Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 16:55, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы – изучить организацию и ведение бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле на примере исследуемого предприятия.
Поставленная в работе цель обуславливает решение следующих задач:
1. документальное оформление товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
2. контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
3. контроль за финансовыми показателями торгового предприятия.
Введение
1 Задачи и основы организации бухгалтерского учета в торговле
1.1 Состояние и развитие современного бухгалтерского учета
1.2 Задачи бухгалтерского учета в торговле
2 ООО «Оризон» – объект исследования
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Учетная политика предприятия
3 Организация и ведение бухгалтерского учета товарных операций на исследуемом предприятии
3.1 Основы организации бухгалтерского учета товаров, тары и товарооборота в розничной торговле
3.2 Учет поступления товаров
3.3 Учет реализации товаров
3.4 Учет товарных потерь, завеса тары и переоценки товаров
3.5 Учет товарных запасов и тары
3.6 Инвентаризация товаров и тары на исследуемом предприятии
3.7 Аудит товарных операций
3.8 Компьютерное моделирование данных
3.9 Тенденции совершенствования учета товарных операций
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Инвентаризация на розничных торговых предприятиях начинается с проверки денежных средств в кассе, а при ее отсутствии – на руках у продавцов. Такую проверку оформляют актом снятия остатков кассы в магазине и фиксируют на титульном листе инвентаризационной описи. Кассир на момент инвентаризации составляет кассовый отчет и передает его для проверки и визирования документов председателю комиссии. Определяют результат по кассе (недостачу, излишек), который отражают в акте.
Председатель комиссии и счетный работник проверяют и визируют товарные отчеты и все приходные и расходные документы, приложенные к нему. И ставят штамп «До инвентаризации». С материально ответственного лица берут подписку приблизительно следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи № ___ по № _____, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».
Комиссия начинает инвентаризацию с подсобных помещений магазина. В это время в торговом зале члены бригады материально ответственных лиц подбирают и группируют товары по наименованиям, сортам, артикулам, размерам и ценам в порядке, удобном для пересчета, перемеривания. Подготовка товаров к пересчету и перевешиванию производится в присутствии членов комиссии, которые перевешивают, пересчитывают, перемеривают все товары. Нераспакованные товары распаковывают. Если распаковка товара может вызвать понижение его качества, то массу товара определяют по трафарету (по массе брутто) с выборочной проверкой ряда товарных мест. Установленное комиссией фактическое количество товара отражается в инвентаризационной описи – акте.
Товары, имеющие отходы при их подготовке к продаже (колбасные изделия, мясокопчености, битая птица), записываются в инвентаризационную опись с пометкой «очищенные» или «неочищенные». Массу неочищенных товаров указывают в графе «Масса брутто», а очищенных (за минусом отходов по установленным нормам) – в графе «Масса нетто».
Отдельными описями оформляют выявленные при инвентаризации неходовые и залежалые товары, а также тару. Бой, брак, порчу актируют в обычном порядке. Предварительный результат инвентаризации определяют на месте сразу же после ее окончания, сопоставив остатки товаров и тары по товарному отчету с инвентаризационной описью. При выявлении больших расхождений комиссия обязана взять письменное объяснение с материально ответственных лиц, опломбировать магазин и сообщить об этом руководителю торгового предприятия.
Окончательные результаты инвентаризации определяются в бухгалтерии и оформляются сличительной ведомостью результатов инвентаризации товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле (в мелкорозничной сети – не позднее следующего дня после ее окончания; по магазинам – в трехдневный срок).
При выявлении недостачи рассчитывают и списывают по нормам естественную убыль (при наличии норм) и потери (в пределах фактических недостач). Согласно письму Государственной налоговой службы Российской Федерации от 24.09.97 № ВП-6-13/675 списание потерь товаров от естественной убыли на издержки обращения в торговых организациях было прекращено (о чем также сообщено в письме Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации от 25.07.97 № 45-09/364). Но приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации от 19.12.97 № 631 подтверждено действие норм с 1997 года.
Недостача, не перекрытая суммой нормируемых потерь, подлежит взысканию с виновных лиц в установленном порядке. Излишки товаров и тары приходуются с отнесением на доходы предприятия. Результат инвентаризации тары оформляется составление сличительной ведомости в количественно-стоимостном выражении по каждому виду тары в отдельности.
Таблица 3.6. Отражение результатов инвентаризации, а также операций по взысканию причиненного ущерба на счетах бухгалтерского учета по ООО «Оризон»
Содержание |
Сумма |
Корреспондирующие счета | |
хозяйственной операции |
руб. |
Дебет |
Кредит |
Списываются установленные инвентари-зациями недостачи |
4300 |
84 |
41 |
Приходуются излишки товаров: |
|||
по покупным ценам |
160 |
41 |
80 |
Торговая наценка |
40 |
41 |
42 |
ИТОГО |
200 |
||
Списывается естественная убыль |
|||
по покупным ценам |
2160 |
44 |
84 |
Торговая наценка |
540 |
42 |
84 |
ИТОГО |
2700 |
||
Предъявлена к возмещению недостача сверх норм естественной убыли по розничным ценам |
1600 |
73 |
84 |
Отражается торговая наценка в составе суммы, предъявленной к возмещению |
320 |
42 |
83 |
Поступило в кассу в погашение недостачи по мясному отделу |
500 |
50 |
73 |
Списывается в доход торговая наценка от суммы внесенной в кассу недостачи |
100 |
83 |
80 |
Уплачена из кассы госпошлина по делу о взыскании недостачи работников гастрономического отдела |
55 |
73 |
50 |
Содержание |
Сумма |
Корреспондирующие счета | |
хозяйственной операции |
руб. |
Дебет |
Кредит |
Получено решение суда об отказе во взыскании недостачи, принято решение списать недостачу на убытки магазина |
935 |
80 |
73 |
Списывается торговая наценка, относящаяся к списанной на убытки недостаче |
220 |
83 |
73 |
Со сличительной ведомостью бухгалтер обязан ознакомит материально ответственное лицо под расписку в ведомости.
По распоряжению руководителя выявленная недостача товаров и тары норм естественной убыли в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника (каждого члена бригады при коллективной ответственности), взыскивается путем удержания ее из заработной платы работника. Ущерб, превышающий средний месячный заработок работника, взыскивается путем подачи иска в суд, если работник отказался погасить его добровольно.
3.7 Аудит товарных операций
Контроль за оприходованием ценностей осуществляется путем анализа расчетных документов, поступающих от поставщиков. К таким документам относятся платежные требования, счета-фактуры, товаротранспортные накладные с разного рода приложениями. Прибывшие на предприятие ценности должны своевременно приходоваться на соответствующий склад или оформляться как поступившие на склад и отпущенные в магазин (цех), о чем в документах делается соответствующая запись.
Недостача ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены, независимо от суммы могут списаны самим предприятием с отнесением издержки производства (обращения) или уменьшения финансирования (фондов).
Важнейшей составной частью финансовых ресурсов предприятия являются его оборотные активы. Оборотные активы включают запасы (сырье, материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, готовая продукция, товары отгруженные, незавершенное производство и другие); денежные средства (средства на текущих и валютных счетах, в кассе и другие); краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, предоставленные краткосрочные займы и другие); дебиторскую задолженность (задолженность покупателей и заказчиков, дочерних и зависимых обществ, учредителей по взносам в уставный капитал, векселя по поручению и другие).
От состояния оборотных активов зависит успешное осуществление производственного цикла предприятия. Недостаток оборотных средств парализует производственную деятельность предприятия, прерывает производственный цикл и приводит предприятие к отсутствию возможности оплачивать по своим обязательствам и к банкротству.
Большое внимание на состояние оборотных активов оказывает их оборачиваемость. От нее зависит не только размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств, но и размер затрат, связанных с владением и хранением запасов. В свою очередь это отражается на себестоимости продукции и в конечном итоге на финансовых результатах предприятия. Все это обуславливает необходимость постоянного контроля за оборотными активами и анализа их оборачиваемости.
Анализ оборачиваемости оборотных активов включает анализ:
* оборачиваемости активов предприятия;
* оборачиваемости дебиторской задолженности;
* оборачиваемости товарно-материальных запасов.
При этом главное внимание уделяется расчету и анализу изменение следующих показателей:
* скорости оборота оборотных активов (количество оборотов активов за определенный период времени);
* периода оборота (срок возвращения предприятию вложенных в хозяйственную деятельность средств).
Проверка сохранности материальных ценностей начинается с инвентаризации. Целью такой проверки являются обеспечение сохранности, правильное их использование и надлежащая организация учета. При аудите поставленной цели необходимо тщательно анализировать документы на списание материальных ценностей. Ценности отражаются в описях по номенклатуре в единицах измерения, принятых в учете.
По результатам ревизии материальных ценностей и проверки товарных операций руководителю предприятия и главному бухгалтеру легко сделать выводы о правильности использования средств предприятия для получения прибыли.
3.8 Компьютерное моделирование данных
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы так стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Чтобы успеть за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. Для бухгалтера данная проблема наиболее актуальна, так как в настоящее время осталось совсем немного предприятий на которых учет ведется без использования компьютеров. Поэтому знание основ работы с электронными вычислительными машинами и использование их для планирования и учета его деятельности является необходимостью.
При организации многопользовательской обработки данных разработчики программ используют три основные технологии:
· локальное функционирование рабочих мест;
· обработка информации на основе технологии файл-сервер;
· обработка информации на основе технологии клиент-сервер.
До распространения персональных компьютеров многопользовательское функционирование системы осуществлялось на основе полностью централизованной обработки информации одной большой электронной вычислительной машины, к которой подключались терминалы. Такой способ работы имеет определенные преимущества, однако в настоящий момент полностью централизованная обработка информации практически не используется.
Технология локального функционирования рабочих мест состоит в том, что компьютеров на каждом рабочем месте полностью автономны и каждом рабочем месте полностью автономны и в каждом из них хранится своя база данных. Для объединения данных необходимы фрагменты информационных массивов с каждого компьютера выгружаются на дискеты и с них загружаются в базу данных другого компьютера.
Например, при обобщении данных синтетического учета и составления отчетности данные, сформированные на каждом рабочем месте, переписываются на дискету, а потом загружаются в тот компьютер, на котором предполагается вести сводный учет.
Для этого программы должны поддерживать как функцию выгрузки данных, так и функцию выгрузки данных, так и функцию их приема. Практически все распространенные бухгалтерские программы эти возможности предоставляют. Но при таком функционировании автоматизированной системы бухгалтерского учета нет оперативности в получении обобщающей информации, поскольку данные разделены между отдельными компьютерами и для их свода требуется выполнение отдельной технологической процедуры. Кроме того, необходимо устранять дублирование одинаковых проводок, введенных на различных рабочих местах, возможна и неоднозначность в кодировании одинаковых объектов аналитического учета.
При использовании сети появляется возможность полной интеграции информации. Это означает, что различные составные части единой базы данных могут храниться на разных компьютерах, но доступ к ним становится возможным с любого рабочего места системы.
При создании сетей для небольших рабочих групп часто используются так называемые одноранговые сети. В них все компьютеры считаются равноправными. Данные разнесены по отдельным рабочим местам, но при необходимости могут быть оперативно востребованы с других компьютеров, если пользователям разрешен доступ к ним. Для того, чтобы данные компьютера были доступны другим пользователям сети, он должен быть включен и подсоединен к сети с помощью специального программного обеспечения.
При большом числе рабочих мест применяются так называемые сети с выделенным сервером – компьютером, выполняющим функции обслуживания сети. Общие для всех пользователей данные обычно хранятся именно на сервере.
Современные компьютерные технологии предложили более полную сеть – глобальная сеть Интернет. Ее преимущества являются: оперативность любой информации, работа с партнерами в реальном времени – совершение сделок за считанные минуты, пересылка любых документов, облегченная и расширенная система поиска любой интересующей информации (не только в нашей стране, но и за рубежом) позволяет отслеживать все изменения в законодательной базе, биржевых сделках и тому подобные. Главным недостатком является незащищенность информации, невозможность работы с клиентами не подключенными к сети Интернет, пока довольно высокая стоимость услуг фирм, осуществляющих обслуживание и подключение к сети Интернет.
При анализе деятельности предприятия и возможности прогнозирования большое значение придается графикам выполнения плана в виде нарастающих итогов. Для их построения в прямоугольной системе координат по оси абсцисс откладываются отрезки, изображающие последовательные периоды времени, а по оси ординат по сопряженным шкалам – нарастающие итоги абсолютных размеров плановых данных (по одной шкале) и проценты нарастания плана (по другой шкале). Разработаны большое количество программных продуктов, позволяющих решить данные задачи. Наиболее распространенными являются пакет прикладных программ Office97 (Office2000 - последняя версия данного продукта, которая только начала свое распространение) разработанный фирмой Microsoft.