Учет нематериальных активов и долгосрочных инвестиций в нематериальные активы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:55, реферат

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматривается такая тема как «Учет нематериальных активов и долгосрочных инвестиций в нематериальные активы».
С развитием рыночных отношений в составе имущества предприятий появился новый вид средств, отличительной особенностью которых является отсутствие вещественно-натуральной формы – нематериальные активы. Полное определение данного вида средств появилось лишь в 1994 году с утверждением нового Положения о бухгалтерском учете и отчетности.

Содержание

Введение
1.Состав и оценка нематериальных активов………………………………………4
2.Классификация нематериальных активов……………………………………….7
3.Учет нематериальных активов…………………………………………………..10
3.1.Учет поступления нематериальных активов………………………………..13
3.2.Поступление в счет вклада в уставный капитал инвесторов и безвозмездно…………………………………………………………………...16
3.3.Учет амортизации нематериальных активов………………………………...19
3.4.Учет выбытия нематериальных активов……………………………………..21
3.5.Инвентаризация нематериальных активов…………………………………..23
4.Отражение нематериальных активов в отчетности…………………………….35
5.Заключение………………………………………………………………………..37
6.Список литературы……………………………………………………………….38
7.Практическая часть

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по бух. учету.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

На отгруженные или находящиеся в пути ценности должны заполняться отдельные формы — акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма № ИНВ-4) и акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (форма № ИНВ-6).

Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Так, на счетах учета товаров (продуктов, готовой продукции), не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц, могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути — расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным — копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т. д.), по просроченным оплатой документам — с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций — сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Так, по счету «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на счете суммы, оплата которых была отражена на других счетах (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.), или суммы за товары и продукцию, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

В акте инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15) указывается, сколько денежных средств, разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и др.) находится в кассе организации. Во время инвентаризации денежные средства, ценности и документы не принимаются и не выдаются.

В акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17) отражаются сведения (данные) о расчетах с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Выявленные по документам остатки сумм, числящиеся на соответствующих счетах, указываются в справке (приложение к форме № ИНВ-17).

В инвентаризационные описи включаются все выявленные ценности, в том числе и излишествующие, а на выявленные при инвентаризации негодные или испорченные ценности составляются соответствующие акты.

Во всех случаях инвентаризационные описи могут быть заполнены как  с использованием вычислительной и другой организационной техники, так и от руки. Описи заполняются чернилами и шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

На каждой странице описи  указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем  зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается  оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписываются  всеми членами комиссии и материально  ответственными лицами. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (при проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества).

ОФОРМЛЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

По результатам проверки фактического наличия имущества и финансовых обязательств должны составляться сличительные ведомости (сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма № ИНВ-18), сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19)).

При этом на ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся  на ответственном хранении, арендованные и т. п.), составляются отдельные сличительные ведомости.

Во всех случаях сличительные ведомости составляются только по имуществу, при инвентаризации которого были выявлены отклонения от учетных данных.

В сличительных ведомостях отражают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей в соответствии с оценкой товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете. При их составлении следует учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей, а также списание потерь в пределах норм естественной убыли. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы  может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый  период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. В случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

При этом убыль ценностей  в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

Данные результатов  проведенных инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26, утверждена Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 г. № 26).

Выявленные при проведении инвентаризации расхождения докладываются председателем инвентаризационной комиссии руководителю организации с целью определения порядка их регулирования.

По результатам рассмотрения представленных материалов руководитель организации принимает решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате инвентаризации; списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли; привлечении виновных лиц к ответственности за недостачи ценностей сверх норм естественной убыли (в том числе с передачей дел в следственные или судебные органы).

отражение ВЫЯВЛЕННЫХ РАЗНИц В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

В соответствии с п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек  имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется  на финансовые результаты;

б) недостача  имущества и его порча в  пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.

Излишек имущества приходуется посредством оформления проводки:

Дебет 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные  активы», 10 «Материалы», (при применении действующего Плана счетов), 41 «Товары» и др.

кредит 99 «Прибыли и убытки» (91 * «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы»).

Недостача имущества  отражается в бухгалтерском учете  проводками:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 10, 41 отражена недостача товарно-материальных ценностей по учетной стоимости (по товарам — покупные цены);

Дебет 94 Кредит 41, субсчет «Товары в розничной торговле» выявлена недостача товаров, учитываемых по продажным ценам;

Дебет 42 «Торговая наценка» Кредит 98 «Доходы будущих периодов» отражена торговая наценка по недостающим товарам (в случае, если товары учитываются по продажным ценам);

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» Кредит 94 списана недостача в пределах утвержденных в законодательном порядке норм естественной убыли на себестоимость продукции (работ, услуг), издержки обращения;

Дебет 96 «Резервы предстоящих расходов» Кредит 94 списана недостача в пределах норм естественной убыли за счет создаваемого для этих целей резерва предстоящих расходов и платежей;

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 94 списана разница между учетными и покупными ценами, относящаяся к недостающим товарам, в пределах норм, списываемых за счет предприятия (в случае, если учетными ценами являются продажные).

Списание убытков сверх  норм естественной убыли (в случае отсутствия установленных норм — в полном размере недостачи) может быть произведено:

1) за счет виновных лиц в следующих случаях :

  • если лица признаны виновными решениями суда (при этом любое лицо, совершившее преступление (правонарушение) предполагается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда);
  • если лица являются виновными в силу принятия на себя полной материальной ответственности;
  • в других случаях, когда работники в соответствии с КЗоТ РФ могут быть привлечены к полной или ограниченной материальной ответственности.

Списание недостачи  за счет виновных лиц оформляется  в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94

недостача отнесена на виновных лиц;

Дебет 50 «Касса», 70 «Расчеты с персоналам по оплате труда» Кредит 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

ущерб возмещен виновным лицом путем внесения наличных денег в кассу предприятия или посредством удержания сумм из заработной платы;

Дебет 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 98 на счет виновных лиц отнесена разница между суммой, подлежащей взысканию, и стоимостью недостающих товаров (продуктов) по учетным ценам (в случае, если учетными ценами являются продажные (розничные));

Дебет 98 Кредит 91, субсчет «Прочие  доходы» отражена сумма полученной торговой надбавки (в случае, если товары учитываются по продажным ценам);

2) за счет  финансового результата деятельности организации в следующих случаях:

  • если решениями следственных или судебных органов подтверждено отсутствие виновных лиц;
  • если имеется решение суда об отказе во взыскании с этих лиц ущерба по причине необоснованного иска (в этом случае убытки на финансовые результаты списываются только для целей учета — налогооблагаемая прибыль организации не уменьшается).

В бухгалтерском учете  списание производится следующим образом:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 94 недостачи (убытки) сверх норм естественной убыли (при отсутствии норм убыли — в полном размере) отнесены на финансовые результаты деятельности предприятия;

3) за счет  собственных средств организации (нераспределенная прибыль) в следующих случаях:

  • если виновные лица не установлены, а организация не принимает мер к их розыску или рассмотрению дела в судебном порядке;
  • если виновные лица установлены, а организация не принимает мер к взысканию с них суммы убытков ни в судебном, ни во внесудебном порядке.

В бухгалтерском учете  списание оформляется следующим образом:

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (91, субсчет «Прочие расходы» — без учета в целях налогообложения) Кредит 94 списана недостача, образованная в результате сверхнормативной потери товаров (сверх норм естественной убыли) или всей потери товаров, если нормы убыли не установлены.

Если при проведении инвентаризации выяснится, что материально-производственные запасы, принадлежащие организации (кроме оборудования к установке и МБП), не удовлетворяют их оценке (цены в течение года снизились, запасы морально устарели или потеряли свое первоначальное качество), они в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98, утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.98 г. № 25н, должны быть отражены в бухгалтерском балансе по цене возможной реализации с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 10, 40 «Готовая продукция», 41.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Отражение нематериальных активов в отчетности

При составлении годовой  отчетности на предприятии данные о  нематериальных активах отражаются в следующих документах.:

1. В балансе предприятия  (форма № 1) наличие нематериальных  активов показывается в подразделе « Нематериальные активы » (строки 110). Данные по соответствующим строкам подраздела приводятся по остаточной стоимости  нематериальных активов т.е по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации.(за исключением объектов жилого фонда и нематериальных активов, по которым в соответствии с установленным порядком погашении стоимости не производится).

Расшифровка состава  нематериальных активов приводится в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Информация о работе Учет нематериальных активов и долгосрочных инвестиций в нематериальные активы