Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:29, курсовая работа
Основной целью проводимого в курсовой работе исследования явились раскрытие сущности учета расчетных операций в ООО «Ассомедика».
Для этого необходимо решить ряд задач:
изучить сущность системы безналичных расчетов и ее роль в финансово-хозяйственной деятельности;
дать характеристику учета расчетных операций при различных формах безналичных расчетов в ООО «Ассомедика».
Предметом является учет расчетных операций.
Объектом курсовой работы является ООО «Ассомедика».
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 безналичные расчеты и их роль в финансово-хозяйственной деятельности организации 8
1.1 Сущность и формы безналичных расчетов, их значение для экономики организации 8
1.2 Значение и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками 17
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками 18
ГЛАВА 2 Учет при различных формах безналичных расчетов в ООО «Ассомедика» 23
2.1 Учет расчетов платежными требованиями, платежными требованиями-поручениями, платежными поручениями 23
2.2 Учет расчетов банковскими пластиковыми карточками 33
2.3 Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками и отражение ее результатов в учете 39
2.4 Международные стандарты и зарубежный опыт учета при различных формах безналичных расчетов 40
2.5 Совершенствование учета при различных формах безналичных расчетов в условиях развития системы автоматизированной обработки учетной информации 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Список использованных источников 56
Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 89 от 30.05.2003 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2008 № 187) [15];
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 158/130 Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 158/130 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения внутриреспубликанского зачета дебиторской и кредиторской задолженности»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 1997 г. № 1352/24 Национального банка Республики Беларусь от 13 октября 1997 г. № 1352/24 «О мерах по расширению использования в безналичном платежном обороте банковских пластиковых карточек».
Эти документы определяют общие правила организации и ведения учета с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, распространяются на все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности.
Таким образом, в заключение первой главы курсовой работы можно сделать следующий вывод, что безналичные расчеты -- это расчёты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков.
ООО «Ассомедика» зарегистрировано Минским горисполкомом (решением от 12.01.2006 № 22) в Едином государственном регистре юридических лиц и предпринимателей за № 190682947 (бланк №0113065). Администрация свободной экономической зоны «Минск» решением от 28.06.2010 № 42-1 зарегистрировала общество в качестве резидента свободной экономической зоны «Минск» для реализации инвестиционного проекта в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне; «Минск» от 28.06.2010 № 156 на срок с 28.06.2010 по 31.12.2017.
Местонахождение ООО «Ассомедика»: г. Минск, ул. Аэродромная, д. 125, помещение 2, комната 7.
Согласно уставу, общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное обществом в процессе его деятельности; несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; имеет самостоятельный баланс; может открывать расчетный и другие счета в банках, иметь печати, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.
Виды деятельности общества согласно Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 №17:
медицинская деятельность;
розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание.
Обществом получено специальное разрешение (лицензия) № 02040/0572988 на право осуществления медицинской деятельности, выдано Министерством здравоохранения Республики Беларусь на основании решения от 28.06.2006 № 8/18 сроком на 5 лет, срок действия -до 28.06.2011 и зарегистрирована в реестре лицензий Министерства здравоохранения Республики Беларусь за № М-4211. Внесены изменения на основании решения от 30.06.2010 № 8.5, выдано 15.07.2010 взамен ранее выданной лицензии за № 02040/0422813. Место осуществления деятельности: г. Минск, ул. Аэродромная, 125 - пом. 2, ком. 3, пом. 4, комн. 2-4, 6-9. Работы и услуги: монтаж, наладка, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения (пом. 2, ком. 3); производство медицинской техники и изделий медицинского назначения и их розничная и оптовая реализация (пом. 4, комн. 2-4, 6-9); реализация розничная и оптовая медицинской техники и изделий медицинского назначения (пом. 4, ком. 2, 3).
В качестве налогоплательщика ООО «Ассомедика» зарегистрировано в ИМНС Республики Беларусь по Минскому району (УНП 190682947).
Согласно справке об основных экономических показателях за 2010 год ООО «Ассомедика» получило 7132 млн. руб. выручки от реализации товаров, работ, услуг. Себестоимость реализованных товаров в указанном периоде составила 6738 млн. руб. Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2011 составила 9602 млн. руб., дебиторская задолженность -1986 млн. руб. На счетах общества на 01.01.2011 находилось денежных средств на сумму 187,7 млн. руб. Прибыль до налогообложения за 2010 год составила 36 млн. руб., чистый убыток - 32 млн. руб. Среднесписочная численность работающих на 01.01.2011 - 23 чел., среднемесячная заработная плата одного работающего - 0,6 млн. руб., в том числе руководителя - 1 млн. руб., главного бухгалтера - 1 млн. руб. Коэффициент текущей ликвидности на 01.01.2011 составил 0,9 (при нормативе > 1,0); коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составил минус 0,11 (при нормативе > 0,1).
