Учёт основных средств в ОАО «Прима»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, и затрагиваемых в экономической литературе, особую актуальность приобретают оценка основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе. Точность показателей объема, состояния и движения основных средств, а в известной мере и точность их качественной характеристики во многом зависит от того, на сколько правильно и достоверно проведена их оценка, т.к. неправильная оценка основных средств может не только исказить общую картину имущественного состояния предприятия, но и вызвать неточное исчисление амортизации, а отсюда себестоимости и отпускных цен продукции (работ, услуг), а, следовательно, и доходности, рентабельности и прибыли.
Целью данного исследования является изучение вопросов учёта основных средств на примере предприятия ОАО «Прима».

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты учета основных средств ………….................... 5
1.1. Понятие основных средств и нормативное регулирование их учета ……… 5
1.2. Классификация и оценка основных средств…………………………………. 7
1.3. Требования к первичным учетным документам и общие правила их составления ……………………………………………………………………….. 10
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика организации ……... 14
2.1. Организационная структура управления предприятием ………………….. 14
2.2. Экономическая характеристика предприятия ОАО «Прима»…………….. 19 2.3. Организация бухгалтерского учета в ОАО «Прима» …………………….. 22
2.3.1. Организация документооборота в бухгалтерии …………………………. 22
2.3.2. Учет основных средств ……………………………………………………. 24
2.3.3. Учет амортизации основных средств …………………………………….. 29
2.3.4. Учет ремонтов основных средств ………………………………………… 34
2.3.5. Учет выбытия основных средств …………………………………………. 35
2.3.6. Инвентаризация основных средств ……………………………………….. 37
2.3.7. График документооборота по учету основных средств ………………… 41
Глава 3. Совершенствование учета основных средств в ОАО «Прима» ……... 43
Заключение ………………………………………………………………………... 48
Список использованной литературы…………………………………………….. 51

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Бодрова после проверки.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации.

По роли в производственно-технологических процессах основные фонды подразделяются на активные и пассивные.

Активные основные фонды в натурально-вещественной форме включают машины, технологическое, подъемно-транспортное оборудование, хозяйственный инвентарь, механизмы, транспортные средства (средства передвижения).

Пассивные фонды - это здания складов, баз; сооружения; хозяйственный инвентарь.

Помимо классификации необходимым условием правильного учета основных средств является единый принцип их оценки. Различают три оценки основных средств: первоначальная, восстановительная и остаточная.

Согласно ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию в данной организации.

Общие требования к оценке любого имущества, в том числе и основных средств, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, установлены в настоящее время статьей 11 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В соответствии с данной статьей, оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств2.

Оценка основных средств, приобретенных за иностранную валюту, производится в рублях путем пересчета сумм в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия основных средств к бухгалтерскому учету.

Первоначальная стоимость основных средств при их изготовлении собственными силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством. Учет и формирование затрат на производство основных средств осуществляется организацией в том же порядке, что и учет затрат на соответствующие виды продукции, изготавливаемые этой организацией.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях.

В процессе использования основные средства изнашиваются, от чего уменьшается их первоначальная стоимость. Денежное выражение потери объектами своих физических и технико-экономических качеств называется амортизацией. Первоначальная стоимость за вычетом суммы амортизации называется остаточной стоимостью. Именно по остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе, поэтому ее еще называют балансовой стоимостью.

 

1.3. Требования к первичным учетным  документам и общие правила  их составления

 

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, в бухгалтерском учете каждая хозяйственная операция регистрируется на особых бланках – документах. Такая документация в процессе хозяйственной деятельности предприятия называется первичным учетом. Так как все первичные документы составляются административно-хозяйственным и инженерно-техническим персоналом, то ответственность за первичный учет несут и они.

Бухгалтерские документы классифицируются

Во-первых, по происхождению:

- внешние (счета-фактуры, авизо, письма, договора и т.д.);

- внутренние (кассовые ордера, наряды, требования, авансовые отчеты и т.д.);

Во-вторых, по назначению:

- распорядительные (приказы, кассовые ордера, требования и т.д.);

- оправдательные (расписки, акты приёма, авансовые отчеты и т.д.);

- учетные (кассовая книга, карточки, ведомости и т.д.)

В-третьих, по объёму:

- простые (расписка, накладная, требования и т.д.);

- сложные (наряды, авансовые отчеты, ведомости, расчетно-платёжные и т.д.)

Основные требования к документам изложены в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

В п. 1 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ и в п. 12 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», предусмотрено, что основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, которые могут создаваться как на бумажных, так и на машиночитаемых носителях информации.

Записи в первичных документах должны производиться чернилами, химическим карандашом, шариковыми ручками, при помощи пишущих машин, средств механизации и других средств, обеспечивающих сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается использовать для записей простой карандаш, так как такая запись очень легко может быть уничтожена или заменена другой без видимых следов таких действий.

Не принято заполнять документы чернилами или пастой зеленого или красного цвета. Одной из причин является, например, выражение в бухгалтерской практике «записать красным». Это означает, что произведена сторнировочная запись (записанные таким образом числа при подсчете учитываются со знаком «минус»). Сокращения в бухгалтерских документах или неполное указание каких-либо реквизитов должны быть либо общепринятыми, либо понятными, не допускающими двоякого толкования.

Положением по ведению бухгалтерского учета предусмотрено, что первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после окончания операции. Это требование связано с тем, что основным назначением первичных учетных документов является фиксация факта совершения хозяйственной операции.

Согласно пункту 13 Положения по ведению бухгалтерского (ПБУ 6/01) учета первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, утверждаемые организацией, должны содержать установленные этим положением обязательные реквизиты.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа (формы);

2) код формы;

3) дату составления документа;

4) наименование организации, от  имени которой составлен документ;

5) содержание хозяйственной операции;

6) измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

7) наименование должностей лиц, ответственных за совершение  хозяйственной операции и правильность  ее оформления;

8) личные подписи указанных должностных лиц.

В п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета к обязательным реквизитам первичных учетных документов наряду с перечисленными отнесены также: наименование организации, от имени которой составлен документ; расшифровки подписей должностных лиц, подписавших данный документ.

Положением по ведению бухгалтерского учета (п. 13) предприятиям предоставлено право помимо указанных выше обязательных реквизитов включать в первичные учетные документы дополнительные реквизиты, учитывающие характер операции, требования действующих нормативных актов, а также специфику производственного процесса и технологии обработки учетной информации на конкретном предприятии.

Право подписи первичных учетных документов

В соответствии с п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета, перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает генеральный директор организации по согласованию с главным бухгалтером.

При этом документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются генеральным директором организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

 

2.1. Организационная характеристика предприятия ОАО «Прима»

 

Открытое акционерное общество «Прима» учреждено 01.07.1992 г.

ОАО «Прима» – предприятие Москвы и одно из крупнейших промышленных производств Московского региона. Оно является лидером местной экономики, главным налогоплательщиком и одним из крупнейших работодателей Москвы и Московской области.

На протяжении уже многих лет компания «Прима» - это один из наиболее крупных в России производителей по выпуску минеральных, азотных и фосфорных удобрений, занимающий лидирующие позиции и по объемам, и по номенклатуре выпускаемой продукции.

Сегодня Компания объединяет два агрохимических предприятия — собственно ОАО «Прима» (г. Москва), ОАО «Градоприма» (Смоленская область). ОАО «Прима» - компания, успешно конкурирующая с другими производителями минеральных удобрений в России и за рубежом. На протяжении ряда лет ОАО «Прима» работает с высокой степенью загрузки производственных мощностей, направляя значительные средства в техническое развитие.

Наличие высокотехнологичных, капиталоемких производств, связанных с взрыво- и пожароопасностью, диктует повышенные требования к персоналу. Общество заинтересовано не только в приеме хорошо подготовленных работников, но и в поддержании их на высоком уровне. На предприятиях Компании работают свыше 13 тыс. человек. Уже не первый год в ОАО «Прима» действует комплексная Программа подготовки и повышения квалификации персонала.

ОАО «Прима» в целях повышения эффективности бизнеса проводит масштабную реструктуризацию, в том числе связанную с оптимизацией численности работников.

Руководство ОАО «Прима» осознает первостепенную важность и ценность своих работников, от которых в немалой степени зависит повышение эффективности деятельности компании.

Функциональное управление осуществляется совокупностью подразделений, специализированных на выполнение конкретных видов работ. Выполнение отдельных функций возлагается на специалистов. Такая специализация аппарата управления значительно повышает результаты деятельности организации.

ОАО «Прима» выпускает более 30 наименований продукции, которые используются во многих отраслях промышленности и в сельском хозяйстве. Приоритетным направлением деятельности Компании является производство и реализация минеральных удобрений. Доля для этого бизнеса в общей выручке составляет более 70%. «Прима» выпускает почти все виды традиционных минеральных удобрений. Сырьем для производства удобрений является аммиак. Большая часть производимого аммиака перерабатывается внутри предприятия, излишки реализуются на рынке. Кроме аммиака и удобрений «Прима» производит продукцию органического и неорганического синтеза.

Кроме того, основными видами деятельности ОАО «Прима» являются:

- оказание услуг по представлению  интересов иностранных фирм на  территории РФ и интересов российских предприятий за рубежом;

- оказание услуг телефонной  связи и трансляции звуковых  программ по сетям производственного  вещания;

- организация рекламы и оказание маркетинговых, товарообменных и посреднических услуг, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, включая экспорт, импорт, таможенное оформление и экспедирование импортных грузов, перевод иностранных документов;

- организация общественного питания и других социальных услуг для работников ОАО «Прима», создание и обеспечение функционирования кафе, ресторанов и других коммерческих предприятий питания;

- осуществление сервисных функций  для пользователей продукции  собственного производства, а также продукции других предприятий и организаций;

- осуществление лизинговых операций  на территории РФ и за рубежом;

- осуществление охраны собственного  имущества;

- осуществление строительной деятельности;

- проведение выставок, ярмарок, аукционов, торгов, конкурсов и оказание услуг по их организации и обслуживанию;

Информация о работе Учёт основных средств в ОАО «Прима»