Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:41, курсовая работа
Цель работы - детальное освещение и раскрытие вопросов учета ма-териально-производственных запасов.
Для достижения поставленной цели выполнены следующие задачи:
1) обобщены различные точки зрения по вопросам учета материально-производственных запасов;
2) осуществлена характеристика документального оформления опера-ций по движению материалов;
3) рассмотрены различные способы оценки материалов;
Первый способ отражения ТЗР могут применять только те организации, которые приходуют материалы по учетным ценам (цена поставщика, фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или года, планово-расчетная цена, средняя цена аналогичных материалов). Учетную цену материалов фирма устанавливает самостоятельно.
При учете ТЗР по второму способу необходимо сначала определить процент ТЗР, подлежащих списанию, а затем сумму ТЗР, которая должна быть списана.
Непосредственное (прямое) включение
ТЗР в фактическую
Конкретный вариант учета
ТЗР устанавливается
При небольшом удельном весе ТЗР (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных материалов сразу по окончании месяца. [32]
Согласно действующим нормативным документам фактическую себестоимость списываемых в производство материалов можно определить одним из перечисленных ниже способов:
До 1 января 2008 года фактическую себестоимость материалов, наряду с вышеперечисленными способами, можно было найти по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО) как в бухгалтерском учете, так и в налоговом. С 1января 2008 года данный метод остался только в налоговом учете [23].
Метод основан на допущении, что материалы списываются в производство в последовательности, обратной той, в которой они приобретены. Материалы из ранее приобретенных партий не списываются, пока не израсходована последняя. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, последних по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости первых по времени приобретения.
Метод ЛИФО эффективен при постоянном падении цен. Его применение в такой ситуации позволяет показать в отчетности более высокую прибыль.
Его отмена связана с приближением российских ПБУ к международным стандартам финансовой отчетности. Известно, что в мировой практике этот метод применять не рекомендуется. [23]
Среди оставшихся в бухгалтерском учете методов (по себестоимости каждой единицы, по средне себестоимости и ФИФО) для списания товаров и материалов, которые закупаются в единственном экземпляре или небольшими партиями удобно использовать учет по фактической себестоимости каждой единицы, а для учета однотипных товаров и материалов в розничной и мелкооптовой торговле.
Главный плюс метода оценки по себестоимости каждой единицы — он позволяет получить абсолютно точные сведения о себестоимости использованных материалов (проданных товаров). Показатели бухгалтерской отчетности, которая сформирована с использованием этого метода, получаются реальными, без каких- либо усреднений или отклонений. А значит, данные такой отчетности можно без каких-либо корректировок использовать для анализа и планирования финансовой деятельности предприятия.
Плюс оценки по средней себестоимости в том, что он усредняет себестоимость списанных материалов (товаров). При нестабильных ценах на закупаемую продукцию это помогает избежать непредсказуемости в финансовых показателях. То есть обеспечивает компании стабильные значения коэффициентов рентабельности, ликвидности, размера чистых активов и т. п.
Правда, «усреднение» показателей имеет и свой недостаток. Бухгалтерская отчетность с такими показателями управленческим целям может не соответствовать.
Существенный плюс метода ФИФО в том, что он практически не искажает показатели бухгалтерской отчетности. Ведь, как правило, предприятия используют материалы (отпускают в продажу товары) именно в порядке их приобретения. [22]
В бухгалтерии при ведении
учета вручную применяются
При оборотном методе (с использованием оборотных ведомостей) могут применяться два варианта учета.
При первом варианте в бухгалтерской службе одновременно ведется учет в количественном и денежном выражении (а на складах и в подразделениях — только количественный учет):
В случае использования второго варианта в бухгалтерской службе не ведутся карточки аналитического учета:
Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не дублируется складской учет и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. В бухгалтерской службе:
При учете материалов с использованием компьютера все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются автоматизированным способом. В ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются в двух экземплярах — для бухгалтерской службы и склада (подразделения).
Применение организацией
программ автоматизации учетных
работ должно обеспечить формирование
необходимых регистров
оборотная ведомость движения материалов, по которым отсутствуют расчетные документы (неотфактуованные поставки). [32]
Синтетический учет материалов в бухгалтерии осуществляется на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) – собственно счет 10 - или по учетным ценам – дополнительно используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». [2]
Наличие двух вариантов учета объясняется следующим. Структурно фактическая себестоимость материалов состоит из двух частей: стоимость собственно материалов и транспортно-заготовительные расходы. При формировании фактической себестоимости во многих случаях существует временной интервал между поступлениями материалов и поступлением соответствующих расчетных документов по транспортно-заготовительным расходам. Если этот временной интервал отсутствует или доля транспортно заготовительных расходов несущественна, то используют первый вариант учета. В противном случае появляется необходимость в обособленном учете транспортно заготовительных расходов. В этом случае наиболее приемлем второй вариант учета.
Организация сама определяет порядок учета материалов и отражает его в учетной политике.
Создание резерва под обесценение материальных ценностей законодательно ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете прямо не требуется. Однако если у кампании есть дорогостоящие материальные ценности, стоимость которых существенно снизилась, резерв придется создавать, чтобы не исказить данные бухгалтерской отчетности.
В бухгалтерском учете формирование резерва объясняется вполне рациональной целью – не допустить перерасхода прибыли в будущем. Ведь чистая балансовая прибыль по завершении отчетного периода может быть распределена на различные цели согласно уставу. А вот изменить уже состоявшееся распределение в части ожиданий, которые оказались завышенными, весьма затруднительно. В целом требование создавать резервы исходит из принципа осмотрительности. То есть нужно избегать завышенной оценки активов, равно как и заниженной оценки обязательств.
Если имеются материальные ценности, которые могут обесцениться, то стоит предусмотреть порядок создания резерва в учетной политике.
Непосредственными целями инвентаризации МПЗ являются выявление фактического наличия имущества и сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. Часто результатом сопоставления фактического наличия МПЗ с информацией, содержащейся в учётной документации организации, может явиться выявление так называемых инвентаризационных разниц, которые могут проявляться в виде избытков, либо, наоборот, недостач МПЗ. Причинами этому могут служить ошибки и просчёты, допущенные при ведении бухгалтерии, процессы естественной убыли производственных запасов, различного рода стихийные силы (пожары, затопления и так далее), а также действия (виновные и невиновные) сотрудников организации, в том числе и руководства. Поэтому по завершении инвентаризации, все собранные материалы должны быть представлены в бухгалтерию предприятия, где в дальнейшем происходит процесс устранения расхождений между данными, зафиксированными в инвентаризационной документации и данными бухгалтерского учёта.
Международные правила, по которым ведется учет МПЗ, сведены в единственном стандарте. Это МСФО (IAS) 2 «Запасы». Некоторые правила и определения содержатся также в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности (далее — Принципы).
В финансовой отчетности, составленной на основании МСФО, отражается стоимость всех готовых и незавершенных товаров. То есть вне зависимости от права собственности активы должны быть признаны запасами и учтены на балансе организации. В то время как по нынешней российской «нормативке» право собственности является обязательным условием для учета на балансе.
Еще согласно РСБУ в бухгалтерской отчетности в составе запасов отражаются расходы будущих периодов. В МСФО такой статьи не предусмотрено ни одним стандартом. В какой-то мере расходам будущих периодов в международном учете соответствуют так называемые предоплаченные расходы, но отражаются они в составе выданных авансов. Также российские бухгалтеры показывают в запасах стоимость животных, которая оговаривается в МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство».
Подход к формированию фактической себестоимости запасов, практикуемый в российском бухгалтерском учете, имеет много общего с МСФО. Однако следует обратить внимание на следующие моменты.
Прежде всего, пока запасы не приняты к бухучету, пункт 6 ПБУ 5/01 разрешает увеличивать их себестоимость на сумму процентов по заемным средствам. МСФО 2 также допускает это, но только на условиях, которые предусмотрены в МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам». А именно когда подготовка запасов к использованию или для продажи занимает много времени. Если составлять отчетность по МСФО, основываясь на данных российского бухучета, это отличие может привести к завышению балансовой стоимости запасов.
Информация о работе Учет материально-производсвенных запасов