Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 16:55, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы – изучить организацию и ведение бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле на примере исследуемого предприятия.
Поставленная в работе цель обуславливает решение следующих задач:
1. документальное оформление товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
2. контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
3. контроль за финансовыми показателями торгового предприятия.
Введение
1 Задачи и основы организации бухгалтерского учета в торговле
1.1 Состояние и развитие современного бухгалтерского учета
1.2 Задачи бухгалтерского учета в торговле
2 ООО «Оризон» – объект исследования
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Учетная политика предприятия
3 Организация и ведение бухгалтерского учета товарных операций на исследуемом предприятии
3.1 Основы организации бухгалтерского учета товаров, тары и товарооборота в розничной торговле
3.2 Учет поступления товаров
3.3 Учет реализации товаров
3.4 Учет товарных потерь, завеса тары и переоценки товаров
3.5 Учет товарных запасов и тары
3.6 Инвентаризация товаров и тары на исследуемом предприятии
3.7 Аудит товарных операций
3.8 Компьютерное моделирование данных
3.9 Тенденции совершенствования учета товарных операций
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Валовой доход при этом определяется по формуле:
ВД = (Т1 х РН1 + Т2 х РН2 + ... + Тn x PHn) : 100, (3.6.)
где Тn - товарооборот по группам;
ВД - валовой доход;
РНn - расчетная торговая надбавка по группам товаров.
Наиболее точным по сравнению с методом расчета по среднему проценту является метод валового дохода по ассортименту остатка товаров. Но для этого необходимо на конец каждого отчетного месяца проводить инвентаризацию. Следует отметить, что в розничной торговле можно вести учет товаров и по наименованиям, но для этого при продаже товаров населению. В розницу необходимо составлять документы с указанием наименования и количества товаров, что на практике нецелесообразно. Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров определяется по формуле:
ВД = ТНн + ТНп - ТНв - ТНк, (3.7.)
где ВД - валовой доход;
ТНн - торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;
ТНп - торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;
ТНв - торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период (возврат поставщику, списание);
ТНк - торговая надбавка по товарам на конец учетного месяца.
При учете товаров в продажных ценах предприятиям необходимо провести инвентаризацию товаров по состоянию на 1 января 2000 года. Для списания стоимости и начисления налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным до и после 1 января 2000 года, на обществе с ограниченной ответственностью «Оризон» необходимо дополнить учетную политику предприятия положением, согласно которому товары , купленные до 1 января 2000 года, списываются в первую очередь. Рассмотрим способ списания стоимости товаров и определения налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет.
На 1 января 2000 года на обществе с ограниченной ответственностью «Оризон», имелись следующие остатки товаров (без торговой наценки):
– стулья на общую сумму 18000 рублей;
– столы на общую сумму 24000 рублей.
Наценка, включающая в себя налог на добавленную стоимость была установлена в размере 30% на стулья, а на столы – в размере 32%. Ставка налога с продаж составляет 5%.
Продажная стоимость стульев, включающая в себя налог с продаж, составила:
18000 + 18000 х 30% + (18000 + 18000 х 30%) х 5% = 24570 (рублей)
Продажная стоимость столов, включающая в себя налог с продаж, составила:
24000 + 24000 х 32% + (24000 + 24000 х 32%) х 5% = 33264 (рублей)
Сальдо по кредиту счета 42 «Торговая наценка» на 1 января 2000 года составило:
24570 – 18000 + 33264 – 24000 = 15834 (рублей)
В течение первого квартала 2000 года было приобретено:
– 25 стульев по цене 186 рублей за штуку на общую сумму 4650 рублей (в том числе налог на добавленную стоимость – 775 рублей). Стоимость стульев без налога на добавленную стоимость составляет 3875 рублей;
– 32 стола по цене 2640 рублей за штуку на общую сумму 84480 рублей (в том числе налог на добавленную стоимость - 14080 рублей). Стоимость столов без налога на добавленную стоимость составляет 70400 рублей.
Наценка на поступившие стулья была установлена в размере 151%, а на поступившие столы – 144%. Данная наценка включает в себя налог на добавленную стоимость.
За первый квартал 2000 года была получена выручка от реализации товаров на сумму 138953 рубля. При оприходовании товаров купленных в первом квартале 2000 года, в учете делаются записи:
Дебет 41 Кредит 60
88355 рублей – оприходованы стулья в количестве 25 штук и столы в количестве 32 штук;
Дебет 19 Кредит 60
14855 рублей – учтен налог на добавленную стоимость по оприходованному товару;
Дебет 60 Кредит 51
130980 рублей – товар оплачен поставщику;
Дебет 68 субсчет «Расчет по НДС» Кредит 19
14855 рублей – налог на
добавленную стоимость по
Дебет 41 Кредит 42
159888 рублей – начислена
торговая наценка на
Дебет 41 Кредит 42
13452 рублей – налог с продажной стоимости товаров.
После проведения инвентаризации остатков товаров, учтенных на счете 41 «Товары» по состоянию на 1 января 2000 года выделяется их стоимость на отдельный субсчет счета 41. Также на отдельный субсчет выделяется торговая наценка по ним. При этом в учете делаются следующие записи:
Дебет 41-1 Кредит 41
57834 рублей – стоимость остатков товаров, числящихся на 1 января 2000 года, учтена на отдельном субсчете;
Дебет 42 Кредит 42-1
15834 рублей – наценка на товары, приобретенные до 1 января 2000 года, учтена на отельном субсчете;
Дебет 41-2 Кредит 41
282490 рублей – стоимость товаров, приобретенных после 1 января 2000 года, учтена на отдельном субсчете;
Дебет 42 Кредит 42-2
173340 рублей – наценка на товары, приобретенные после 1 января 2000 года, учтена на отдельном субсчете.
Рассмотрим списание стоимости товаров и определения налога на добавленную стоимость, при этом учетные записи выглядят:
Дебет 50 Кредит 46
138953 рублей –поступили денежные средства от реализации товара;
Дебет 46 Кредит 41-1
57834 рублей – списана стоимость товара, приобретенного до 1 января;
Дебет 46 Кредит 42-1
15384 рублей – сторнирована
реализованная торговая
Дебет 46 Кредит 41-2
81119 рублей – списана стоимость товара, приобретенного после 1 января.
Рассчитаем реализованную торговую наценку на товары, приобретенные после 1 января 2000 года. Средний процент валового дохода по товарам, купленным после 1 января, составит:
173340 : ( 81119 + 201371)*100 = 61,36, где
173340 рублей – торговая наценка на товары, поступившие в отчетном периоде;
81119 рублей – выручка от реализации товаров, приобретенных после 1 января 2000 года;
201371 рублей – остаток товаров, купленных после 1 января.
Сумма валового дохода составит:
81119*61,36:100 = 49775 (рублей)
При списании реализованной торговой надбавки и начисления налогов в учете делаются записи:
Дебет 46 Кредит 42
49775 рублей – сторнирована
реализованная торговая
Дебет 46 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж»
6617 рублей – начислен налог с продаж уплате в бюджет.
Сумма налога с продаж, учтенная в продажной цене товаров, купленных до 1 января 2000 года составит:
(24570 + 33264)*4,762% = 2754 (рубля)
Начисление налога на добавленную стоимость по товарам приобретенным до 1 января, осуществляется исходя из реализованной торговой наценки, уменьшенной на сумму налога с продаж. При этом в учете делается запись:
Дебет 46 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
2180 рублей – начислен
налог на добавленную
Сумма налога с продаж, учтенная в продажной цене, купленных после 1 января и реализованных в первом квартале 2000 года составит:
81119 * 4,762% = 3863 (рублей)
Начисление налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным после 1 января, осуществляется исходя из выручки от их реализации, уменьшенной на сумму налога с продаж. При этом в учете делается запись:
Дебет 46 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
13876 рублей – начислен
налог на добавленную
Оборот, облагаемый налогом на пользователей автомобильных дорог, составит:
15834+49775-6617-2180-12876 = 43936 (рублей), где
15384 рубля – реализованная торговая наценка по товарам, приобретенным до 1 января;
49775 рублей – реализованная торговая наценка по товарам, приобретенным после 1 января;
6617 рублей – налог с продаж, поступивший в составе выручки от реализации;
2180 рублей – сумма налога на добавленную стоимость, начисленная к уплате в бюджет по товарам, приобретенным до 1 января;
12875 рублей – сумма налога на добавленную стоимость, начисленная к уплате в бюджет по товарам, приобретенным после 1 января.
Начисление налогов и определение финансового результата отражается в учете записями:
Дебет 44 Кредит 67
1098 рублей – начислен
налог на пользователей
Дебет 46 Кредит 44
1098 рублей – списан
налог на пользователей
42838 рублей – отражен
финансовый результат от
Дебет 80 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы»
659 рублей – начислен
налог на содержание жилищного
фонда и объектов социально-
Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость представлен в приложении 3.
