Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение организации учета материально-производственных запасов в коммерческой деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть методологические и организационные вопросы учета и контроля материально-производственных запасов;
- изучить нормативно-правовое регулирование учета материально-производственных запасов;
- определить роль учета материально-производственных запасов в обеспечении их сохранности и контроля за рациональным и экономным использованием.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая буч.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

         Организация может бесплатно получить имущество от разных юридических и физических лиц, например, от учредителей, физических лиц, органов власти, различных некоммерческих организаций. В подобных ситуациях считается, что имущество поступило по договору дарения.

          Оприходование безвозмездно поступивших МПЗ отражается в учете следующим образом: по рыночной цене – Дт 10 Кт 98/2.

          При использовании данных МПЗ на производственные нужды признается соответствующая часть доходов будущих периодов в качестве прочих доходов отчетного периода: Дт 98/2 Кт 91/1.

          Аналитический учет по счету 10 организуется по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения.

          Рассмотренный способ формирования фактической себестоимости заготовления материалов целесообразно использовать лишь предприятиям, у которых:

          - небольшая номенклатура используемых материалов;

          - небольшое количество поставок материалов за период;

          - все данные для формирования фактической себестоимости материалов, как правило, поступают в бухгалтерию одновременно.

       

          3.2. Формирование фактической себестоимости материалов с использованием счетов 15 и 16

          Суть этого способа состоит в том, что информация о фактической себестоимости материалов выявляется путем суммирования данных, отраженных по дебету счета 10 и дебету счета 16. При этом по дебету счета 10 материалы учитываются по учетным ценам, а на счете 16 показывается разница между учетной ценой и фактической себестоимостью заготовления материалов. В качестве вспомогательного счета используется счет 15.

          Предприятиям предоставлено право самостоятельно устанавливать принципы формирования учетной цены. В качестве учетной цены (по выбору предприятия) могут быть приняты:

          а) договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе ТЗР;

          б) фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года). В этом случае отклонения между фактической себестоимостью материалов текущего месяца и их учетной ценой учитывается в составе ТЗР;

          в) планово-расчетные цены разрабатываются и утверждаются организацией применительно к уровню фактической себестоимости соответствующих материалов. Они предназначены для использования внутри организации;

          г) средняя цена группы. В этом случае разница между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы учитывается в составе ТЗР. Средняя цена группы – разновидность планово-расчетной цены. Она устанавливается в тех случаях, когда производится укрупнение номенклатурных номеров материалов путем объединения в один номенклатурный номер нескольких размеров, сортов, видов однородных материалов, имеющих незначительные колебания в ценах. При этом на складе такие материалы учитываются на одной карточке.

          Любой выбранный вариант расчета учетной цены должен быть закреплен в учетной политике предприятия.

          При поступлении материалов на склад они приходуются следующим образом:

          - оприходованы материалы по учетным ценам: Дт 10 Кт 15.

          Именно эта цена будет использоваться в дальнейшем для расчета себестоимости списания материала в производство по методу ФИФО или средней себестоимости.

         Все данные о фактических расходах при заготовлении материалов собираются по дебету счета 15. При этом в учете делаются проводки:

          отражена покупная стоимость материалов на основании счета-фактуры поставщика – Дт 15 Кт 60;

          отражены транспортные расходы по приобретению материалов –

Дт 15 Кт 76;

         отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов – Дт 15 Кт 76;

          учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации) – Дт 19 Кт 60, 76.

         Аналитический учет по счету 15 ведется по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения.

          Таким образом, по дебету счета 15 формируется информация о фактической себестоимости материалов, а по кредиту – информация об их учетной цене.

          В конце отчетного месяца остаток по счету 15 списывается на счет 16, при этом в учете делается проводка:

         выявлено превышение фактической себестоимости приобретенных материальных ценностей над их учетной ценой (перерасход) – Дт 16 Кт 15;

          списано превышение учетных цен над фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей (экономия) – Дт 16 Кт 15.

          Сумма отклонений, отраженная на счете 16, списывается в конце отчетного месяца пропорционально стоимости материалов, отпущенных в производство по учетной цене – Дт 20 Кт 10;

          Списана соответствующая сумма отклонений (перерасхода) в стоимости материалов на затраты по производству продукции (работ, услуг). В случае отражения на счете 16 экономии сумма списываемого отклонения будет отражена по методу «красное сторно» - Дт 20 Кт 16.

          Счет 15 на конец месяца может иметь дебетовое сальдо только на стоимость материалов, на которые право собственности (владения, распоряжения) перешло к организации, но сами материалы на склад ещё не поступили. Стоимость таких материалов определяется по расчетным документам поставщика.

        Удобство рассмотренного метода состоит в том, что если аналитический учет по счетам 10 и 15 ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.), то аналитический учет по счету 16 ведется по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений. Такой порядок существенно упрощает расчеты.

         Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке:

          1) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и НДС, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - Дт 94 Кт 60, 76.

          Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы списываются со счета 94 и относятся на ТЗР или на счета отклонений в стоимости материальных запасов – Дт 10,15,16 Кт 94.

          Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи;

          2) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.

         В фактическую себестоимость включаются:

         - стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая умножением их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без НДС). По подакцизным товарам в договорную  цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;

          - сумма ТЗР, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов по данной поставке (без НДС);

          - сумма НДС, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.

          Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, ТЗР и НДС, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи.

          Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщики, и по другим подобным причинам.

          Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщики расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.

           При отсутствии оснований для предъявления претензии (например, в случаях стихийных бедствий), а также в случаях, когда иск покупателя к поставщику или транспортной организации судом не удовлетворен, суммы недостач и потерь от порчи списываются покупателем как: Дт 94 Кт 76 с последующим отнесением в дебет счета 91: Дт 91 Кт 94.

     

        4. Учет материалов при их отпуске в производство и ином выбытии

          Под отпуском материалов на  производство понимается их выдача  со склада (кладовой) непосредственно  для изготовления продукции (выполнения  работ, оказания услуг), а также  отпуск материалов для управленческих  нужд организации.

         Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (форма № М-8), требование-накладная (форма №М-11), накладная (форма № М-15).

         Отпуск материалов со складов (кладовых) организации на производство (участкам, бригадам, на рабочие места), как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов.

          Лимиты на отпуск материалов  устанавливаются на основе разработанных  соответствующими службами организации норм расхода материалов, производственных программ подразделений организации, с учетом остатков (переходящих запасов) материалов на начало и конец планируемого периода.

          Внесение изменений в лимиты может быть связано с уточнением объемов незавершенного производства и остатков неиспользованных материалов в подразделениях организации, изменением и (или) перевыполнением производственной программы, изменением норм расхода, заменой материалов, исправлением ошибок, допущенных при расчете лимита и т.д.

         Отклонения от норм расхода материалов (экономия, перерасход) выявляются следующими методами:

          а) методом документирования отклонений;

          б) методом учета партионного раскроя материалов;

          в) инвентарным методом.

          Метод документального оформления отклонения фактического расхода материальных ценностей от норм применяется при поштучном отпуске материалов сверх лимита, замене одного вида материалов другим и т.п. В этом случае отклонения от норм документируются специальными требованиями на дополнительный отпуск, на замену и т.п. При отпуске немерных, некондиционных материалов отклонения выявляются непосредственно в документах на отпуск материалов в производство.

         Метод партионного раскроя применяется при отпуске материалов по весу и в измерении по площади. На каждую партию металла, кожи или ткани составляется раскройный лист или карта, в которых указываются также количество выкроенных деталей (заготовок), отходов и результат (экономия или перерасход). Экономия или перерасход определяется путем сравнения фактического расхода материалов с нормативным. Расход материала по норме является умножением количества заготовок на норму расхода. Таким образом, повседневно контролируется расход материалов, выявляются причины и виновники. Аналогично ведется контроль и в отношении отходов.

          Метод инвентаризации применяется для определения фактического расхода материалов и выявления отклонений от норм в случае невозможности использования других способов контроля. Данный метод основан на проведении инвентаризации остатков неизрасходованных материалов за смену, декаду или месяц. Сроки проведения инвентаризации остатков материалов зависят от специфики производства, характера изготавливаемой продукции, периода изготовления и других условий.

          Организацией могут разрабатываться и применяться другие методы выявления отклонений от норм, учитывающие особенности технологии производства продукции (работ, услуг).

          При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих методов:

          1) по себестоимости каждой единицы;

          2) по средней себестоимости;

          3) по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (метод ФИФО).

          Один из методов по конкретному наименованию применяется в течение отчетного года.

          1) Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

          2) Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

          3) Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов