Учет расчетов с покупателя и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – на основе изучения законодательных и нормативных документов, исследования фактического материала ОСП «Дятловский вино-водочный завод», выработать предложения и рекомендации по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1. Нормативно-правовые документы по учету расчетов с покупателями и заказчиками
1.2. Формы безналичных расчетов
1.3. Обзор литературы
2. ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСП «ДЯТЛОВСКИЙ ВИННО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД»
3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ОСП «ДЯТЛОВСКИЙ ВИННО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД»
3.1. Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками
3.2. Учет расчетов с заготовительными организациями
3.3. Учет расчетов по авансам полученным
3.4. Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками (дебиторской задолженности)
3.5. Учет расчетов векселями
3.6. Автоматизация учета расчетов с покупателями и заказчиками
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

анатольевна. doc.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

При расчетах в порядке  предварительного акцепта требование оплачивается на следующий день после  истечения срока акцепта. Плательщик имеет право заявить обслуживающему банку отказ от акцепта в течение 3 рабочих дней, не считая дня поступления требования в банк. Отказ может быть полный или частичный на основании мотивов, предусмотренных в договоре с поставщиком [2, с. 98].

Отказ от акцепта оформляется  заявлением произвольной или установленной  форм. По письменному заявлению плательщика  допускается оплата требования до истечения срока акцепта.

В целях ускорения  расчетов между плательщиком и получением денежных средств договором может  быть предусмотрена оплата требований в день их поступления в банк плательщика. При этом требования, подлежащие оплате в день поступления в банк плательщика, должны содержать надпись, учиненную по следующей форме: «Оплата в день поступления».

Банк по не оплаченным в срок платежным документам взыскивается с плательщиков пеню в установленных  размерах [2, с. 100].

Платежное поручение представляет собой расчетный документ, содержащий поручение обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя. Платежными поручениями оформляются:

- расчеты за полученные  товары;

- расчеты по нетоварным  операциям (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение задолженности банку по ссуде и процентам и пр.);

- предварительная оплата;

- авансовые платежи;

- оплата товарных векселей.

Поручения могут быть представлены в банк в течение  десяти дней со дня выписки.

При перечислении средств  двум и более получателям плательщик может представить в банк сводное  поручение на бланке установленной  формы. В одно сводное поручение  включаются перечисления на счет получателей, обслуживаемых одним банком.

Поручения предоставляются в банк в трех экземплярах. В случае осуществления платежа в режиме реального времени поручение представляется в банк в двух экземплярах [2, с. 101].

При этой форме расчетов поставщик на отгруженную продукцию, работы, услуги выписывает платежное  требование-поручение и пересылает его плательщику. Минуя обслуживающий банк.

Плательщик, при согласии оплатить требование-поручение, представляет его в обслуживающий банк в 3-х  экземплярах. В реквизите требования-поручения  «Сумма к оплате» должна быть проставлена цифрами и прописью сумма, акцептованная плательщиком и подлежащая списанию с его счета.

Срок, в течение которого плательщик обязан представить в  банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется [2, с. 101].

Чеки применяются только для безналичных расчетов между юридическими лицами, а также между юридическими и физическими лицами, включая предпринимателей.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное  распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодатель – физическое или юридическое лицо, а также предприниматель, осуществляющий платеж за товары или услуги посредством чека. Чекодержатель – юридическое лицо, либо предприниматель, являющееся получателем платежа по чеку [3, с. 124].

Чеки юридических лиц  подписываются доверенным лицом  чекодателя, фамилия, имя, отчество и  образец подписи которого указаны  в заявлении-обязательстве и на обложке чековой книжки (первый лист, оборотная сторона), либо должностным  лицом покупателя на основании доверенности, в которой указываются серия, номер чека, сумма чека и остаток средств по чековой книжке к моменту выписки чека, когда и каким отделением банка выдана чековая книжка. Право на подписание чека должно быть оговорено в этой доверенности, которая передается чекодержателю. При этом на чеке перед подписью делается надпись «По доверенности». Запрещается подписание незаполненных чеков.

При предъявлении расчетного чека в уплату за товар работник предприятия, на которого возложены  такие функции, проверяет:

  • заполнен ли расчетный чек на бланке установленного образца;
  • нет ли подчисток, исправлений текста или суммы чека;
  • не просрочен ли чек;
  • имеются ли на нем оттиск печати банка чекодателя и подписи должностных лиц банка чекодателя;
  • удостоверяется в личности предъявителя чека по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

Срок действия чековой  книжки – один год, а при наличии  неиспользованных чеков и остатка  средств на текущем счете этот срок по заявлению чекодателя может  быть продлен еще на один год. Продление оформляется бланком чекодателя [3, с. 125].

Расчетный чек – это  ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной  в чеке суммы чекодержателю либо о выдаче наличных денежных средств непосредственно чекодателю. Он предназначен для безналичных расчетов физических лиц с юридическими лицами, включая предпринимателей – резидентов Республики Беларусь, за товары, а также для получения физическими лицами наличных денежных средств в системе банка чекодателя.

Получение наличных денег  может быть разрешено и в других банках при условии заключения соответствующих  договоров между банком чекодателя и другими банками. Действие расчетного чека распространяется только на территорию Республики Беларусь. Он выписывается в валюте Республики Беларусь и действителен в приеме в оплату товара в течение 30 календарных дней, не считая дня выписки.

Расчетный чек может  быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете физического  лица, либо за счет кредита. На имя одного лица по его просьбе может быть выдано несколько расчетных чеков.

Выдача расчетных чеков  на имя организации или на предъявителя на производится [2, с. 103].

Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (банк-эмитент) и плательщиком (приказодатель аккредитива), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (бенефициар) обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.

Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. При отсутствии указаний, какой аккредитив, он является безотзывным. Отзывной аккредитив может  быть изменен или аннулирован  в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара.

Открытие аккредитива  производится за счет собственных средств  приказодателя или за счет кредита  банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива частично за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается.

Аккредитив предназначается  для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.

Для открытия аккредитива  приказодатель представляет в банк-эмитент  заявление в четырех экземплярах  на бланке установленной формы. Заявление  заверяется подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиску печати.

В заявлении на аккредитив должны быть указаны:

  • вид аккредитива;
  • наименование приказодателя;
  • наименование и место нахождение банка-эмитента;
  • наименование бенефициара;
  • наименование и место нахождение банка-бенефициара;
  • сумма аккредитива;
  • номер, дата договора, на основании которого открывается аккредитив;
  • срок действия аккредитива;
  • порядок оплаты документов (по предъявлении, с рассрочкой платежа, допускаются ли частичные выплаты, с акцептом лица, уполномоченного приказодателем, или без акцепта);
  • если условиями аккредитива предусмотрен акцепт документов лицом, уполномоченным приказодателем, заявление должно содержать: фамилию, имя, отчество, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан) и образец подписи лица, уполномоченного приказодателем производить акцепт;
  • полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления;
  • срок представления документов в банк бенефициара;
  • наименование товара;
  • дата отгрузки товара.

Допускается включение  в заявление об открытии аккредитива  других необходимых условий. Условия  аккредитива должны быть полными  и точными и не содержать излишних подробностей, затрудняющих работу банка.

Ответственный исполнитель  банка проверяет правильность оформления заявления об открытии аккредитива.

На всех экземплярах  принятого к исполнению заявления  об открытии аккредитива ответственный  исполнитель проставляет регистрационный  номер, дату приема, свою подпись, на третьем  и четвертом экземплярах – штамп банка [19, с. 86].

Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая безусловное  обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока указанную  в нем сумму векселедержателю. Вексель – не только одна из форм расчетов, но и один из видов коммерческого кредита, поскольку оплата по векселю производится не сразу, а через определенное время, в течение которого сумма находится в распоряжении векселедателя.

