Учет товарных операций в организациях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить организацию и ведение бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле на примере исследуемого предприятия.
Поставленная в работе цель обуславливает решение следующих задач:
1. документальное оформление товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
2. контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
3. контроль за финансовыми показателями торгового предприятия.
4. изучение нормативно-правовой базы учета движения товаров;

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3 ст.
Глава1.Учет поступления товаров и правила приёмки ……………… . 6 ст.
товара в организациях розничной торговли
Поступление товара в розничную организацию. ………………… 10ст.
торговли от физического лица
Основные принципы и задачи учета в торговле………………….. 13 ст

Нормативно-правовое регулирование организации бухучета ….16 ст.

Методы оценки товаров, определение выручки ……………………21 ст.

Документальное оформление и учет движения …………………….24 ст.

Автоматизированная обработка информации по учету …………26 ст.
товаров в розничной торговле
Глава2. Организация учета товарных операций ООО»Скорпион» …..29 ст.
2.1 Особенности деятельности торговой организации …………………29 ст.
2.2 Документальное оформление и учет организации ………………….34 ст.
2.3Учет реализации товаров ……………………………………………..39 ст.
2.4Учет товарных потерь ………………………………………………….42 ст.
Глава3. Рекомендации по совершенствованию товарных операций .. . 44 ст.
Заключение ……………………………………………………………….46 ст.
Список используемой литературы ………………………………………48 ст.
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бух. фин. учету..docx

— 88.68 Кб (Скачать файл)

 

Бухгалтерия готовит отчетность предприятия для предоставления в контролирующие органы и для руководства ООО «СКОРПИОН». Магазины розничной торговли находятся на едином вмененном налоге. По другим видам деятельности предприятие ведет обычный учет и является плательщиком всех установленных налогов.

Таблица 2.1. Эффективность функционирования оборотных средств в ООО «СКОРПИОН» за 2009-2010 годы

Показатели 

2009 год

2010 год

Темп роста в %

Отклонения

(+; -)

А

                   В

1

2

3

4

1

Запас оборотных средств

133

122

91,7

-11

2

Время обращения в днях

112

126

112,5

+14

3

Коэффициент оборачиваемости

3,23

2,85

-

-0,38

4

Коэффициент фондоотдачи

0,85

0,79

-

-0,06

5

Коэффициент фондоёмкости

1,31

1,35

-

+0,04

6

Рентабельность средств ; %

14,0

13,2

-

-0,8


 

Можно сделать выводы, что  эффективность использования оборотных  средств на исследуемом предприятии  снижается, время обращения удлиняется. Торговому предприятию необходимо разработать меры по ускорению оборачиваемости  оборотных средств и направить  их на другие цели, выполнить хозяйственные  планы при наименьшей сумме оборотных  средств, сократить издержки обращения  и повысить доходность. Однако нельзя допускать ускорения оборачиваемости  оборотных средств за счет снижения товарных запасов в торговой сети и обеднения ассортимента. По широте влияния и степени управляемости факторы условно можно объединить в три группы: общеэкономические, организационные и связанные с техническим прогрессом. К общеэкономическим факторам относятся: изменение величины товарооборота и его структуры; размещение производительных сил; динамика производительности труда, занятого в сфере товарного обращения и в отраслях, ее обслуживающих; развитие хозяйственного расчета. В группу экономико-организационных факторов входят: изменение размеров торговых предприятий и их специализации: внедрение новых способов торговли. Факторы, связанные с техническим прогрессом, - это: изменение технологии и применяемой техники в отраслях, обслуживающих торговлю (транспорт, связь, коммунальное хозяйство); автоматизация торговых процессов.

К факторам, повышающим величину оборотных средств, относятся: повышение  качества торгового обслуживания, расширение сети магазинов в прилегающих  населенных пунктах, а так же организация  развозной торговли, изменение структуры  товарооборота в сторону увеличения удельного веса товаров, имеющих  замедленную оборачиваемость.

Снижению оборотных средств  способствуют: экономия материальных и финансовых ресурсов.

В торговых предприятиях резервы  в пути ускорения оборачиваемости  оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема товарооборота и размера оборотных  средств. Эффективность использования  оборотных средств торгового  предприятия «СКОРПИОН» зависит прежде всего от умения управлять им, улучшать организацию торговли, повышать уровень экономической и финансовой работы. Форма ведения учета на предприятии журнально-ордерная и частично автоматизированная (1:С Предприятие).

При составлении первичных  документов данные соответствующих  им хозяйственных операций автоматически  заносятся в базу данных, составляются необходимые проводки. Кроме того, программным продуктом «1:С Предприятие» предусмотрено автоматическое формирование форм налогового учета по различным  видам расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Документальное  оформление и учет поступления  товаров

Для документирования операций могут применяться типовые межведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к  соответствующим типовым, содержащим обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в учете  совершенным операциям.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся:

- наименование документа  (форма); дата составления; содержание  хозяйственной операции; измерители  хозяйственной операции (в количественном  и стоимостном выражении); наименование  должностных лиц, ответственных  за совершение хозяйственной  операции и правильность ее  оформления; личные подписи и  их расшифровки. 

При этом бухгалтер руководствуется  Положением о бухучете и бух. отчетности Российской Федерации. ООО "СКОРПИОН" самостоятельно осуществляет бухгалтерский учет имущества, финансовых обязательств и результатов деятельности на основании Закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Следующим этапом учета является:

регистрация сведений, содержащихся в первичных учетных документах, в применяемых регистрах бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской  отчетности;

использование данных бухгалтерских  регистров для получения другой необходимой для предприятия  информации.

Основные хозяйственные  процессы торговой организации ООО  «СКОРПИОН» - покупка и продажа товара, которые состоят из множества операций, связанных с товарным и денежным оборотом. Рассмотрим детально организацию бухгалтерского учета операций по поступлению товаров в ООО «СКОРПИОН». Товар на склад поступает в основном от поставщиков с которыми заключены договора и оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, коносаментом или счетом-фактурой).

Основанием для выполнения записей в бухгалтерских регистрах  являются: - договор купли-продажи, накладная, платежно-расчетные документы.

Реализуемые через розничную  торговую сеть пищевые продукты, продовольственное  сырье, должны сопровождаться соответствующим  документом предприятия-изготовителя, подтверждающим качество и безопасность продукции для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения (гигиенического сертификата), выданного  учреждениями Госсанэпидслужбы. Документы  на импортную продукцию должны содержать  отметку учреждений Государственного санитарно-гигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке. Реализация продуктов питания и  продовольственного сырья без наличия  указанных документов, подтверждающих их качество и безопасность запрещается. В случае расхождений при принятии товара от поставщика на территории склада получателя составляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству и расходная накладная.

Если товары получает материально-ответственное  лицо вне склада покупателя, то необходимым  документом является доверенность, которая  подтверждает право материально  ответственного лица на получение товара. В ООО «СКОРПИОН» получение товара вне склада организации осуществляется еженедельно по четвергам.

Рассмотрим пример:

Товаровед Некрасова П.М. - МОЛ, принимает товар в г. Ачинск на базе продовольственных товаров ООО «Смак» по доверенности и заключенному договору купли-продажи. Товар был принят товароведом по колличеству и качеству на сумму 2570,0 тыс. руб. На основании данных составляется счет и накладная в 3-х экземплярах, один из которых с подписью сторон прикладывается к товару и доставляется на склад ООО «СКОРПИОН». Товар был оплачен бухгалтерией по безналичному расчету в день получения. В бухгалтерии данная операция отражается проводкой:

Дебет 41 «Товары», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» - 2570 тыс.руб. - оприходованы поступившие товары; Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 462600 руб. - учтен НДС по приобретенным товарам; Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 462600 руб. - произведен налоговый вычет по НДС; Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит 51 «Расчетные счета» - 3032,6 тыс. руб. - произведена оплата товаров поставщику.

В ООО "СКОРПИОН" учет товаров ведет материально-ответственное лицо - Зав.складом. Этот учет на предприятии организован сортовым способом. При сортовом способе хранения вновь приобретенный товар определенного наименования присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования. Покупная стоимость отпущенных на реализацию товаров расчитывается по себестоимости каждой единицы.

