Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2014 в 18:00, курсовая работа
Для обеспечения учета материалов на должном уровне должны соблюдаться определенные условия:
хранение материалов должно осуществляться в складских помещениях, приспособленных к определенным их видам;
прием и отпуск ценностей должны измеряться, для чего склады должны обеспечиваться весоизмерительными приборами;
с работниками складов необходимо заключать договоры о материальной ответственности.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение нормативного обеспечения бухгалтерского учета материально-производственных запасов и товаров в коммерческой организации.
Введение
1. Понятие и классификация производственных запасов и товаров
2. Оценка материально-производственных запасов
3. Учет производственных запасов и товаров
3.1. Документальное оформление движения материалов
3.2. Учет производственных запасов на складе
3.3. Учет материалов в бухгалтерии
4. Организация учета производственных запасов в ООО «Речное пароходство»
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение №5
Приложение № 6
Синтетический учет материалов.
Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов ведут на счете 10 «Материалы». Счет активный, сальдовый, инвентарный.
Остатки материальных ценностей и их приход записывают по дебету счета 10, расход и отпуск - по кредиту счета в суммах фактической себестоимости.
В дебет счета 10 относят все затраты по их приобретению (покупная стоимость материалов, наценки снабженческих организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.
Поступление материалов на предприятие может происходить по различным причинам и отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
• приобретены у поставщиков
Д-т. 10 К-т. 60 - на покупную стоимость,
Д-т. 19 К-т. 60 - на сумму НДС;
• от учредителей в счет вклада в уставный капитал
Д-т. 10 К-т. 75/1;
• безвозмездно от других организаций
Д-т. 10 К-т. 98, субсчет «Безвозмездное поступление»;
• отходы от брака
Д-т. 10 К-т. 28;
• отходы от ликвидации основных средств
Д-т. 10 К-т. 91.
Отпуск материалов со склада производится на различные цели и отражается следующими проводками:
• на изготовление продукции
Д-т. 20,23 К-т. 10;
• на строительство объектов основных средств
Д-т. 08 К-т. 10;
• на ремонт основных средств;
Д-т. 25,26 К-т. 10;
• продажа на сторону.
Учет продажи материалов ведут на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет, операционно-результативный.
По дебету счета 91 отражается:
• фактическая себестоимость реализованных материалов
Д-т. 91 К-т. 10;
• сумма НДС, начисленная на реализованные материалы
Д-т. 91 К-т. 68;
• расходы по продаже материалов
Д-т. 91 К-т. 70, 69, 76.
По кредиту отражается
• выручка от продажи по отпускным ценам, включая НДС.
Д-т. 51 К-т. 91.
Сопоставлением оборотов на счете 91 определяют финансовый результат от продажи.
Если оборот дебетовый больше оборота кредитового (сальдо дебетовое) - получим убыток и его списывают на счет 99 «Прибыли и убытки» проводкой
Д-т. 99 К-т. 91.
Если оборот дебетовый меньше оборота кредитового (сальдо кредитовое) - списывают проводкой:
Д-т. 91 К-т. 99.
Счет 10 имеет 9 субсчетов:
10/1 - «Сырье и материалы»,
10/2 - «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»,
10/3 - «Топливо»,
10/4 - «Тара и тарные материалы»,
10/5 - «Запасные части»,
10/6 - «Прочие материалы»,
10/7 - «Материалы, переданные в переработку на сторону»,
10/8 - «Строительные материалы»,
10/9 - «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, могут открывать к счету 10 отдельные субсчета для учета семян, кормов, ядохимикатов, минеральных удобрений.
Фактическую себестоимость израсходованных материалов записывают в журналах-ордерах 10, 10/1 в корреспонденции
Д-т. 20, 23, 25, 26, 08, 91, 90 К-т. 10.
В зависимости от принятой организацией учетной политики, поступление материалов может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
В этом случае все затраты, связанные с приобретением материалов, на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков записывают по дебету счета 15 и кредиту счетов: 60 «Расчеты с поставщиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Д-т. 15 К 60, 76, 71.
Оприходование материалов, фактически поступивших на склад, отражается записью Д-т. 10 К-т. 15 по учетным ценам.
Разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью поступивших материалов по учетным ценам списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
Д-т. 16 К-т. 15.
Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути.
Использовать счет 15 для учета заготовительных операций или вести его сразу на счете 10 «Материалы» - решает само предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год.
Учет транспортно-заготовительных расходов.
Транспортно-заготовительные расходы входят в фактическую себестоимость материалов.
К ним относят расходы на приобретение материалов, кроме их покупной стоимости.
Ежемесячно бухгалтерия определяет сумму транспортно-заготовительных расходов, представляющую собой разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетной цене.
Основанием для расчетов служат данные ведомости № 10 «Движение товарно-материальных ценностей».
Суммы транспортно-заготовительных расходов распределяются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процент транспортно-заготовительных расходов, а затем умножают его на стоимость израсходованных материалов и оставшихся на складе.
Процент транспортно-заготовительных расходов определяют по формуле:
(I.2),[25]
где УЦн - стоимость материалов на начало месяца по учетной цене;
УЦп - стоимость поступивших в течение месяца материалов по учетной цене.
Транспортно-заготовительные работы учитывают на том же счете, что и материалы (счет 10), на отдельном субсчете (например, 10/10).
Суммы транспортно-заготовительных расходов на выбывшие, израсходованные ценности списываются на те же счета, что и израсходованные ценности по учетным ценам в корреспонденции
Д-т. 20, 25, 26, 28 К-т. 10/10.
Если предприятие использует для учета операций по заготовлению материалов счет 15, то сумма транспортно-заготовительных расходов учитывается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Суммы транспортно-заготовительных расходов (отклонений), накопленные в дебете счета 16, списываются в установленном порядке в дебет производственных счетов:
Д-т. 20, 25, 26, 28 К-т. 16.
В таком же порядке производится расчет и учет доли отклонений фактической себестоимости от плановой цены материалов.
Пример расчета сумм и процента
транспортно-заготовительных расходов материалов
Счет 10, субсчет 1.
Оценка материалов |
ТЗР (отклонение) | ||||||
по договорным ценам |
по фактической себестоимости |
фактическая себестоимость - договорная цена | |||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||
Остаток на начало месяца |
30000 |
31000 |
1000 | ||||
Поступило за отчетный месяц |
26750 |
28120 |
1370 | ||||
Итого поступило с остатком |
56750 |
59120 |
2370 | ||||
Процент транспортно-заготовительных расходов |
2370 : 56750 х х100=4% | ||||||
Израсходовано в отчетном месяце: на изготовление продукции на ремонт здания цеха на общехоз-ые нужды |
19600
8270 4
640 |
19600 + 784 = = 20384 8270 + 331 = = 8601 4640+ 186 = 4826 |
19600x4% = = 784 8270 х 4% = = 331 4640 х 4% = = 186 | ||||
Итого расход |
32510 |
33811 |
1301 | ||||
Остаток на конец месяца |
24240 |
25309 |
1069 |
3.3. Учет материалов в бухгалтерии
Первичные документы по движению МПЗ со складов поступают в бухгалтерию.
Все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяца подсчитанные итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида МПЗ записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе синтетических счетов и субсчетов.[26]
Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский или сальдовый метод учета материалов. При этом методе не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.
В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках на первое число по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в «Ведомости учета остатков материалов».[27]
В бухгалтерии остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
При сальдовом методе учета поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. По данным картотеки документов составляются групповые оборотные ведомости в суммовом выражении по каждому складу.[26]
Данные этих ведомостей сверяются со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.
При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные) составляются на машинах.
Одним из объектов контроля со стороны бухгалтерии за оценкой стоимости материалов выступает сопоставление по окончании каждого отчетного периода фактической себестоимости остатка по текущим рыночным ценам. В связи с этим каждая организация может создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей за счет внереализационных расходов на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
Д-т. 91 К-т. 14.
В начале следующего отчетного периода зарезервированные суммы восстанавливаются Д-т. 14 К-т. 91. Указанная операция оформляется справкой бухгалтерии.[28]
Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов (ГСМ) в организации осуществляется на основании "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.98 (ред. от 24.03.2000).
Учет горюче-смазочных материалов ведется на счете 10 "Материалы", по дебету субсчета "Топливо", по которому отражаются оплаченные и полученные организацией талоны на бензин. Учет осуществляется как в стоимостном выражении, так и в натуральных единицах измерения, указанных на талонах. В целях аналитического учета рекомендуется использовать субсчета: 'Топливо на складе", "Оплаченные талоны на топливо", "Топливо в баках автомобилей и талоны у водителей".
При приобретении топлива по безналичному расчету оправдательными документами являются платежное поручение и приходный ордер (ф. № М-4) на оприходование оплаченных ГСМ, талонов на топливо или лимитных карт.[22]
При оплате ГСМ с пластиковых (лимитных) карт и талонов, приобретенных у операторов безналичных расчетов на АЗС, организация-покупатель единовременно оплачивает весь объем продаж нефтепродуктов, согласованный с продавцом, а затем по талонам и пластиковым (лимитным) картам получает его в месте нахождения поставщика через АЗС.
При отпуске талонов оператор безналичных расчетов выдает накладную на получение талонов на нефтепродукты и счет-фактуру, где отдельными строками отражаются:
Моментом получения топлива по талону является заправка водителем автомобиля на АЗС.[24]
Приобретение по безналичному расчету талонов на право заправки ГСМ оформляется записями:
Д-т сч. 50-3 "Денежные документы",
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
приобретены талоны на ГСМ;
Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
отражена сумма НДС в момент получения талонов и счета-фактуры от продавца;
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", К-т сч. 51 "Расчетные счета"
оплачены бланки талонов и талоны продавцу;
Д-т сч. 68-3 "Расчеты по НДС",
К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
осуществлен зачет суммы НДС в момент получения талонов либо в момент оплаты продавцу талонов;
Д-т сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами", К-т сч. 50-3 "Денежные документы"
выданы под отчет талоны водителю;
Д-т сч. 44 "Расходы на продажу",
К-т сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами"