Учёт материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение предприятия, организации учета поставки материалов, методов проведения аудиторской проверки и инвентаризации.

Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:

- изучить понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;

- ознакомиться с учетом движения материалов;

- охарактеризовать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «МГОК»;

- изучить документальное оформление и аналитический учет материально-производственных запасов на ОАО «МГОК»;

- ознакомиться с проведением инвентаризации и учетом поступления и выбытия материалов на ОАО «МГОК»;

- охарактеризовать учет материально-производственных запасов в соответствии с МСФО;

- рассмотреть основные направления автоматизации ведения МПЗ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методические аспекты учета материально-производственных запасов………………………………………………………6

1.1 Понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов……………………………………………………………………………..6

1.2 Документация по учету движения материалов……………………12

1.3 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования (ОАО «МГОК»)………………………………………………….18

Глава 2. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов на ОАО «МГОК»………………………………………………………………24

2.1 Документальное оформление и аналитический учет материально-производственных запасов…………………………………………………….24

2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов на ОАО «МГОК»…………………………………………………………………………29

2.3 Учет поступления и выбытия материалов на ОАО «МГОК». Отражение в бухгалтерской отчетности информации о материально-производственных запасах……………………………………………………..34

Глава 3. Основные направления совершенствования учета материально-производственных запасов……………………………………..41

3.1 Аудит материально-производственных запасов…………………41

3.2 Учет материально-производственных запасов в соответствии с МСФО…………………………………………………………………………….45

3.3 Автоматизация ведения учета материально-производственных запасов……………………………………………………………………………48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………...57

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 87.54 Кб (Скачать файл)

Сумма недостач относится  в дебет счета 63 “Расчеты с претензиями” и в кредит счета 60 “расчеты с  поставщиками” и отражается в  журнале ордере №6 и ведомости  №7. В данном журнале ордере отражены операции расчетов с поставщиками, связанные только с приобретением  товарно-материальных ценностей. Кроме  того, предприятия пользуются услугами поставщиков воды, газа, сжатого  воздуха, подрядчиков ремонтных  работ и т.п. Поэтому ведется  отдельный журнал-ордер №6 по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги (см. в последующих темах). По окончании месяца показатели этого  журнала - ордера переносятся в журнал-ордер  № 6 расчетов с поставщиками за материальные ценности отдельной графой для получения  оборотов и переноса их в Главную  книгу.

Бухгалтерия предприятия  осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость  № 10 “Движение материальных ценностей” (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в группировках, обеспечивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения - 1 раздел; поступление и остатки материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов - по учетным ценам и по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и процентов транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по группам материалов - 2 раздел; расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости - 3 раздел.

Основанием для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов  или накопительные ведомости  № М-43. В ведомости № 10 приводятся две справки: № 1 “Слагаемые фактической  себестоимости поступивших материальных ценностей”, заполняется по показателям  журналов-ордеров № 1,6,7,8,10/1,13 и других, т.е. всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом  заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для  заполнения 11 раздела ведомости  № 10.

№ 2 “Стоимость поступивших  материалов по учетным ценам”, заполняется  аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета  расходов, связанных с заготовлением  материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом 1 ведомости  № 10 и для расчета результатов  процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных  расходов за отчетный месяц.

Таким образом, ведомость  № 10 “Движение товарно-материальных ценностей” обеспечивает решение большинства  задач, стоящих перед бухгалтерским  учетом материалов, но обязательным дополнением  к ведомости № 10 является ведомость  № 11 “Движение материальных ценностей (по учетным ценам) по цеховым самостоятельным  складам или по цехам на производстве, не имеющим складов”.

Ведомость № 11 заполняется  в бухгалтерии предприятия на основе производственных отчетов цехов, накладных на возврат материалов, накопительных и группировочных ведомостей по движению малоценных и  быстроизнашивающихся предметов и прочих документов, позволяющих определить объем полученных и возвращенных ценностей разного вида каждым цехом, а также оставшихся в цехах и израсходованных. Показатели ведомости № 11 отражаются в разделе III ведомости № 10 расход цеховых самостоятельных кладовых и остатки в цехах, не имеющих самостоятельных складов).

Следовательно, по первому  разделу ведомости можно производить  взаимосверку данных складского и бухгалтерского учета по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов, по учетным ценам, что необходимо при оперативно бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов. По второму  разделу ведомости можно выявлять общий объем ценностей в разрезе  групп материалов и балансовых статей в двух оценках - по учетным ценам  и фактической себестоимости, что  дает возможность рассчитать суммы  и проценты транспортно-заготовительных  расходов или отклонений от плановых цен.

В третьем разделе выявляются важнейшие показатели бухгалтерского учета - фактическая себестоимость  израсходованных на производство материалов, их окончательный расход и их остатки  на конец месяца по группам материалов - для заполнения статей баланса.

 

1.3 Характеристика финансово-хозяйственной  деятельности объекта исследования (ОАО «МГОК»)

Полное фирменное наименование на русском языке: открытое акционерное  общество «Михайловский ГОК», а на английском языке: Joint Stock Company “Mikhailovsky GOK”. Место нахождения «Управления  комбината» и его почтовый адрес: 307170, Россия, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина,21 . 

Дата государственной  регистрации ОАО «МГОК» 24.07.96г. и  регистрационный номер: 471, идентификационный номер налогоплательщика: 4633001577. По состоянию на 31.12.1008г. количество лиц, зарегистрированных в реестре акционеров ОАО «Михайловский ГОК» составляет 2372.

В состав ОАО «МГОК» входят несколько цехов. Основные из них:

·  Горнотранспортный комплекс

·  Дробильно-обогатительный комплекс.

·  Фабрика окомкования

·  Дробильно-сортировочная фабрика

·  Цех хвостового хозяйства

Основной товарной продукцией ОАО «Михайловского ГОК» является: аглоруда, железорудный концентрат, железорудные офлюсованные окатыши, доменная руда, концентрат доменный, концентрат сушеный.

Охарактеризовать финансово-хозяйственную  деятельность предприятия ОАО «МГОК» можно исходя из таблицы 1.

Таблица№ 1.

 

Показатели финансово-хозяйственной  деятельности ОАО   «МГОК» за 2007-2008 гг.

 

пп/п

Наименование показателей

2007 г. факт

Отчетный период

Откланение, млн.руб.

Темп роста,%

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

1

Товарная продукция

5884,50

29 782,90

32165,53

2 382,63

124,26

 

в т.ч. внешний рынок

600,20

9 946,40

10742,11

795,71

162,75

 

внутренний рынок

19007,90

19 507,50

21 068,10

1 560,60

110,83

 

прочая

276,3

329

355,32

26,32

128,59

2

Себестоимость товарной прод.

14 536,90

16 341,50

17 648,82

1 307,32

121,40

3

Прибыль от производства

Товарной продукции

11 347,50

13 441,40

14 516,71

1 075,31

127,92

4

Рентабельность товарной продукции

78,1

82,3

88,88

6,58

113,80

5

Прибыль от реализации готовой продукции (работ,

услуг) по отгрузке

11 298,00

13 602,30

14 690,48

1 088,18

130,02

6

Прибыль до налогообложения

(по форме №2)

11 305,30

13 971,60

15 089,33

1 117,73

133,47

7

Чистая прибыль

8 464,40

10 545,20

11 388,82

843,62

134,54

8

Инвестиций с НДС - всего

2107,2

2370

2 559,60

189,60

121,46

 

   -

капитальные вложения с НДС

1294,2

1196,3

1 292,00

95,70

99,83

 

в т.ч. за счет амортизации

347,7

452,9

489,13

36,23

140,67

 

прибыли

749

560,9

605,77

44,87

80,87

 

возврат НДС

197,5

182,5

197,10

14,60

99,79

 

- приобретение оборудования

по схеме лизинга с  НДС

813

1173,7

1 267,60

93,90

155,91

9

   
 

По валовой железорудной

продукции

178

176

190,08

14,08

106,78

 

по горной массе

1 021

1 050

1 134,00

84,00

111,06

 

По товарной продукции

196 924

228 641

246 932,28

18 291,28

125,39

1

Среднесписочная численность

(без практикантов и  представительства)

