Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение организации учета материально-производственных запасов в коммерческой деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть методологические и организационные вопросы учета и контроля материально-производственных запасов;
- изучить нормативно-правовое регулирование учета материально-производственных запасов;
- определить роль учета материально-производственных запасов в обеспечении их сохранности и контроля за рациональным и экономным использованием.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая буч.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

          Материалы в организации должны быть своевременно оприходованы.

          Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (приложение 3), при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).

         Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

          При перевозке груза автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).

          При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, и т.д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет её актом о приемке материалов (приложение 4).

          В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется.

          Акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков поставщику и (или) транспортной организации.

          Приемные акты и приходные ордера должны, как правило, составляться в день поступления соответствующих материалов на склад  или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.

          Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.

         Материалы, закупленные подотчетными лицами организации, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.

          Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.

          Отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений организации и на площадки строительства рассматриваются как внутреннее перемещение.

         В первичных учетных документах на отпуск материалов со складов организации в подразделения организации, на участки, в бригады, на рабочие места указываются наименование материала, количество, цена (учетная цена), сумма, а также назначение: номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого отпускаются материалы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат.

          Организация может осуществлять отпуск материалов или их отдельных групп, видов, наименований своим подразделениям без указания назначения. В этом случае отпуск материалов учитывается как внутреннее перемещение, а сами материалы считаются в подотчете у получившего их подразделения.

          На фактически израсходованные материалы подразделение – получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ.

          Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства производятся на основании указанного выше акта.

          Отпуск материалов со складов организации на производство, как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов.

          Лимиты отпуска материалов на производство устанавливаются отделом снабжения или другими подразделениями по решению руководителя организации.

         Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения служат лимитно-заборная карта (приложение 5), требование-накладная (приложение 6), накладная (приложение 7).

          Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов.

          Лимитно-заборные карты выписываются подразделениями организации, выполняющими снабженческие или планирующие функции, в двух или трех экземплярах сроком на один месяц. При небольших объемах отпуска они могут выписываться на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта.

          Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца (квартала) её действия передается подразделению организации – получателю материалов, второй экземпляр – соответствующему складу. Третий экземпляр (если он оформляется) остается в подразделениях, выполняющих снабженческие или плановые функции, для контроля.

          По лимитно-заборной карте можно также возвращать на склад неиспользованные материалы. В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации.

          В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) проставляется штамп (надпись) «Сверх лимита». На документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов.

          При получении материалов для производства изделий (продукции) взамен забракованной и для исправления брака к лимитно-заборной карте или требованию-накладной прилагаются акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена забракованная продукция.

           При замене материала, предусмотренного установленной для данного изделия технологией, другим материалом оформляется требование на замену.

          Отпуск материалов со складов (кладовых) подразделения организации на производство может оформляться путем записи непосредственно в карточках складского учета (приложение 8). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Материалы отпускаются на основании лимитно-заборных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточке складского учета. Здесь же указывается шифр или наименование заказа (затрат).

          При этой системе отпуска материалов со склада карточка складского учета служит регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичного учетного документа. Перечень материалов, отпускаемых указанным способом, и подразделения организации, где он применяется, устанавливает руководитель организации.

          Возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов оформляется накладными и лимитно-заборными картами. Сданные на склад материалы приходуются по складу с одновременным списанием с подотчета подразделения организации. Если эти материалы были списаны в производство. Их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.

          Передача материалов с одного склада на другой склад организации, а также со склада одного подразделения на склад другого подразделения организации оформляется накладными на внутреннее перемещение.

          Подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей, которые вместе с другими документами по учету затрат на производство передаются в бухгалтерскую службу организации согласно утвержденному порядку документооборота.

          Для распределения стоимости отпущенных в производство и на другие цели материалов по видам продукции (работ, услуг) и статьям расходов организация может ежемесячно составлять сводную ведомость расхода материалов. В указанной ведомости материальные затраты (включая ТЗР) приводятся в разрезе цехов и других подразделений с распределением по счетам учета затрат, а внутри них – по заказам (изделиям, видам продукции, работам, услугам) и статьям расходов.

 

 

 

        3. Учет приобретения материально-производственных запасов

          Учет МПЗ в зависимости от принятой учетной политики может осуществляться по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам.

          В первом случае фактическая себестоимость материалов формируется непосредственно на счете 10 «Материалы».

          При использовании учетных цен поступление материалов отражается с использованием счетов: 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

         При выборе метода учета заготовления МПЗ предприятием следует определиться с вариантом организации учета ТЗР, которые могут приниматься к учету путем:

         а) отнесения ТЗР на отдельный счет 15, согласно расчетным документам поставщика;

          б) отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 – 10/ТЗР.;

          в) непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала.

          Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

          

        3.1. Формирование фактической себестоимости материалов на счете 10

        При этом способе все данные о фактических расходах, понесенных при заготовлении материалов, собираются по дебету счета 10.

        При этом в учете делаются проводки:

          Дт 10 Кт 60 – отражена покупная стоимость материалов на основании накладной и счета-фактуры поставщика;

         Дт 10 Кт 76 – отражены транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счета-фактуры транспортной организации);

         Дт 10 Кт 76 – отражены расходы по уплате услуг посреднической организации по приобретению материалов (на основании счета-фактуры посредника);

         Дт 19 Кт 60, 76 – учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации).

         Таким образом, по дебету счета 10 формируется фактическая себестоимость приобретенных ценностей.

         Рассмотрим порядок отражения на счетах бухгалтерского учета различных способов поступления МПЗ.

         Поступление МПЗ от учредителей в качестве вклада в уставный капитал: по согласованной стоимости  - Дт 10 Кт 75/1.

         Поступление МПЗ по договору простого товарищества: по согласованной стоимости – Дт 10 Кт 80.

         Поступление МПЗ в доверительное управление: по стоимости, числящейся в учете учредителя управления – Дт 10 Кт 79.

         Поступление МПЗ в унитарное предприятие от государственных органов в хозяйственное ведение (оперативное управление): по согласованной стоимости – Дт 10 Кт 75.

          Оприходованы МПЗ собственного производства: по фактической себестоимости – Дт 10 Кт 20,23.

          Приняты к учету МПЗ, оприходованные  как неисправный брак: по цене  возможной реализации – Дт 10 Кт 28.

          Поступили МПЗ по договору  займа: по согласованной стоимости  – 

Дт 10 Кт 66, 67.

          Приобретены подотчетным лицом МПЗ за наличный расчет: по фактической себестоимости – Дт 10 Кт 71.

          Оприходованы излишки МПЗ по  результатам инвентаризации: по рыночной стоимости – Дт 10 Кт 91/1.

        Оприходованы МПЗ, полученные от разборки выбывающих основных средств: по рыночной стоимости – Дт 10 Кт 91/1.

        Поступление МПЗ по договору мены:

          а) если право собственности переходит от продавца к покупателю в момент передачи материалов:

          оприходованы поступившие МПЗ: по стоимости обычной реализации –

Дт 10 Кт 60;

          проведена встречная отгрузка ценностей по стоимости, исчисленной исходя из обычной цены приобретения поступивших МПЗ – Дт 62 Кт 90,91;

          произведен зачет взаимных требований: Дт 60 Кт 62.

         б) если право собственности переходит от продавца к покупателю только после исполнения обеими сторонами своих обязательств:

          оприходованы полученные МПЗ – Дт 002;

         отгрузка ценностей – Дт 62 Кт 90,91;

          приняты на учет поступившие МПЗ – Дт 10 Кт 60 и одновременно Кт 002;

        зачет взаимных требований  - Дт 60 Кт 62.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов