Учет материальных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Анализ этой статьи имеет большое значение для эффективного финансового управления. Материальные запасы могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятия испытывают затруднения со сбытом своей продукции, что в свою очередь может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры.

Вложенные файлы: 1 файл

бухучет Кр.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Если оборот кредита больше оборота дебета, то это – прибыль, на сумму которой  делается запись:

Дебет счета 91 «Прочие  доходы и расходы», субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется  на основе использования: оборотных  ведомостей; сальдовым методом. Учет ведется в разрезе каждого  склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Инвентаризация материальных запасов

 

Для обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить  инвентаризацию запасов, в ходе которой  проверяются и документально  подтверждаются их наличие, состояние  и оценка. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

         С целью организации текущего  контроля за сохранностью запасов,  оперативного выявления возможных  расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличием по отдельным наименованиям и (или) группам в местах хранения и эксплуатации в организациях проводятся проверки [12].

           Порядок проведения проверок, в  том числе определение конкретных  наименований, видов, групп запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки, устанавливается руководителем организации, а также руководителями подразделений организации по поручению руководителя организации.          Порядок проведения инвентаризации запасов. При организации работы по проведению инвентаризации проверок запасов необходимо учитывать структуру складского хозяйства, где склады (кладовые) подразделений организации могут быть самостоятельными учетными единицами или входить в состав других учетных единиц. В отдельных подразделениях организации склады (кладовые) могут отсутствовать. 
Отнесение складов к самостоятельным ученым единицам определяется руководителем организации по представлению главного бухгалтера. 
В подразделениях организации, склады (кладовые) которых не являются самостоятельными учетными единицами, инвентаризация запасов на таких складах производится одновременно с инвентаризацией незавершенного производства в данном подразделении.

          Для проведения комплекса работ  по выявлению фактического наличия запасов, сопоставлению фактического наличия запасов с данными бухгалтерского учета, документальному оформлению фактов несоответствия количества, качества, ассортимента поступающих запасов соответствующим показателям (характеристикам), предусмотренным в договорах (поставки, купли - продажи и других аналогичных документах), определению причин списания запасов и возможности использования отходов и ряда других аналогичных работ в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

          Учитывая большой объем указанных работ, их специальный характер, в организации могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.

          Бухгалтерская служба организации  обязана: осуществлять контроль  за своевременностью и полнотой  проведения инвентаризаций; требовать сдачи материалов инвентаризаций в бухгалтерскую службу; следить за своевременным завершением инвентаризации и документальным оформлением их результатов; отражать на счетах бухгалтерского учета выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета.

         По результатам инвентаризаций  и проверок принимаются соответствующие  решения по устранению недостатков  в хранении и учете запасов  и возмещению материального ущерба.

          Излишки материальных запасов, выявленные в результате проведенной инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете коммерческих организаций как внереализационный доход (дебетуют счет 10 «Материалы», кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы»), а в некоммерческих организациях относятся на увеличение доходов.

          При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их  фактическая себестоимость или  ее честь (при порчи материалов) списывается с кредита счета  10 «Материалы» в дебет счета  94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

          Со счета 94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей» стоимость  недостающих и испорченных материалов  списывают на счета издержек  производства и обращения (если  потери в пределах норм), в дебет  счета        73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «расчеты по возмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновником), в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом). В некоммерческих организациях недостачи сверх норм убыли при отсутствии виновников списывают на  увеличение расходов.

          Стоимость материалов, утраченных  в результате стихийных бедствий  или иных форс-мажорных обстоятельств, списывается с кредита счета           10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Материалы, израсходованные при ликвидации последствий стихийных бедствий, также списываются со счета 10 «Материалы» на счет 99«Прибыли и убытки». 
          Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия запасов и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

           Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Предложения о регулировании  выявленных при инвентаризации расхождений  фактического наличия запасов и  данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации. 
При выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости по форме ИНВ-19 (утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998года №88). В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. 
На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Организация учета материалов на ООО «Стальной Дракон»

 

3.1 Документальное оформление  движения материалов

 

Для отражения операций по поступлению  материалов применяются в основном первичные документы унифицированной  формы. Основные из них утверждены постановлением Госкомстата России от 09.08.99 №66.

