Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2014 в 18:00, курсовая работа
Для обеспечения учета материалов на должном уровне должны соблюдаться определенные условия:
хранение материалов должно осуществляться в складских помещениях, приспособленных к определенным их видам;
прием и отпуск ценностей должны измеряться, для чего склады должны обеспечиваться весоизмерительными приборами;
с работниками складов необходимо заключать договоры о материальной ответственности.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение нормативного обеспечения бухгалтерского учета материально-производственных запасов и товаров в коммерческой организации.
Введение
1. Понятие и классификация производственных запасов и товаров
2. Оценка материально-производственных запасов
3. Учет производственных запасов и товаров
3.1. Документальное оформление движения материалов
3.2. Учет производственных запасов на складе
3.3. Учет материалов в бухгалтерии
4. Организация учета производственных запасов в ООО «Речное пароходство»
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение №5
Приложение № 6
Фактические затраты по приобретению материально-производственных запасов определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия запасов к учету, в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов. На большей части организаций текущий учет материальных ценностей ведут по твердым учетным ценам - по средним покупным ценам, по плановой себестоимости и др. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов. С появлением компьютеров и электронной маркировки создаются все большие возможности исчисления фактической себестоимости отдельных видов материальных ресурсов.[13]
Планом счетов разрешается осуществлять синтетический учет материальных ценностей на счетах 10 «Материалы» и др. по учетным Ценам, в качестве которых используются плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др. В этом случае отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам учитываются на синтетическом счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости;
по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).
Применение одного из этих методов по виду (группе) запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.[14]
По себестоимости каждой единицы оценивают материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут быть обычным образом заменены на другие.
Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца.
Первый и второй способы оценки материальных ресурсов являются традиционными для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.[5]
При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.
При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход - первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д.
Пример оценки расхода 100 единиц материалов по методам ФИФО и ЛИФО представлен в табл. 1.
Применение указанных методов оценки материальных ресурсов ориентирует предприятие на организацию аналитического учета материалов по отдельным партиям (а не только по видам материалов). Можно оценить израсходованные материалы расчетным путем, используя следующую формулу:
Р = Он +П-Ок (I.1),
где Р - стоимость израсходованных материалов;
Он и Ок - стоимость начального и конечного остатков материалов;
П - поступление за месяц.
Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости).
Таблица 1
ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ ПО МЕТОДАМ ФИФО И ЛИФО.
Показатели |
Количество единиц, шт. |
Цена за единицу, руб. |
Сумма, руб. |
1. Остаток материалов на 01.03.200_ г. |
20 |
10 |
200 |
2. Поступили материалы: |
|||
первая партия |
30 |
10 |
300 |
вторая партия |
20 |
12 |
240 |
третья партия |
40 |
15 |
600 |
3. Итого за месяц |
90 |
X |
1140 |
4. Расходы материалов за месяц: |
|||
а) по методу ФИФО: |
|||
первая партия |
50 |
10 |
500 |
вторая партия |
20 |
12 |
240 |
третья партия |
30 |
15 |
450 |
Итого за месяц |
100 |
X |
1190 |
б) по методу ЛИФО: |
|||
первая партия |
40 |
15 |
600 |
вторая партия |
20 |
12 |
240 |
третья партия |
40 |
10 |
400 |
Итого за месяц |
100 |
X |
1240 |
5. Остаток материалов на 01.04.200_г. |
|||
а) по методу ФИФО |
10 |
15 |
150 |
б) по методу ЛИФО |
10 |
10 |
100 |
Наряду с определением твердой учетной цены очень важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей может быть каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер, каждая партия, однородная группа и т.п. Единица учета материальных ценностей выбирается организацией самостоятельно. Она должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о материальных запасах, надлежащий контроль за их наличием и движением.[17]
3. Учет производственных запасов и товаров
3.1. Документальное оформление движения материалов
Для учета движения материалов используется типовая документация.
Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:
При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества данным документов поставщика и, если расхождений нет, выписывает «приходный ордер» на все количество поступившего груза в одном экземпляре в день поступления материалов.
«Акт о приемке материалов» применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов (неотфактурованные поставки) и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов поставщика.
Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации.
Акт составляется в двух экземплярах; первый передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков; второй - передается в отдел маркетинга для предъявления претензии поставщику.[19]
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют «товарно-транспортную накладную», которую выписывает грузоотправитель в четырех экземплярах:
первый - служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;
второй - для оприходования материала получателем;
третий - для расчетов с автотранспортной организацией;
четвертый - для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.
Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют требованием-накладной (ф. М-11)-приложение №3, которую выписывают в двух экземплярах.
Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:
Лимитно-заборная карта выписывается отделом маркетинга на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному производственному заказу, в двух экземплярах. Один экземпляр передают на склад, другой в цех - получателю. Кладовщик записывает количество отпущенного материала в обеих картах и сразу определяется остаток лимита. Расчет потребности необходимого вида материалов для выполнения программы осуществляет планово-производственный отдел.
Лимитно-заборные карты используют при постоянном, систематическом отпуске материалов.
Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют «требования-накладные на отпуск материалов». Их выписывают в двух экземплярах, один передается цеху-получателю, другой - складу.
Отпуск материалов сторонним организациям оформляют «накладной на отпуск материалов на сторону». Ее выписывает отдел сбыта в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр остается на складе, другой передается получателю. При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарно-транспортная накладная (ф. № 1-Т).[20]
3.2. Учет производственных запасов на складе
Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета.
Существуют следующие методы учета производственных запасов:
Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в «карточках складского учета материалов» (ф. М-17)-приложение №6. Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.[20]
По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает «Приходный ордер» и регистрирует его в «Карточке учета материалов» в графе «Приход».
На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований) в карточке регистрируется расход материала.
В карточке после каждой записи выводится остаток.[13]
Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.
По состоянию на первое число каждого месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в «Ведомость учета остатков материалов» (ф. М-14)[16]
Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.
Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках.
Типовая форма № М-14
Ведомость учета
остатков материалов на складе за 200_г
Материально-ответственное
лицо
№ п/п |
Материалы |
Номенклатурный номер |
Ед. измерения |
Цена, руб. коп. |
Остаток на 1 января |
Остаток на 1 февраля | ||
кол-во |
сумма |
кол-во |
сумма | |||||
Всего по складу |
Типовая форма № М-13
Реестр № сдачи
документов по приходу за 14-16 января
200_г по складу
Номер группы материала или номенклатурный номер |
Количество документов |
Номера первичных документов |
Сумма, руб. |
102 |
37 |
121-123 310-316 |
7000 12000 19000 |
Всего: принято 10 (десять) документов
(цифрами, прописью).
17 января 200_г. Сдал кладовщик______Принял____
Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие: