ЧОП «Легис»

5600

35

2

8000

2400

30

92

0,10

3493

ООО «Безопасность СПб»

6300

35

2

9000

2700

20

92

0,12

2784

ООО «Нева электроникс»

7000

35

0

10000

3000

20

92

0,10

2578

ООО «Амиком»

8400

35

0

12000

3600

25

92

0,10

4167

ООО «Меджик Системс»

9800

35

2

14000

4200

20

92

0,12

4331

ЗАО «Скайрос-Трейдинг»

10500

35

0

15000

4500

20

92

0,10

3867

ООО «Технические системы  охраны»

12600

35

2

18000

5400

30

92

0,10

7860

ООО «Компания Резонанс»

14000

35

0

20000

6000

20

92

0,08

4124

ООО «Русичи групп»

14700

35

2

21000

6300

30

92

0,10

9170

Итого

93100

   

133000

39900

24

   

41800

Информация о работе Учет и анализ затрат на производстве продукции (на примере ООО «ОПТИМА»)