9 395

9 532

10 294,56

762,56

109,57

1

Среднемесячная заработная плата на 1 трудящегося (с 13-ой заработной платой)

15 336

17 074

18 439,92

1 365,92

120,23


 

 

По результатам таблицы  можно сделать вывод о том, что прибыль от производства товарной продукции в 2008 году увеличилась  на 27,9%. Себестоимость реализации товаров, работ, услуг также возросла на 21,4%. В отчетном году резко увеличились  также чистая прибыль, прибыль от реализации готовой продукции (работ, услуг) по отгрузке. В связи с введением  новых технологий производительность 1 трудящегося по товарной продукции  увеличилась на 25,4% Среднемесячная заработная плата также возросла и составила 18 439,92 руб.

Рассчитаем основных показатели финансового состояния предприятия.

1.  Коэффициент текущей ликвидности

 (2)

где ТА (текущие активы), КО (краткосрочные обязательства).

Ктл1 = 6060411/8030232=0,75

Ктл0 =5386560/8637324=0,62

2.  Коэффициент обеспеченности собственными средствами

 (3)

где

СК (собственный капитал) – итог III раздела пассива баланса

ВА (внеоборотные активы) –  итог I раздела актива баланса

ТА (текущие активы) –  итог II раздела баланса,

КОС =(31098397-36453864)/5386560=--0,99

Коэффициент текущей ликвидности  в 2008 году составил 0,62. По сравнению  с 2007 годом этот показатель снизился на 0,13. В свою очередь коэффициент  обеспеченности собственными средствами составил -0,99. Это говорит о том, что предприятие ОАО «МГОК» для  своего функционирования в основном использует заемные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ОАО «МГОК» 

 

 

2.1 Документальное оформление  и аналитический учет материально-производственных  запасов

Для учета движения материалов применяется типовая учетная  документация, отвечающая требованиям  основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации. Поступление  материалов на предприятие контролирует в первую очередь отдел снабжения, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет  им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.

Материалы на склад от местных  и иногородних поставщиков доставляет экспедитор отдела снабжения. Принимая грузы от транспортных организаций (железной дороги, пристани), экспедитор особое внимание уделяет состоянию  тары, пломб, а в случае их повреждений  требует проверки и сдачи груза. Если обнаружится недостача или  порча груза, составляется коммерческий акт на право предъявления претензий  к транспортной организации или  к поставщику.

В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально  ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. Одни из них отражают количество отправленного груза (спецификации, отвесы, накладные), другие -качество (сертификаты, удостоверения и т.п.) . При соответствии показателей документов фактическому наличию материально ответственное  лицо выписывает приходный ордер (ф. № М-З и М-4) (Приложение В,Г,Д).  В условиях ручной обработки рекомендуется применять однострочные документы, при автоматизации - многострочные. Приходные ордера ф. № М-З (однострочный) и ф. № М-4 (многострочный) необходимы для количественно-суммового учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или из переработки.

Для сокращения количества первичных документов разрешается  и бездокументное оформление поступивших  материалов. Если расхождений ни в  количестве, ни в качестве прибывшего груза с документами поставщика нет, то на документах поставщика (платежных  требованиях) проставляется и заполняется  специальный штамп с основными  реквизитами приходного ордера.

В случае централизованной доставки материалов автотранспортом  со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в четырех  экземплярах: а) покупателю - для оприходования  материалов вместо приходного ордера б) поставщику - для списания ценностей; в) для начисления заработной платы  водителям автотранспорта; г) для  предъявления в банк на оплату.

Акт о приемке материалов (ф. № М-7) (Приложение Е) применяется  для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов. Акт составляется комиссией  с обязательным участием представителя  поставщика или представителя незаинтересованной организации, заведующего складом  и представителя отдела снабжения  предприятия. Комиссия назначается  руководителем предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый - передается в бухгалтерию предприятия  как основание для бухгалтерских  записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает  в отдел снабжения для предъявления претензий поставщику или сообщения  ему о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера.

Приходные документы составляются в день поступления материалов. Приходные  ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы.

Информация о работе Учёт материально-производственных запасов