Учет производственных запасов и товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2014 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Для обеспечения учета материалов на должном уровне должны соблюдаться определенные условия:
хранение материалов должно осуществляться в складских помещениях, приспособленных к определенным их видам;
прием и отпуск ценностей должны измеряться, для чего склады должны обеспечиваться весоизмерительными приборами;
с работниками складов необходимо заключать договоры о материальной ответственности.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение нормативного обеспечения бухгалтерского учета материально-производственных запасов и товаров в коммерческой организации.

Содержание

Введение
1. Понятие и классификация производственных запасов и товаров
2. Оценка материально-производственных запасов
3. Учет производственных запасов и товаров
3.1. Документальное оформление движения материалов
3.2. Учет производственных запасов на складе
3.3. Учет материалов в бухгалтерии
4. Организация учета производственных запасов в ООО «Речное пароходство»
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение №5
Приложение № 6

Вложенные файлы: 1 файл

учет материально-производственных запасов.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Синтетический учет материалов.

Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов ведут на счете 10 «Материалы». Счет активный, сальдовый, инвентарный.

Остатки материальных ценностей и их приход записывают по дебету счета 10, расход и отпуск - по кредиту счета в суммах фактической себестоимости.

В дебет счета 10 относят все затраты по их приобретению (покупная стоимость материалов, наценки снабженческих организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.

Поступление материалов на предприятие может происходить по различным причинам и отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

• приобретены у поставщиков

Д-т. 10 К-т. 60 - на покупную стоимость,

Д-т. 19 К-т. 60 - на сумму НДС;

• от учредителей в счет вклада в уставный капитал

Д-т. 10 К-т. 75/1;

• безвозмездно от других организаций

Д-т. 10 К-т. 98, субсчет «Безвозмездное поступление»;

• отходы от брака

Д-т. 10 К-т. 28;

• отходы от ликвидации основных средств

Д-т. 10 К-т. 91.

Отпуск материалов со склада производится на различные цели и отражается следующими проводками:

• на изготовление продукции

Д-т. 20,23 К-т. 10;

• на строительство объектов основных средств

Д-т. 08 К-т. 10;

• на ремонт основных средств;

Д-т. 25,26 К-т. 10;

• продажа на сторону.

Учет продажи материалов ведут на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет, операционно-результативный.

По дебету счета 91 отражается:

• фактическая себестоимость реализованных материалов

Д-т. 91 К-т. 10;

• сумма НДС, начисленная на реализованные материалы

Д-т. 91 К-т. 68;

• расходы по продаже материалов

Д-т. 91 К-т. 70, 69, 76.

По кредиту отражается

• выручка от продажи по отпускным ценам, включая НДС.

Д-т. 51 К-т. 91.

Сопоставлением оборотов на счете 91 определяют финансовый результат от продажи.

Если оборот дебетовый больше оборота кредитового (сальдо дебетовое) - получим убыток и его списывают на счет 99 «Прибыли и убытки» проводкой

Д-т. 99 К-т. 91.

Если оборот дебетовый меньше оборота кредитового (сальдо кредитовое) - списывают проводкой:

Д-т. 91 К-т. 99.

Счет 10 имеет 9 субсчетов:

10/1   -      «Сырье и материалы»,

10/2 -      «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»,

10/3   -       «Топливо»,

10/4 -      «Тара и тарные материалы»,

10/5   -       «Запасные части»,

10/6   -       «Прочие материалы»,

10/7   -      «Материалы, переданные в переработку на сторону»,

10/8 -      «Строительные материалы»,

10/9 -      «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, могут открывать к счету 10 отдельные субсчета для учета семян, кормов, ядохимикатов, минеральных удобрений.

Фактическую себестоимость израсходованных материалов записывают в журналах-ордерах 10, 10/1 в корреспонденции

Д-т. 20, 23, 25, 26, 08, 91, 90 К-т. 10.

В зависимости от принятой организацией учетной политики, поступление материалов может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В этом случае все затраты, связанные с приобретением материалов, на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков записывают по дебету счета 15 и кредиту счетов: 60 «Расчеты с поставщиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Д-т. 15 К 60, 76, 71.

Оприходование материалов, фактически поступивших на склад, отражается записью Д-т. 10 К-т. 15 по учетным ценам.

Разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью поступивших материалов по учетным ценам списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

Д-т. 16 К-т. 15.

Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути.

Использовать счет 15 для учета заготовительных операций или вести его сразу на счете 10 «Материалы» - решает само предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год.

Учет транспортно-заготовительных расходов.

Транспортно-заготовительные расходы входят в фактическую себестоимость материалов.

К ним относят расходы на приобретение материалов, кроме их покупной стоимости.

Ежемесячно бухгалтерия определяет сумму транспортно-заготовительных расходов, представляющую собой разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетной цене.

Основанием для расчетов служат данные ведомости № 10 «Движение товарно-материальных ценностей».

Суммы транспортно-заготовительных расходов распределяются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процент транспортно-заготовительных расходов, а затем умножают его на стоимость израсходованных материалов и оставшихся на складе.

Процент транспортно-заготовительных расходов определяют по формуле:

(I.2),[25]

где УЦн - стоимость материалов на начало месяца по учетной цене;

УЦп - стоимость поступивших в течение месяца материалов по учетной цене.