Рассмотрим пример:

От поставщика ИП «Чуканов Н.В.» в ООО «СКОРПИОН» поступили товары на склад на общую сумму 157.5 тыс. руб. с сопроводительными документами: счет-фактура № 556 от 11.11.2010 и приложенная товарная накладная № 2727 от 11.11.2010 г. В бухгалтерском учете делается проводка:

Дебет 41 «Товары  на складах», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 157,5 тыс.руб. - оприходованы поступившие товары; Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 105 тыс.руб. - учтен НДС по приобретенным товарам; Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 105 тыс.руб. - произведен налоговый вычет по НДС; Дебет 41 «Товары на складах», Кредит 42 «Торговая наценка» - 52,5 тыс.руб; Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит 50 «Касса» - 105 тыс. руб. - произведена оплата товаров поставщику из кассы по расходно-кассовому ордеру.

Со склада ООО «СКОРПИОН» товар отпускается в розничную сеть. Рассмотрим пример:

В сентябре организация со склада передает в магазин партию муки высшего сорта в количестве 500 кг. (10 мешков). Учетная стоимость  муки составляет 24,92 копейки за 1кг. Что складывается из покупной цены -16 рублей + НДС -- 2,88 копеек + торговая наценка 32% - 6,04 копейки.

Рабочим Планом счетов организации  предусмотрено, что к балансовому  счету "Товары" открыты следующие  субсчета:

41-1 "Товары на  складах"; 41-2 "Товары в розничной  торговле".

В бухгалтерском учете  организации "СКОРПИОН" данная операция на основании накладной N ТОРГ-13 будет отражена следующим образом:

Дебет 41-2 Кредит 41-1 -- 12460,8 коп. - переданы товары в розничный магазин по учетной (продажной) цене.

На первое число каждого  месяца составляют оборотную ведомость  по аналитическим счетам и счету 41 "товары", где по каждому наименованию товаров указывают в натуральном  и денежном выражении остаток  на начало месяца, приход и расход за месяц, а также остаток на конец  месяца. Суммовые итоги этой ведомости  должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета 41. Таким образом  синтетический учет движения товаров  ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета.

При автоматизированной обработке  данных по окончании месяца подводится анализ по счету 41 и по счету 41.1 - подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров  по другим счетам. Так как в ООО "СКОРПИОН" также применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, регистром является журнал-ордер по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" с дебетовой ведомостью. Данный регистр открывают на каждый месяц в отдельности. Запись в него начинают с переноса сальдо счета 60 из такого же регистра за предыдущий месяц. После этого в дебетовой ведомости отражается оплата товаров, а в журнале-ордере - оприходование товаров. Если записи в одинаковой сумме имеются как в ведомости, так и в журнале - ордере, это означает, что товары полностью оприходованы и оплачены. Если запись есть в дебетовой ведомости, но ее нет в журнале - ордере, значит товары оплачены, но не получены. В случае, если запись сделана в журнале - ордере, а в дебетовой ведомости отсутствуют, то товары получены, но не оплачены. Практически весь товар поступает в таре, упаковке и также подлежит учету. Тара под товарами может совершать однократный и многократный оборот.

Тара однократного пользования (бумажная, картонная, полиэтиленовая) включается в себестоимость отгруженного товара и торговой организацией отдельно не оплачивается. Бой, порчу и лом  тары оформляют актом по форме  ТОРГ-15. Движение тары в торговой организации  отражается материально-ответственным  лицом в товарном отчете формы  ТОРГ-29 и отчете по таре формы ТОРГ-30 .

Одним из признаков учета  товаров в организациях розничной  торговли является составление материально  ответственными лицами отчетности о  наличии и движении товаров - товарный отчет.В приходной части товарного  отчета каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и  дата документа, сумма поступивших  товаров) записывается отдельно и подсчитывается общая сумма оприходованных товаров  за данный отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета также отдельно записывают каждый расходный документ (направление выбытия товаров, номер и дата документа, сумма выбывших товаров). После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода. Внутри каждого вида прихода и расхода документы располагаются в хронологическом порядке. Общее число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает материально-ответственное лицо. Товарный отчет составляют под копирку в двух экземплярах. Первый экземпляр скрепляют с документами, которые располагают в порядке последовательности записей и отдают в бухгалтерию. Бухгалтер в присутствии материально-ответственного лица проверяет товарный отчет и расписывается в обоих экземплярах о приемке отчета и указывает дату. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается материально-ответственному лицу. После этого каждый документ проверяют с точки зрения законности совершенных операций правильности цен, таксировки и подсчета. В ООО "СКОРПИОН" товарные отчеты составляется ежемесячно материально-ответственными лицами, а затем передаются в бухгалтерию для проверки.

Информация о работе Учет товарных операций в организациях розничной торговли