Различают два вида векселей:

  • процентные векселя, по которым обязательство платить составляет сумму денежных средств и процентов, начисляемых на эту сумму;
  • дисконтные векселя, по которым обязательство платить составляет только определенную сумму денежных средств.

Векселя бываю простые  и переводные. В простом векселе  участвуют две стороны: векселедатель и векселедержатель. Переводной вексель выписывается поставщиком и содержит приказ векселедателя плательщику уплатить определенную сумму предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе, или тому, кого он укажет по истечение векселя. Переводной вексель должен быть акцептован плательщиком, и только в этом случае он приобретает юридическую силу.

При равномерных и  постоянных поставках расчеты между  поставщиками и покупателями могут  осуществляться в порядке плановых платежей путем периодического перечисления средств в сроки и размерах, заранее согласованных сторонами на основании договора.

Плановые платежи могут  производиться ежедневно или  периодически. На каждый плановый платеж банку предоставляется отдельное  платежное поручение (требование-поручение), в котором в графе «Назначение платежа» указывается «Плановый платеж по договору от 200_ г.», а также срок платежа.

Поручение (требование-поручение) предоставляется в банк в день наступления срока платежа, который  определяется в договоре между плательщиком и получателем средств и банком не контролируется.

Стороны периодически, но не реже одного раза в месяц, уточняют свои расчеты на основе фактического отпуска товаров, работ, услуг за истекший период и производят перерасчеты  в порядке, обусловленном в договоре. При этом образовавшаяся разница может перечисляться отдельным поручением (требованием-поручением) либо учитываться при очередном платеже.

Таким образом, в Республике Беларусь используется несколько форм безналичных расчетов, поэтому каждое предприятие может выбрать наиболее удобный для себя вариант.

 

 

1.3. Обзор литературы

 

 

Расчеты между  предприятиями, учреждениями и организациями  осуществляются, как правило, посредством  перечислений денег через банк со счета плательщика на счет получателя. Безналичные расчеты позволяют сосредоточить основную массу денежных средств в банках.

По мнению Прохожей В. [15] процесс реализации представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями (заказчиками). Целью отражения хозяйственных операций по реализации на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) Расчет финансового производится ежемесячно на основании документов, подтверждающих реализацию продукции (работ, услуг).

Ясюкевич С.Л. [20, с. 10] утверждает, что поступают денежные средства на предприятие главным образом от покупателей и заказчиков за проданную им продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. В процессе хозяйственной деятельности предприятие вступает в различные расчетные взаимоотношения с другими предприятиями, учреждениями, организациями, а также с отдельными лицами. В результате этих взаимоотношений нередко возникает дебиторская задолженность, а также появляются обязательства перед кредиторами.

Соглашаясь  с ее мнением, мы также считаем, что  к основным задачам бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками относятся:

- своевременное и правильное отражение и контроль расчетных взаимоотношений с покупателями и заказчиками;

- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками; 

- своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности. 

Овсейко С. [13] говорит, что к числу платежных клиентских документов, которые наиболее часто используются при проведении безналичных расчетов, относятся следующие: платежные поручения, платежные требования, требования-поручения, заявления на аккредитив, чеки, заявления на акцепт платежных требований, инкассовое распоряжение и др. Особенностью первичных документов в банковской деятельности является то, что они не только подтверждают сам факт совершения хозяйственной операции, но и являются основанием для ее совершения, т.е. во многих случаях они заменяют сам хозяйственный договор, который создает лишь организационные предпосылки для совершения конкретных сделок (например, договор текущего счета содержит рамочные условия для совершения конкретных расчетных и кассовых операций, которые проводятся на основании отдельных первичных документов). По сложившейся классификации первичных документов они являются распорядительными. Исключение составляют некоторые специфические документы (например, дебетовые и кредитовые авизо, в т.ч. выписки по счету), служащие лишь подтверждением факта совершения банком на основании других платежных документов какой-либо платежной или кассовой операции. Такого рода документы являются оправдательными.

Информация о работе Учет расчетов с покупателя и заказчиками