За январь-февраль 2011 г. ООО «Ассомедика» получило 845 млн. руб. выручки от реализации товаров, работ, услуг. Себестоимость реализованных товаров в указанном периоде составила 823 млн. руб. Кредиторская задолженность по состоянию на 01.03.2011 составила 8044 млн. руб., дебиторская задолженность - 947 млн. руб. На счетах общества на 01.03.2011 находилось денежных средств на сумму 177,6 млн. руб. Среднесписочная численность работающих на 01.03.2011 - 28 чел., среднемесячная заработная плата одного работающего - 0,8 млн. руб., в том числе руководителя - 1,1 млн. руб., главного бухгалтера - 1 млн. руб.
За 2010 год на счета ООО «Ассомедика» поступило 1042998 дол. США, 348475 евро и 2466190 рос. руб., в том числе было приобретено на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» 586271 дол. США и 170901 евро, на внебиржевом рынке - 248832 дол. США, 177574 евро и 1819428 рос. руб., в качестве займов (от Walsingham Ventures Limited) - 90800 дол. США. Выручка от реализации товаров на экспорт составила 117095 дол. США и 646762 рос. руб. Поступившие валютные средства были использованы обществом на оплату импортного товара 314387 дол. США, 125279 евро, 446073 рос. руб., оплату импортных материалов для собственного производства 596731 дол. США, 220596 евро, приобретение основных средств - 78800 дол. США и 81400 рос. руб., оплату услуг по импорту - 4985 дол. США, 2600 евро и 1431056 рос. руб., оплату аукционов - 12000 дол. США и 474177 рос. руб.
За январь-февраль 2011 г. на счета ООО «Ассомедика» поступило 474890 дол. США, 76109 евро и 856479 рос. руб., в том числе было приобретено на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» 361690 дол. США и 76109 евро, в качестве займов (от Walsingham Ventures Limited) - 55200 дол. США. Выручка от реализации товаров на экспорт составила 58000 дол. США и 856479 рос. руб. Поступившие валютные средства были использованы обществом на оплату импортного товара 241690 дол. США и 24309 евро, оплату импортных материалов для собственного производства 160000 дол. США, 50000 евро, приобретение основных средств - 20000 дол. США и 68100 рос. руб., оплату услуг по импорту - 1800 евро и 327377 рос. руб.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством в Республике Беларусь, решениями Правительства Республики Беларусь, Уставом и ежегодно утверждаемой учетной политикой ООО «Ассомедика» (Приложение А).
Для осуществления расчетов наличными денежными средствами и их хранения в ООО «Ассомедика» имеются кассы -- специально оборудованные помещения, имеющие сигнализацию, устройства, препятствующие проникновению туда посторонних лиц, несгораемые металлические шкафы для хранения денег и ценных бумаг.
Поставщики -- это предприятия, поставляющие ООО «Ассомедика» товарно-материальные ценности и медицинскую технику.
Расчеты с поставщиками могут производиться после отгрузки продукции, товаров, услуг, а могут осуществляться в виде предварительной оплаты (предоплаты) в счет будущих поставок товарно-материальных ценностей или оказания услуг.
Безналичные расчеты производятся как за счет имеющихся средств на расчетном счете ООО «Ассомедика», так и кредитов банков.
Платежи осуществляются с согласия ООО «Ассомедика» или по его поручению, за исключением случаев, установленных законодательством или правилами расчетов. Плательщик имеет право отказаться от акцепта (платежа) на законных основаниях.
Все платежи осуществляются в порядке очередности поступления документов, кроме бюджетных налогов и оплаты энергоносителей, которые перечисляются в первоначальном порядке, а также заработная плата. Списание средств со счетов ООО «Ассомедика» производится на основе первого экземпляра платежного поручения, на котором стоят подписи руководителя, главного бухгалтера и печать предприятия. Помарки, подчистки, исправления в банковских документах не допускаются.
В расчетных документах должны быть следующие реквизиты:
-- наименование расчетного документа, его номер, дата;
-- номер и наименование банка плательщика;
-- наименование плательщика, номер его счета в банке, учетный номер налогоплательщика;
-- наименование получателя средств, номер его счета и наименование банка, назначение и сумма платежа (цифрами и прописью).
Поставщик, отгружая продукцию, товары, материалы, прежде всего выписывает сопроводительный товарный документ-- товарно-транспортную накладную, счет-фактуру или счет.
Банковский платежный документ выписывает или поставщик, или плательщик в зависимости от принятой формы безналичных расчетов.
Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему (минуя банк) расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ и оказанных услуг.
