Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:33, курсовая работа
Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, и затрагиваемых в экономической литературе, особую актуальность приобретают оценка основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе. Точность показателей объема, состояния и движения основных средств, а в известной мере и точность их качественной характеристики во многом зависит от того, на сколько правильно и достоверно проведена их оценка, т.к. неправильная оценка основных средств может не только исказить общую картину имущественного состояния предприятия, но и вызвать неточное исчисление амортизации, а отсюда себестоимости и отпускных цен продукции (работ, услуг), а, следовательно, и доходности, рентабельности и прибыли.
Целью данного исследования является изучение вопросов учёта основных средств на примере предприятия ОАО «Прима».
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты учета основных средств ………….................... 5
1.1. Понятие основных средств и нормативное регулирование их учета ……… 5
1.2. Классификация и оценка основных средств…………………………………. 7
1.3. Требования к первичным учетным документам и общие правила их составления ……………………………………………………………………….. 10
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика организации ……... 14
2.1. Организационная структура управления предприятием ………………….. 14
2.2. Экономическая характеристика предприятия ОАО «Прима»…………….. 19 2.3. Организация бухгалтерского учета в ОАО «Прима» …………………….. 22
2.3.1. Организация документооборота в бухгалтерии …………………………. 22
2.3.2. Учет основных средств ……………………………………………………. 24
2.3.3. Учет амортизации основных средств …………………………………….. 29
2.3.4. Учет ремонтов основных средств ………………………………………… 34
2.3.5. Учет выбытия основных средств …………………………………………. 35
2.3.6. Инвентаризация основных средств ……………………………………….. 37
2.3.7. График документооборота по учету основных средств ………………… 41
Глава 3. Совершенствование учета основных средств в ОАО «Прима» ……... 43
Заключение ………………………………………………………………………... 48
Список использованной литературы…………………………………………….. 51
Таблица 12
Корреспонденция счетов для учета выбытия основных средств
№ п/п |
Содержание факта хозяйственной деятельности |
Корреспонденция счетов | |
Дебет |
Кредит | ||
1 |
Списывается сумма начисленной амортизация выбывших объектов основных средств |
02 «Амортизация основных средств» |
01 субсч. «Выбытие основных средств» |
2 |
Остаточная стоимость выбытия основных средств относится на прочие расходы |
91 «Прочие доходы и расходы» |
01 субсч. «Выбытие основных средств» |
3 |
Поступили запасные части от ликвидации основных средств |
10 |
91 |
4 |
Начислена выручка за проданное основное средство |
62 |
91 |
5 |
Поступила выручка от покупателей |
51 |
62 |
6 |
Отражены расходы на продажу основного средства |
91 |
10, 70, 69, 02, 60 |
7 |
Оплачены услуги сторонней организации |
||
8 |
Отражен финансовый результат от продаж |
||
прибыль |
91 |
99 | |
убыток |
99 |
91 |
2.3.6. Инвентаризация основных средств
Инвентаризация – это проверка фактического наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств, финансовых обязательств и сравнение полученных результатов с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация подтверждает данные бухгалтерского учета или выявляет неучтенные ценности, недостачи, хищение, порчу.
В ОАО «Прима» в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, проводится инвентаризация имущества и обязательств. Выявленные излишки и недостачи отражаются единообразно для целей бухгалтерского учета и целей налогового учета.
Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г.).
Цель инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет. Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать генеральный директор предприятия.
Инвентаризацию проводит постоянно действующая или рабочая комиссия, создаваемая приказом по предприятию, при обязательном участии представителя бухгалтерии.
Перед проведением инвентаризации уточняется правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).
Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.
Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.
Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (Приложение Форма № ИНВ-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.
Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (Приложение Форма № ИНВ-18).
Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией.
Рассмотрим бухгалтерское отражение данных по инвентаризации основных средств на примере в ОАО «Прима» (табл. 13).