Транспортно-заготовительные работы учитывают на том же счете, что и материалы (счет 10), на отдельном субсчете (например, 10/10).

Суммы транспортно-заготовительных расходов на выбывшие, израсходованные ценности списываются на те же счета, что и израсходованные ценности по учетным ценам в корреспонденции

Д-т. 20, 25, 26, 28 К-т. 10/10.

Если предприятие использует для учета операций по заготовлению материалов счет 15, то сумма транспортно-заготовительных расходов учитывается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Суммы транспортно-заготовительных расходов (отклонений), накопленные в дебете счета 16, списываются в установленном порядке в дебет производственных счетов:

Д-т. 20, 25, 26, 28  К-т. 16.

В таком же порядке производится расчет и учет доли отклонений фактической себестоимости от плановой цены материалов.

 

 

 

 

Пример расчета сумм и процента

транспортно-заготовительных расходов материалов

Счет 10, субсчет 1.

 

Оценка материалов

ТЗР (отклонение)

по договорным ценам

по фактической себестоимости

фактическая себестоимость - договорная цена

1

2

3

4

Остаток на начало месяца

30000

31000

1000

Поступило за отчетный месяц

26750

28120

1370

Итого поступило с остатком

56750

59120

2370

Процент транспортно-заготовительных расходов

   

2370 : 56750 х х100=4%

Израсходовано в отчетном месяце:

на изготовление продукции

на ремонт здания цеха

на общехоз-ые нужды

 

 

 

 

19600

 

8270 4

 

640

 

 

 

19600 + 784 = = 20384 8270 + 331 =

= 8601 4640+ 186 = 4826

 

 

 

19600x4% =

= 784 8270 х 4% = = 331 4640 х 4% = = 186

Итого расход

32510

33811

1301

Остаток на конец месяца

24240

25309

1069


 

3.3. Учет материалов в бухгалтерии

Первичные документы по движению МПЗ со складов поступают в бухгалтерию.

Все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяца подсчитанные итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида МПЗ записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе синтетических счетов и субсчетов.[26]

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский или сальдовый метод учета материалов. При этом методе не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.

В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках на первое число по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в «Ведомости учета остатков материалов».[27]

В бухгалтерии остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. По данным картотеки документов составляются групповые оборотные ведомости в суммовом выражении по каждому складу.[26]

Данные этих ведомостей сверяются со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные) составляются на машинах.

Одним из объектов контроля со стороны бухгалтерии за оценкой стоимости материалов выступает сопоставление по окончании каждого отчетного периода фактической себестоимости остатка по текущим рыночным ценам. В связи с этим каждая организация может создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей за счет внереализационных расходов на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Д-т. 91 К-т. 14.

В начале следующего отчетного периода зарезервированные суммы восстанавливаются Д-т. 14 К-т. 91. Указанная операция оформляется справкой бухгалтерии.[28]

Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов (ГСМ) в организации осуществляется на основании "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.98 (ред. от 24.03.2000).

Учет горюче-смазочных материалов ведется на счете 10 "Материалы", по дебету субсчета "Топливо", по которому отражаются оплаченные и полученные организацией талоны на бензин. Учет осуществляется как в стоимостном выражении, так и в натуральных единицах измерения, указанных на талонах. В целях аналитического учета рекомендуется использовать субсчета: 'Топливо на складе", "Оплаченные талоны на топливо", "Топливо в баках автомобилей и талоны у водителей".

При приобретении топлива по безналичному расчету оправдательными документами являются платежное поручение и приходный ордер (ф. № М-4) на оприходование оплаченных ГСМ, талонов на топливо или лимитных карт.[22]

При оплате ГСМ с пластиковых (лимитных) карт и талонов, приобретенных у операторов безналичных расчетов на АЗС, организация-покупатель единовременно оплачивает весь объем продаж нефтепродуктов, согласованный с продавцом, а затем по талонам и пластиковым (лимитным) картам получает его в месте нахождения поставщика через АЗС.

При отпуске талонов оператор безналичных расчетов выдает накладную на получение талонов на нефтепродукты и счет-фактуру, где отдельными строками отражаются:

  1. стоимость бланков талонов на нефтепродукты;
  2. талоны на нефтепродукты по купюрам, номерам и маркам топлива.

Моментом получения топлива по талону является заправка водителем автомобиля на АЗС.[24]

Приобретение по безналичному расчету талонов на право заправки ГСМ оформляется записями:

Д-т сч. 50-3 "Денежные документы",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

приобретены талоны на ГСМ;

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

отражена сумма НДС в момент получения талонов и счета-фактуры от продавца;

Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", К-т сч. 51 "Расчетные счета"

оплачены бланки талонов и талоны продавцу;

Д-т сч. 68-3 "Расчеты по НДС",

К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

осуществлен зачет суммы НДС в момент получения талонов либо в момент оплаты продавцу талонов;

Д-т сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами", К-т сч. 50-3 "Денежные документы"

выданы под отчет талоны водителю;

Д-т сч. 44 "Расходы на продажу",

К-т сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами"

Информация о работе Учет производственных запасов и товаров