Материальные ценности на ООО  «Стальной Дракон»  поступают от поставщиков, от подотчетных лиц,  которые приобретают их за наличный расчет.

Если организация получает материальные ценности по месту нахождения поставщика или транспортной организации, уполномоченному  лицу (экспедитору) выдается доверенность на получение (форма № М-2а), которая регистрируется в журнале учета выданных доверенностей. Доверенность обычно выписывается на 15 дней. В данной организации разработана форма выписки доверенностей на персональном компьютере.

В момент сдачи материалов на склад ООО «Стальной Дракон», кладовщик проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика (счет, накладная, счет-фактура). При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика кладовщик выписывает приходный ордер (форма № М-4. Сведения из приходного ордера кладовщик заносит в карточку учета материалов (форма № М-17). Приходные документы составляются в день поступления материалов.

Для хранения материальных ценностей в ООО «Стальной Дракон» предназначен склад материалов, оснащенный всеми необходимыми весовыми, измерительными и транспортировочными механизмами.  Канцтовары обычно не хранятся, а закупаются по мере надобности. На складе работает один кладовщик. С ней заключен договор о материальной ответственности.

Если при приеме материалов выявлено расхождение фактических данных с указанными в документах или  сопроводительные документы отсутствуют (неотфактурованные поставки), то составляется акт о приемке материалов (форма № М-7), материалы приходуются комиссией по учетным ценам, при этом приходный ордер не оформляется.

Приходные ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы.

После приемки материалов все документы  передаются в бухгалтерию.

Также материалы могут поступать  за наличный расчет. Для этого экспедитор (или представитель отдела снабжения), должен взять необходимую сумму  из кассы и в последствии сдать  авансовый отчет с приложенными к нему документами, которые свидетельствуют о том, что работник организации действительно приобрел материалы или хозяйственный инвентарь.

Первичные документы по расходу  производственных запасов играют важную роль в организации материального  учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

Все хозяйственные операции, связанные с отпуском материалов, подлежат качественному, эффективному и своевременному документированию. Выдача материалов со склада ООО «Стальной Дракон»  в производство оформляется лимитно-заборной картой (форма № М-8). Лимитно - заборные карты выписываются отделом снабжения  в двух экземплярах. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем цеха своего экземпляра лимитно - заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по каждому номенклатурному номеру материалов. Если требуется дополнительные материалы (превышающие установленный лимит), то оформляется требование (форма № М-11).

Ведомость учета остатков материалов не составляется. Вместо этого в начале каждого месяца кладовщик идет в бухгалтерию на сверку остатков материалов за прошедший месяц. Из-за большого движения материалов, а также большой их номенклатуры ежемесячная сверка карточек складского учета с данными бухгалтерии необходима. Все выявленные расхождения выясняются немедленно, что уменьшает количество ошибок в данных о движении материалов.

Один раз  в год проводится инвентаризация материальных запасов на складе. Для  проведения инвентаризации приказом руководителя предприятия назначается комиссия, как правило, туда входят: кладовщик, бухгалтер и представитель отдела снабжения. Бухгалтерия к моменту проведения

инвентаризации  составляет в двух экземплярах инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей  по складам (ф. № ИНВ-3). Один экземпляр передается в бухгалтерию, другой остается у лица, ответственного за сохранность материальных ценностей.

В случае выявления  отклонений фактического наличия от данных бухгалтерского учета составляют сличительную ведомость (форма №  ИНВ-19). Ведомость составляется только по тем материальным ценностям, по которым по итогам инвентаризации обнаружены расхождения фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Ведомость составляется в двух экземплярах, один из которых остается в бухгалтерии, второй – у кладовщика.

В ходе проведенного исследования документального оформления движения материалов на ООО «Стальной Дракон», можно отметить, что все документы составляются в соответствии с порядком и требованиями по документальному оформлению.

 

3.2  Особенность бухгалтерского учета материальных запасов на предприятии ООО «Стальной Дракон»

 

После того как  кладовщик передал документы  поставщика в бухгалтерию, делают следующие  записи.

Информация о работе Учет материальных запасов