Таблица 13
Корреспонденция счетов для отражения данных по инвентаризации основных средств
№ п/п |
Содержание факта хозяйственной деятельности |
Корреспонденция счетов | |||||
Дебет |
Кредит | ||||||
1 |
Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости |
01 |
91 | ||||
Если по результатам инвентаризации обнаружена недостача | |||||||
2 |
Списывается остаточная стоимость объектов основных средств |
94 |
01 | ||||
3 |
Списывается сумма амортизации основных средств |
02 |
01 | ||||
Если обнаружено виновное лицо | |||||||
4 |
Списываются недостающие или испорченные основные средства по рыночной стоимости |
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» |
94 | ||||
5 |
Списывается разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств |
94 |
98 «Доходы будущих периодов» | ||||
6 |
По мере погашения задолженности ее виновником списывается соответствующая часть стоимости |
98 |
99 «Прибыли и убытки» | ||||
Если конкретные виновники не установлены | |||||||
7 |
Недостающие и испорченные основные средства списываются на финансовые результаты коммерческой организации |
91 |
94 |
Заключение по результатам инвентаризации, предложения и решения инвентаризационной комиссии оформляются соответствующим протоколом, который должен быть утверждён генеральным директором организации.
На ОАО «Прима» для контроля за сохранностью основных средств, использованием их по назначению периодически проводят инвентаризацию в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Инвентаризацию проводит комиссия перед составлением годового бухгалтерского отчета. По инвентаризации основных средств на предприятии за период 2009 - 2011 г. расхождений фактических данных с бухгалтерскими данными не было обнаружено
2.3.7. График документооборота по учету основных средств
Как средство обслуживания рабочих мест график документооборота обеспечивает:
График документооборота, как средство повышения качества работы службы бухгалтерского учёта финансовой деятельности, обеспечивает:
График документооборота разрабатывается главным бухгалтером с предварительным изучением всех особенностей организации, её структуры и структуры управления, организации и технологии производства, наличия складов, организации самого учёта и т.п.
График документооборота утверждается генеральным руокводителем ОАО «Прима», после чего главный бухгалтер доводит его до всех структурных подразделений и исполнителей, связанных с составлением тех или иных документов.
Пример графика документооборота представлен в Приложении 1.
В процессе написания работы было выявлено несколько значительных недостатков учётной системы, применяемой в ОАО «Прима».
Сравнительный анализ элементов учётной политики исследуемого предприятия и элементами учётной политики в соответствии с нормативно-законодательной базой показал, что учетная политика за 2011 год является неполной, в ней не отражены многие важные элементы, оказывающие существенное влияние на деятельность организации. Учётная политика предприятия является одним из основополагающих документов, регламентирующих деятельность предприятия именно поэтому необходимо более серьёзно подходить к её формированию и исполнению, оценивать последствия применения или не применения тех или иных её элементов.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В
ОАО «Прима»
В ОАО «Прима» существует система автоматизации учета и основной рабочей программой для формирования базы данных является «1С: Бухгалтерия».
Совершенствование организации бухгалтерского учета в значительной степени способствует создаваемые на предприятиях автоматизированные рабочие места бухгалтеров.
Системные функции автоматизированного канала обработки информации на основе автоматизированных рабочих мест бухгалтеров должны обеспечивать:
Автоматизация учета основных средств отличается тем, что здесь наблюдается стабильность информации. Для автоматизации учета основных средств применяются коды: синтетических счетов и субсчетов аналитического учета; структурных подразделений предприятия; инвентарных объектов; норм амортизационных отчислений; бухгалтерских операций и др.
При автоматизации учета основных средств используются типовые межотраслевые формы первичных документов.
«1С: Бухгалтерия» является мощной системой, предназначенной для комплексной автоматизации бухгалтерского учета во всех масштабах. Это универсальная бухгалтерская программа, применяемая при ведении как простого, так и двойного учета. Программа построена по инициативе «от простого - к сложному». Ее можно применять для простых операций: печатать платежные поручения, формировать оборотные ведомости, реестры счетов, главную книгу, отдельные отчеты. Программа может автоматизировать бухгалтерский учет по всем разделам. «1С: Бухгалтерия» позволяет в каждом индивидуальном случае подобрать оптимальное решение, учитывающее специфику организации. Набор компонентов может определятся индивидуально и в последствии пополняться.
В настоящее время появляется все больше и больше фирм, занимающихся изготовлением и распространением программ автоматизации бухгалтерского учета. К сожалению, освоение приобретенных программ является довольно сложным процессом, а если на двух предприятиях установлены программы разных фирм, то много времени тратится на переквалификацию бухгалтера.