Платежное требование-поручение выписывает поставщик в 3 экземплярах, вручает (пересылает) непосредственно покупателю или сдает в свой банк. Первый экземпляр должен быть оформлен подписями и оттисками печати поставщика. Банк поставщика пересылает их в банк плательщика, который передает плательщику для оплаты.
Плательщик, определив возможность оплаты полученного платежного требования-поручения, сдает его в обслуживающее учреждение банка с тем, чтобы акцептованная сумма (акцепт -- согласие на оплату) была перечислена со счета плательщика на счет поставщика. При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями директора и главного бухгалтера и оттиском печати на первом и втором экземплярах и сдает все экземпляры в банк плательщика.
Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк акцептованное платежное поручение-требование, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.
Банк плательщика на основании первого экземпляра требования-поручения производит списание средств со счета плательщика и оставляет у себя, направляет второй экземпляр в банк поставщика.
При отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет непосредственно свой банк, который возвращает поставщику требование-поручение с извещением об отказе от оплаты. Или же уведомляется непосредственно поставщик.
Полный отказ от акцепта возможен в таких случаях: поставки незаказанных товаров, материалов; бракованных товаров, некомплектных; досрочный завоз.
Чаще бывает частичный отказ от акцепта: недостачи, бой, лом, порча части товаров, завышение договорных цен, пересортица и др. Возможна также форма расчетов за товары и услуги, когда плательщик на основе сопроводительных документов поставщика (накладная, счет) и получения товаров, материалов сам выписывает от своего имени платежное поручение на оплату (если необходимо -- уточняет с поставщиком и изменяет сумму платежа), и банк ООО «Ассомедика» списывает деньги с расчетного счета ООО «Ассомедика» и переводит их в банк поставщика, что исключает всякие случайности в оплате и ускоряет расчеты.
У поставщика учет отгрузок и оплаты отражается по счету 90 «Реализация»: дебет 90, кредит 43, 45-- при списании фактической себестоимости отгруженных и реализованных товаров; дебет 51, кредит 90 -- при получении выручки от реализации.
В ООО «Ассомедика» эти же операции отражаются по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: по кредиту задолженность поставщикам, а по дебету ее погашение.
К активно-пассивному счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в ООО «Ассомедика» открыты следующие субсчета:
60-0 «Расчеты с поставщиками-нерезидентами РБ»;
60-1 «Расчеты с поставщиками-резидентами РБ»;
60-2 «Расчеты с поставщиками и подрядчикам»;
60-4 «Расчеты с арендодателями»;
60-5 «Расчеты с ремонтно-строительными организациями»;
60-7 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по районам»;
60-8 «Расчеты с прочими поставщиками работ и услуг»;
60-9 «Расчеты с прочими поставщиками работ и услуг (районы)»;
60-10 «Авансы по расчетам с поставщиками и подрядчиками (районы)»;
60-11 «Расчеты с прочими поставщиками (по возмещению экологического налога)»;
60-12 «Расчеты с поставщиками по предоставлению натуральной скидки».
Услуги сторонних организаций можно отражать и на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Суммы недостач, пересортиц, нарушения цен, боя, брака и других претензий к поставщикам у покупателя отражаются по счету 76-3 (дебет 76-3, кредит 60), и платежи по претензиям востребываются. Поэтому аналитический учет по счету 60 надо вести по каждой поставке груза, чтобы знать положение дел с поступлением груза, его оплатой, розыском в случае пропажи.
В расчетах между предприятиями широко применяются платежные поручения и расчетные чеки при наличии средств на счете. Их от своего имени выписывает плательщик, указывая, кому, сколько и за что заплатить. Платежными поручениями плательщики рассчитываются за полученные товары и услуги со ссылкой на накладную, с бюджетом, органами социального страхования, внебюджетными фондами, за транспортные, коммунальные и другие услуги, производят перечисления по аренде основных средств, штрафным санкциям, кредиторской задолженности по ссудам и по прочим платежам, предварительная оплата товаров и услуг согласно договору поставок, когда должны быть оговорены сроки отгрузки после получения платежа.
Платежное поручение выписывается в трех экземплярах (подписи и печать на первом экземпляре). По дебету указывается расчетный счет плательщика, а по кредиту -- разные счета, в зависимости от вида платежей и получателей. Платежные поручения действительны в течение 10 дней.
Поручения принимаются от плательщика к исполнению при наличии денег на расчетном счете (или валютном). Платежными поручениями производится и предоплата. Если предприятие-покупатель производит авансовые платежи (предоплата) под поставку товарно-материальных ценностей, под выполнение работ, услуг, то учет предоплаты ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (если в договоре поставок предусмотрена предоплата).