3.4 Учет товарных потерь, завеса тары и переоценки товаров
При списании недостач и потерь от естественной убыли следует помнить, что согласно письму Государственной налоговой службы Российской Федерации от 24.09.97 № ВП-6-13-675, списание потерь товаров от естественной убыли на издержки обращения в торговых организациях было прекращено. Учитывая также разъяснения Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов Российской Федерации от 26.08.97 № 16-00-17-50 и департамента налоговой политики Министерства Финансов Российской Федерации от 18.09.97 № 04-02-11/1, предприятиям и организациям всех форм собственности необходимо было во избежание штрафных санкций внести соответствующие исправления и перерасчеты по платежам в соответствующие бюджеты. Но приказом Министерства внешних экономических связей и торговли от 19.12.97 № 631 установлено действие приведенных в приложении к нему норм с 1997 года.
Естественная убыль в розничной торговле в отличие от оптовой исчисляется только с реализованных товаров (при наличии норм). Оборот по реализации отдельных видов товаров в розничной торговле непосредственно выявить невозможно, поскольку аналитический учет товаров по видам обычно не ведется. Поэтому оборот по реализации того или иного товара на основе показателей товарного баланса, при этом к имеющемуся остатку товара на начало межинвентаризационного периода прибавляют поступления товара на данный период и корректируют на выбытие товара за межинвентаризационный период и остаток товара на конец данного периода.
При этом:
* остаток товара на начало межинвентаризационного периода берется по данным предыдущей инвентаризации;
* количество поступившего товара за межинвентаризационный период определяется по данным приходных документов;
* количество выбывшего товара за межинвентаризационный период отслеживается на основании данных расходных документов;
* остаток соответствующего товара на конец межинвентаризационного периода берется по данным последней инвентаризации.
Определив оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационный период и умножив его на норму естественной убыли, можно получить сумму естественной убыли по данному товару. Рассчитав сумму естественной убыли по каждому товару, можно определить общую сумму естественной убыли по всем товарам, реализованным за межинвентаризационный период. Данный расчет имеет смысл при наличии соответствующих норм.
Необходимо учитывать потери и излишки, которые могут возникнуть вследствие завеса тары, – разницы между фактической массой порожней тары и ее массой по маркировке. Наличие завеса тары означает, что товара поступило меньше, чем оприходовано. О факте недостачи составляется в двух экземплярах акт о завесе тары, который вместе с товарным отчетом передается в бухгалтерию (первый экземпляр прилагается к товарному отчету, второй вместе с рекламационным актом поставщику). При этом может быть составлена проводка:
Дебет 63 «Расчеты по претензиям»
Кредит 41 «Товары».
При списании завеса тары за счет поставщика ему должны быть направлены претензия и акт выявления завеса тары. В остальных случаях завес тары списывают на виновных лиц, что отражается записью:
Дебет 73-3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит 41 «Товары».
Акт на завес тары составляется в срок, предусмотренный договором с поставщиком, но не позднее 10 дней после ее освобождения. Если тара из-под влажных товаров (повидло, варенье, соки и так далее), акт составляется немедленно после ее освобождения. Несмываемой краской на таре делается отметка об актировании завеса, указываются дата и номер акта.
Выявленная при инвентаризации недостача товаров вследствие завеса тары списывается с материально ответственных лиц при условии, что недостающая сумма превышает естественную убыль (при наличии норм).
Акты на завес рыбы и рыбопродуктов (кроме икры) не составляются. Завес тары по этим товарам списывается за счет дополнительной скидки, предоставленной поставщиком.
Завес тары списывают в зависимости от условий договора с поставщиком. При списании за счет поставщика ему направляют претензионное письмо вместе с экземпляром акта о завесе тары.
Если предъявить претензию поставщику невозможно, потери товаров от завеса тары относят на виновных лиц. Лишь в исключительных случая (когда установить виновных нельзя) потери от завеса тары могут списаны за счет торговой организации.
По некоторым товарам поставщики могут предоставлять магазинам специальную скидку на завес тары. При поступлении товаров эту скидку записывают на кредит счета 42 «Торговая наценка» (на аналитический счет «Скидка на завес тары»). По таким товарам акты на завес тары не составляют и претензий поставщикам не предъявляют, а фактический завес тары списывают за счет предоставленной скидки.
Завес тары за счет скидки списывают только в том случае, если при инвентаризации будет выявлена недостача товаров сверх норм естественной убыли. Первоначально списывают сумму полученной скидки на завес тары (за вычетом скидки, относящейся к остатку затаренных товаров), а затем в соответствующей сумме естественную убыль.