Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:16, курсовая работа
Задачами при написании курсовой работы является:
1. Рассмотреть классификацию и оценку основных средств.
2. Изучить организацию аналитического учета основных средств.
3. Изучить порядок учета поступления основных средств.
4. Рассмотреть учет ремонтов основных средств.
5. Изучить учет амортизации основных средств.
6. Рассмотреть учет выбытия основных средств
Введение ……………………………………………………………………………………..……3
1. Экономическая сущность основных средств ……………………………………….…..5
1.1 Понятие основных средств их классификация и оценка
основных средств ………………………………………………..……………………………….5
1.2 Организация аналитического учета основных средств ……..…………… ….…... .10
2. Учет движения основных средств……………………….. ……………………………….15
2.1 Учет поступления основных средств ………………………………………………….15
2.2 Учет ремонтов основных средств …………………………………….…………………19
2.3 Учет амортизации основных средств ………………………..………………………...21
2.4 Учет выбытия основных средств…………………………………………………………30
3. Учётная политика и практика учёта основных средств на исследуемом
предприятии………………………………………………………………………………………35
3.1 Применяемая форма бухгалтерского учёта, первичные документы, регистры
и технические средства учёта основных средств………………………………………….35
3.2 Ведение Главной книги и содержание основных бухгалтерских операций
учёта основных средств………………………………………………………………………..38
Заключение ……………………………………………………………………………………...41
Список литературы …………………..…………………………………………………………43
Бухгалтерия организации на основании оформленного «Акта на списание основных средств (кроме автотранспортных средств)» форма ОС-4 (Приложение 10) или «Акта списание автотранспортных средств» форма ОС-4а (Приложение 11) производит отметку объекта в инвентарной карточке (инвентарной книге).
Выбытие объектов основных средств вследствие продажи, обмена, внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях, установленных законодательством, совершается на основании договора и оформляется актом о приемке-передаче основных средств (форма ОС-1). Наряду с актом о приеме-передаче основных средств (форма ОС-1) составляется товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 мая 2001 года № 53 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г., № 68, 8/6295), если отпуск (перемещение) объекта основного средства осуществляется с участием автомобильного транспорта, либо товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 мая 2001 года № 53, если отпуск (перемещение) объекта основного средства осуществляется без участия транспортных средств (почтой или нарочным).
На основании акта о приеме-передаче основных средств (форма ОС-1) бухгалтерия организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта.
Для оформления внутреннего перемещения объектов основных средств из одного структурного подразделения (цеха, участка) в другое, применяется «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств» форма ОС-2 (Приложение 12). Передающей стороной накладная выписывается в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица ответственного за сохранность объекта основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы Ос-6, ОС-6а, ОС-6б).
2. Учет движения основных средств
2.1 Учет поступления основных средств.
Процесс расширенного воспроизводства требует непрерывного пополнения и обновления основных средств. Он характеризуется непрерывным вводом в действие зданий, сооружений, оборудования и других объектов основных средств.
Основные средства поступают на предприятия в результате:
- сооружения или изготовления;
- приобретения за плату у
других субъектов
- получение по договору дарения
от других субъектов
- внесение учредителями в счет
их вкладов в Уставной фонд
предприятия по оценке
Поступающие в организацию основные средства должны быть оформлены документами (формы первичной учетной документации), оприходованы и закреплены за материально ответственными лицами.
Приемку в эксплуатацию поступающих объектов основных средств осуществляет специально созданная в организации комиссия. Она составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки – передачи основных средств по форме ОС-1 на каждый объект в отдельности. Каждому объекту в момент составления акта по форме ОС-1 присваивается инвентарный номер, который указывается во всех первичных документах до момента выбытия объекта.
Синтетический учет основных средств осуществляется на активном синтетическом счете 01 «Основные средства».
Отражение операций на счетах бухгалтерского учета, связанных с поступлением основных средств, зависит от источников их поступления.
Так, ввод в эксплуатацию основных средств по акту формы ОС-1, построенных хозяйственным или подрядным способом, отражается бухгалтерской записью:
Д-т 01 «Основные средства», В-1
К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», ж/о 16
При приобретении основных средств, не требующих монтажа за плату, у других организаций и лиц на сумму по счетам поставщиков составляется запись:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», В-3
18 «Налог на добавленную стоимость по
приобретенным товарам, работам, услугам», В-5
К-т 60 «Расчеты м поставщиками и подрядчиками», ж/о 6
При оплате счетов поставщиков составляется запись:
Д-т 60 «Расчеты м поставщиками и подрядчиками», В-7
К-т 51 «Расчетный счет», ж/о 2
При оприходовании объектов основных средств и вводе их в эксплуатацию составляется запись:
Д-т 01 «Основные средства», В-1
К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», ж/о 16
В соответствии с п. 42 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам от 31 января 2004 года № 16, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств, подлежат вычету с момента принятия их на учет в размере 1/12 этих сумм независимо от суммы налога, исчисленной по реализации объектов в этом налоговом периоде.
Если организация приобретает оборудование, требующее монтажа, то сумму по счетам поставщиков в бухгалтерском учете составляется запись:
Д-т 07 «Оборудование к установке», В-2
18 «Налог на добавленную стоимость
по приобретенным товарам, работам, услугам»,
субсчет
«Налог на добавленную
приобретенным основным средствам», В-5
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», ж/о 6
При оплате счетов поставщиков составляется запись:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», В-7
К-т 51 «Расчетный счет», ж/о 2
Передача оборудования в монтаж отражается записью:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», В-3
К-т 07 «Оборудование к установке», ж/о 16
При оприходовании оборудования и вводе его в эксплуатацию составляется запись:
Д-т 01 «Основные средства», В-1
К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», ж/о 16
На сумму зачтенного налога
Д-т 68 – «Расчеты по налогам и сборам», В-5
К-т – 18/1 «НДС по приобретенным товарам, работам ,услугам», ж/о 8
Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственных органов, в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:
- на стоимость безвозмездно
полученного имущества по
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», В-3
18 «Налог на добавленную
по приобретенным товарам, работам, услугам», В-5
К-т 98 «Доходы будущих периодов»,
субсчет «Безвозмездные
Оприходование оборудования
Д-т 01 «Основные средства», В-1
К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», ж/о 16
На сумму зачтенного НДС
Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», В-5
К-т 18/1 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам», ж/о 8
Начисление амортизации по принятым основным средствам отражается записью:
Д-т 26 «Общехозяйственные расходы»
(23, 25), В-3
К-т 02 «Амортизация основных средств», ж/о 10
Одновременно на сумму начисленной амортизации составляется запись:
Д-т 98 «Доходы будущих периодов»,
субсчет «Безвозмездные поступления», В-4
К-т 92 «Внереализационные доходы и расходы»,
субсчет «Внереализационные
Таким образом, первоначальная стоимость безвозмездно полученных объектов включается частями в состав доходов текущего периода организации на протяжении всего периода их эксплуатации.
Расходы по доставке, монтажу полученных безвозмездно основных средств учитываются как затраты капитального характера и отражаются так:
Д-т 08 «Вложения во внеобортные активы», В-3
К-т - (60),18, ж/о 6
а затем включаются в первоначальную стоимость объекта, при этом составляется запись:
Д-т 01 «Основные средства», В-1
К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», ж/о 16
При предоставлении учредителями основных средств в собственность организации делают записи:
Д-т 75 «Задолженность учредителей по вкладам в уставный фонд», В-5
К-т 80 «Уставный фонд», ж/о 12
Основные средства, внесенные учредителями в счет их вклада в уставный фонд, отражаются следующей записью.
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», В-3
К-т 75 «Расчеты с учредителями», ж/о 8
Оприходование объектов в денежной оценке, согласованной учредителями, отражается записью:
Д-т 01 «Основные средства», В-1
К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», ж/о 16
Оприходование неучтенных объектов основных средств (излишков), выявленных при инвентаризации, отражается в бухгалтерском учете по рыночной стоимости следующей записью:
Д-т 01 «Основные средства», В-1
К-т 92 «Внереализационные доходы и расходы»,
субсчет «Внереализационные доходы», ж/о 15
В случае приобретения основных средств, бывших в эксплуатации, за плату у других организаций составляются записи:
Д-т 08, 18 - К-т 60, ж/о 6
Оплата счетов за приобретенные основные средства с учетом НДС
Д-т 60 – К-т 51, ж/о 2
Д-т 01 – К-т 08 – ввод основных средств по договорной стоимости
Д-т 68 – К-т 18 на сумму зачтенного налога
Основные средства могут поступать по лизингу. Затраты, связанные с приобретением объекта лизинга учитываются в составе внеоборотных активов и отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчета «Приобретение объектов лизинга» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на основании накладной или акта о приеме – передаче.
Объект приходуется с учетом всех затрат связанных с его приобретением по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» субсчет «Объект лизинга» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретения объектов лизинга».
2.2 Учет ремонта основных средств
В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются и могут преждевременно выбывать из строя. Поэтому для поддержания в рабочем состоянии их необходимо ремонтировать.
В зависимости от объемов, характера и периодичности проведения работ различают текущий и капитальный ремонт основных средств.
При текущем ремонте производятся мелкие работы по устранению неисправностей, окраске предметов, регулированию механизмов, замене некоторых деталей. Кроме того, различают и средний ремонт, проводимый в промежутке между текущим и капитальным.
Это – частичная разборка ремонтируемых агрегатов и восстановление или замена части деталей. Средний ремонт осуществляется с периодичностью более одного года.
Капитальный ремонт характеризуется тем, что при его проведении заменяются на новые значительное число деталей и узлов, восстанавливаются основные средства. Для его выполнения зачастую объект почти полностью разбирается. Он производится с периодичностью свыше одного года, что вызывает остановку ремонтируемого объекта на период ремонтных работ. Ремонт может проводиться либо самостоятельно (хозяйственный способ), либо сторонней ремонтной организацией (подрядный способ).
До начала ремонтных работ по каждому объекту согласно сметно-финансовому расчету, составляемому на основании дефектной ведомости, определяется плановая (нормативная) себестоимость. Расходы на все виды ремонта в смете рассчитываются по нормативам на единицу сложности, которая характеризует трудоемкость ремонта конкретного вида оборудования или на основе норм затрат по их видам и планируемого объема работ.
По окончании капитального ремонта составляется «Акт о приемке – сдаче основных средств» отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов форма ОС-3. (Приложение 9).
Акт составляется в 2-х экземплярах, один из них передается предприятию производившему ремонт. Второй экземпляр сдается в бухгалтерию предприятия, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия.
В техническом паспорте объекта основные средства должны вносится необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с ремонтом.
При подрядном способе ремонта предприятие заключает договор с подрядной организацией, в котором указывается:
наименование объекта; объем; сроки выполнения работ; сметная или договорная стоимость; порядок расчетов и др. условия.
Затраты связанные с ремонтом подрядным способом относятся на счета учета затрат.
Д-т 20, 23, 25, 26, 29, 44, 97 – К-т 60 (ж/о 6) – на сумму счета предъявленного подрядчиком, когда на предприятии не сформирован «Резервы предстоящих расходов», а затраты не увеличат резко себестоимость продукции текущего периода:
Д-т 96 (В-4) –К-т-60 (ж/о 6) принят к оплате счет подрядной организации за выполненные работы при наличии на предприятии «Резерва предстоящих расходов»
Д-т 18/1 (В-5) К-т 60 (ж/о 6) – на сумму НДС
Д-т-60 (В-7) - К-т-51 (ж/о 2) погашение кредиторской задолженности подрядной организации за выполненный ремонт основных средств
При текущем ремонте производят мелкие работы по устранению неисправностей, окраски предметов, регулированию механизмов, замене некоторых деталей.
Кроме того, различают средний ремонт по сложности и характеру проведения близкий к капитальному. Однако в отличие от капитального он проводится с периодичностью менее года.
Текущий и средний ремонт выполняется, как правило хозяйственным способом т.е. силами своих ремонтно-механических или ремонтно-строительных цехов.
При хозяйственном способе выполнения ремонтных работ предприятия организуют ремонтное производство при котором затраты, связанные с ремонтом основных средств (если не производится реконструкция и модернизация), накапливаются по Дт счета 23 «Вспомогательное производство», субсчет 3 «Ремонт основных средств».