Учёт материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение предприятия, организации учета поставки материалов, методов проведения аудиторской проверки и инвентаризации.

Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:

- изучить понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;

- ознакомиться с учетом движения материалов;

- охарактеризовать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «МГОК»;

- изучить документальное оформление и аналитический учет материально-производственных запасов на ОАО «МГОК»;

- ознакомиться с проведением инвентаризации и учетом поступления и выбытия материалов на ОАО «МГОК»;

- охарактеризовать учет материально-производственных запасов в соответствии с МСФО;

- рассмотреть основные направления автоматизации ведения МПЗ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методические аспекты учета материально-производственных запасов………………………………………………………6

1.1 Понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов……………………………………………………………………………..6

1.2 Документация по учету движения материалов……………………12

1.3 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования (ОАО «МГОК»)………………………………………………….18

Глава 2. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов на ОАО «МГОК»………………………………………………………………24

2.1 Документальное оформление и аналитический учет материально-производственных запасов…………………………………………………….24

2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов на ОАО «МГОК»…………………………………………………………………………29

2.3 Учет поступления и выбытия материалов на ОАО «МГОК». Отражение в бухгалтерской отчетности информации о материально-производственных запасах……………………………………………………..34

Глава 3. Основные направления совершенствования учета материально-производственных запасов……………………………………..41

3.1 Аудит материально-производственных запасов…………………41

3.2 Учет материально-производственных запасов в соответствии с МСФО…………………………………………………………………………….45

3.3 Автоматизация ведения учета материально-производственных запасов……………………………………………………………………………48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………...57

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 87.54 Кб (Скачать файл)

Способов, которыми можно  оценивать МПЗ в 2008 году, осталось всего три:

– по себестоимости каждой единицы;

– по средней себестоимости;

– по себестоимости первых приобретений (ФИФО).

Эти способы перечислены  в пункте 16 ПБУ 5/01. Из него же следует: если до 2008 года компания применяла  метод ЛИФО по разным группам МПЗ. На 2008 год для каждой из них она  вправе установить разные методы. Разберемся. Какой из них удобнее применять  в том или ином случае.

Оценка по фактической  себестоимости – самая точная:

Списывать по фактической  себестоимости каждой единицы удобно. Например, дорогостоящие товары, которые  продаются в единственном экземпляре или небольшими партиями. Например, автомобили, специальное оборудование, ювелирные изделия, предметы искусства. А вот для розничной торговли этот способ не подходит. Ведь поштучно списывать огромное количество мелких товаров очень трудоемко.

Главный плюс метода оценки по себестоимости каждой единицы  – он позволяет получить абсолютно  точные сведения о себестоимости  использованных материалов (проданных  товаров). Показатели бухгалтерской  отчетности, которая сформирована с  использованием этого метода, получаются реальными, без каких-либо усреднений или отклонений. А значит, данные такой отчетности можно без каких-либо корректировок использовать для анализа и планирования финансовой деятельности предприятия.

Оценка по средней себестоимости  упрощает работу:

Этот метод предполагает списание материалов (товаров) по среднемесячной себестоимости единицы. Ее значение рассчитывают по каждой группе (виду) товаров  с помощью формулы:

Сс =(Со + Сп) : (Ко + Кп), (1)

где Сс – среднемесячная себестоимость товаров;

Со – стоимость остатка  товаров на начало месяца;

Сп – стоимость товаров, оприходованных за месяц;

Ко – количество товаров, оставшихся на начало месяца;

Кп – количество товаров, оприходованных за месяц.

Полученную таким образом  среднюю себестоимость умножают на количество списываемых материалов (товаров). Полученное значение и есть сумма включаемой в бухгалтерские  расходы себестоимости материалов (товаров). Правила ее расчета приведены  в пункте 18 ПБУ 5/01 и пункте 75 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

Данный метод списания очень удобен в розничной и  мелкооптовой торговле. Например, в  торговле продуктами питания, косметикой, бытовой химией, канцтоварами и т.п. Отследить, к какой партии относится  каждая продаваемая единица такого товара, достаточно сложно.

Еще один плюс этого способа  в том, что он усредняет себестоимость  списанных материалов (товаров). При  нестабильных ценах на закупаемую продукцию  это помогает избежать непредсказуемости  в финансовых показателях. То есть обеспечивает компании стабильные значения коэффициентов  рентабельности, ликвидности, размера  чистых активов и т.п.

Правда, «усреднение» показателей  имеет и вой недостаток. Бухгалтерская  отчетность с такими показателями управленческим целям может не соответствовать.

ФИФО позволяет формировать  достоверную отчетность:

Метод ФИФО, так же как  и метод средней себестоимости, подходит для оценки однотипных товаров  и материалов. Суть метода описана  в пункте 19 ПБУ 5/01 и пункте 76 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Применяя этот метод, бухгалтер  списывает материально-производственные запасы в той же последовательности и по тем же ценам, по которым они  были закуплены. Таким образом, сначала  на расходы уходят все товары из остатка на начало месяца, затем  – товары из первой, поступившей  за месяц партии, затем – из второй и т.д. 

Метод ФИФО – это прямая противоположность методу ЛИФО. Поэтому  переход на него может привести к  резкому скачку (скорее всего к  резкому уменьшению) стоимости списываемых  в производство запасов. И как  следствие к резкому уменьшению себестоимости продукции. Поэтому, выбирая этот метод, имеет смысл  подумать о возможных последствиях заранее.

Существенный плюс метода ФИФО в том, что он практически  не искажает показатели бухгалтерской  отчетности. Ведь, как правило, предприятия  используют материалы (отпускают в  продажу товары) именно в порядке их приобретения.

Остатки незавершенного производства переоценивать не нужно:

У многих предприятий, которые  в 2007 году применяли в бухучете метод  ЛИФО, по состоянию на 31 декабря 2007 года есть остатки незавершенного производства. То есть несписанные суммы на счетах 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства» и т.д. 

Переоценивать ли эти остатки  на 1 января 2008 года – в соответствии с выбранным новым методом  списания материально-производственных запасов, четко в законодательстве не прописано.

С одной стороны, приказ Минфина  России от 26 марта 2007 г. № 26н, которым  внесены поправки в ПБУ 5/01, такую  переоценку не предусматривает. А в  пункте 4 ПБУ 5/01 сказано: приведенные  в этом ПБУ правила к незавершенному производству не применяются.

С другой стороны, при изменении  учетной политики пункт 21 ПБУ 1/98 требует  корректировать включенные в бухгалтерскую  отчетность данные за предшествующие периоды. А пункт 33 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» говорит о  том, что показатели баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимыми  с данными за предшествующий период. Из этого можно сделать вывод, что на 1 января 2008 года остатки незавершенного производства нужно пересчитать  исходя из того, что организация  применяла новый метод оценки материально-производственных запасов всегда.

Официальных разъяснений  Минфина России по этому поводу на данный момент нет. Однако, специалисты  этого ведомства придерживаются выгодной для бухгалтеров позиции. По их мнению, остатки незавершенного производства, которые числятся в  бухучете на 31 декабря 2007 года, по состоянию  на 1 января 2008 года пересчитывать не надо.

 

1.2 Учет движения материалов

Производственные запасы материалов пополняются промышленными  предприятиями за счет предприятий-поставщиков  или снабженческо-сбытовых организаций. Фонды на материалы предприятия  получают от управлений материально-технического снабжения или отраслевых управлений. Хозяйственные отношения между  предприятиями построены на основе договоров. В них предусматриваются: наименование материалов ценностей, количество, цены, сроки поставки, порядок расчетов, способы транспортировки, санкции  за несоблюдение условий договора, порядок приемки и т.п.

Договорные отношения  более полно обеспечивают потребность  предприятий в материалах должного качества и в соответствии с установленными сроками. Предприятия-поставщики на отгруженную  продукцию выписывают платежные  требования и счета-фактуры, передают их банку для оплаты и пересылают почтой покупателю. Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятиях осуществляет отдел снабжения, поэтому платежные требования и  счета-фактуры в первую очередь  поступают в отдел снабжения  или в финансовый отдел. Там проверяют  соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих  грузов, делают отметку в книге  реализации фондов и акцептуют, т.е. дают согласие на оплату.

С этого момента у бухгалтерии  предприятия возникают расчеты  с поставщиками. По мере поступления  груза на склад выписывается приходный  ордер, затем при реестре сдается  в бухгалтерию, где таксируется  и прикладывается к платежному требованию. По мере оплаты банком этого документа  бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и  услуг организуется на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Счет по отношению к балансу - пассивный; сальдо кредитовое свидетельствует  о суммах задолженности предприятия  перед поставщиками и подрядчиками по неоплаченным счетам и неотфактурованным  поставкам; оборот по дебету - о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту - о суммах по принятым к оплате акцептованным  платежным документам и неотфактурованным  поставкам за отчетный месяц.

Учет расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере № 6. Это  комбинированный регистр, аналитический  учет в котором организуется в  разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или приемного  акта. Открывается этот журнал-ордер  суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца: ·

· по акцептованным платежным  документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным - материалы  поступили (сальдо на начало месяца по счету 60);

· по акцептованным платежным  документам оплаченным - материалы  не поступили (справочно “За неприбывший  груз”, сальдо нет);

· по акцептованным платежным  документам неоплаченным материалы  не поступили (справочно “За неприбывший  груз” и сальдо на начало месяца);

· сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы  поступили, а платежные документы  для оплаты их не поступили).

В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные требования поставщиков, акцептованные отделом снабжения, принимает приходные ордера и  приемные акты складов, получает выписки  из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.

Журнал-ордер № 6 ведется  линейно-позиционным способом, что  дает возможность судить о состоянии  расчетов с поставщиками по каждому  документу. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика), в журнале-ордере № 6 записывается номер приходного документа склада, стоимость поступивших  материалов по учетным ценам предприятия  и стоимость по платежному документу  поставщика. Суммы по учетным ценам  записываются независимо от вида поступивших  ценностей общей суммой, а суммы  по платежным требованиям поставщиков - в разбивке по группам поступивших  материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т.п.). Сумма  претензий записывается на основании  актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.

Неотфактурованными считаются  поставки, по которым материальные ценности поступили на предприятие  без платежного документа. На складе приходуют их, выписывая приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в журнал-ордер № 6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме относятся на группу материалов и в акцепт. Неотфактурованные поставки регистрируются в журнале-ордере № 6 в конце месяца (в графе Б “Номер счета” ставится буква Н), когда возможность получения платежного документа отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются платежные документы (которые отсутствуют). По мере поступления платежных требований на эту поставку в следующем месяце они акцептуются предприятием, оплачиваются банком и регистрируются бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по группе материалов и в графе “акцепт” в сумме платежного требования, а по строке сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется тоже по группе и в графе “акцепт”. Расчеты с поставщиком, таким образом, по этой поставке будут закончены.

Материалами в пути называются такие поставки, по которым предприятие  акцептовало платежные документы, а материалы на склад по ним  еще не поступили. К учету принимаются  акцептованные платежные документы  независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

В журнале-ордере № 6 платежные  документы регистрируются в течение  месяца в графе “За неприбывший  груз” и в графе “акцент”. По окончании месяца предприятие  обязано принять эти ценности на баланс, т.е. записать по принадлежности к группе материалов (условно оприходовать), но на начало следующе го месяца расчеты  по этим поставкам не будут закончены. При поступлении ценностей бухгалтерия  получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже  был дан в момент поступления  платежных требований, а, может быть, эти счета уже и оплачены) по строке регистрации этого счета  в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала - ордера № 6, по окончании месяца, эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.

При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки  фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (ф. №  М-7) Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам  предприятия или по оптовым (отпускным  ценам), затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная  поставка - отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить  платежное требование. В случае выявления  недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и  предъявляет претензию к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при  этом распределяется пропорционально  массе груза, а суммы наценок, скидок - пропорционально стоимости  груза.

Информация о работе Учёт материально-производственных запасов