Учёт поступления и выбытия основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматриваются такие вопросы как: документальное оформление поступления и выбытия основных средств; методика ведения регистров синтетического и аналитического учета движения основных средств; документальное оформление и учет амортизации основных средств; закономерности развития и пути повышения эффективности использования материально- технической базы; выявление возможностей и резервов повышения эффективности использования материально-технической базы торговли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Общая характеристика предприятия
1.1 Направления хозяйственной деятельности, производственная структура и структура управления
1.2 Краткое описание основных технологических процессов и применяемого оборудования
1.3 Основные технико-экономические показатели
2 Основные средства и их роль в процессе производства
2.1 Экономическая сущность основных средств их классификация и оценка. Задачи учёта основных средств
2.2 Нормативно-законодательные документы, регулирующие осуществление хозяйственных операций с основными средствами
3 Учёт основных средств
3.1 Основные положения учётной политики предприятия
3.2 Документальное оформление поступления и выбытия основных средств
3.3 Синтетический и аналитичёский учёт движения основных средств
3.4 Амортизация основных средств и учёт их износа
3.5 Показатели бухгалтерской и статистической отчётности о наличии и движении основных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 81.63 Кб (Скачать файл)

При определении состава и группировки  основных средств необходимо руководствоваться  Временным классификатором.

Бухгалтерский учет основных средств  должен обеспечить:

- правильное оформление документов  и своевременное отражение в  учете поступления основных средств,  их внутреннего перемещения и  выбытия;

- своевременное и полное отражение  в учете амортизации основных  средств;

- достоверное и полное определение  результатов реализации и прочего  выбытия основных средств;

- полное определение затрат, связанных  с проведением всех видов ремонтов  и поддержанием основных средств в рабочем состоянии, а также затрат на проведение модернизации, дооборудования, технического перевооружения оборудования и реконструкции, достройки объектов основных средств, которые не включаются в себестоимость, а относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств после окончания работ;

- контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.

Для этого в организации должна быть разработана рациональная система  документооборота, определены лица, ответственные  за сохранность и перемещение  объектов основных средств.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет.

Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных  форм первичной учетной документации.

Единицей бухгалтерского учета  основных средств является инвентарный  объект основных средств, то есть объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно  обособленный предмет, а также обособленный комплекс конструктивно сочлененных  предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для  выполнения определенных самостоятельных  функций.

Комплекс конструктивно сочлененных  предметов - это один или несколько  предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление и (или) смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять  свои функции только в составе  комплекса, а не самостоятельно.

Для организации учета и обеспечения  контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается отдельный инвентарный номер. Инвентарные номера присваиваются бухгалтерией организации в момент принятия объектов к бухгалтерскому учету.

Инвентарный номер, присвоенный объекту  основных средств, сохраняется за ним  весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные номера выбывших объектов не могут присваиваться  другим, вновь принятым к учету  основным средствам в течение  пяти лет начиная с года, следующего за годом списания.

Арендуемые основные средства, полученные в аренду, у арендатора могут числиться  под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Для осуществления забалансового учета указанных объектов в бухгалтерии арендатора рекомендуется также открывать инвентарные карточки.

Аналитический (пообъектный) учет основных средств ведется бухгалтерией организации на инвентарных карточках учета основных средств (форма ОС-6, ОС-7). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей.

В организации, имеющей небольшое  количество основных средств, пообъектный учет можно осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, теряют свои технические  качества и уменьшают первоначальную балансовую стоимость. Возмещение балансовой стоимости происходит путём начисления амортизации в течении всего срока полезного использования до полного погашения стоимости данного объекта.

С 1 января 2002 года введено в действие Положение о порядке начисления амортизации основных средств и  нематериальных активов. Данный документ определяет условия регулирования  процесса воспроизводства основных средств и нематериальных активов  коммерческими и некоммерческими  организациями. Амортизация, как процесс  перенесения стоимости объектов основных средств на стоимость вырабатываемой с их использованием продукции, работ, услуг включает в себя распределение организацией самостоятельно, на основе порядка, изложенного в данной инструкции, амортизируемой стоимости объектов между отчётными периодами. Сумма амортизации включается в издержки производства (обращения) и возвращается организации в составе выручки за реализованную продукцию. Организация, таким образом, получает возможность устаревшие объекты основных средств списывать и приобретать новые. Начисление амортизации по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности отражается за счёт собственных источников, образованных от прибыли, остающейся в распоряжении организации после внесения обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты. Новая амортизационная политика существенно отличается от ранее действующей:

организациям всех форм собственности  дано право в рамках законодательства применять различные способы и методы начисления амортизации, изменять сроки амортизации, упрощать порядок индексации амортизации.

Положением о порядке начисления амортизации определены объекты  начисления амортизации и дан  перечень основных средств по которым амортизация не начисляется. Амортизация не начисляется во время проведения модернизации, реконструкции, технического перевооружения объектов с полной или частичной их остановкой, а также при консервации объекта по решению руководителя организации или собственника на срок менее одного года.

Важным моментом новой амортизационной  политики является правильное определение  организациями сроков полезного  использования, нормативных сроков службы и норм амортизации основных средств и нематериальных активов. Необходимо чётко знать содержание всех этих понятий. «Срок службы» - это  фактический срок службы основных средств, в течении которого объект сохраняет свои потребительские свойства. Срок полезного использования применяется для установления продолжительности функционирования основных средств в процессе предпринимательской деятельности и представляет собой расчётный, ожидаемый период их эксплуатации, в течение которого они могут приносить доход. Сроки полезного использования объектов основных средств самостоятельно устанавливаются организацией в пределах установленного Положением диапазона. Исходя из принятого в положении срока полезного использования в пределах наименьшего и наибольшего уровней норм, установленных для каждой укрупнённой амортизационной группы основных средств определяется норма амортизационных отчислений по каждому объекту. Пересмотр сроков полезного использования и соответственно норм амортизационных отчислений производится по решению комиссии, создаваемой на каждом предприятии по решению руководителя. Комиссия состоит из числа имеющихся в штате специалистов технических, финансово-экономических, юридических, бухгалтерских служб.

3. УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ.

При ведении бухгалтерского учёта  предприятие должно в течение  отчетного года соблюдать принятую методику, то есть учётную политику. Изменение учётной политики оговаривается  в пояснительной записке к  годовому отчёту, с указанием возникших  вследствие внесения изменений в  учётную политику результатов в  денежном выражении.

Составной частью учётной политики юридического лица должен стать метод  определения выручки от реализации продукции, работ, услуг, так как  от этого зависит порядок исчисления и уплаты налогов.

Формирование учётной политики должно исходить из выбора и обоснования  способов ведения бухгалтерского учёта  в соответствии с действующей  нормативной базой, утверждённой законодательством.

Учётная политика разрабатывается  на всех предприятиях, независимо от формы  собственности и источников финансирования и оформляется приказом руководителя. При отсутствии нормативных законодательных  актов по конкретным вопросам, учётная  политика по таким вопросам формируется  самостоятельно, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учёту и согласовывается с налоговой инспекцией.

К учётной политике предъявляются  следующие требования:

полнота отражения в бухгалтерском  учёте всех фактов деятельности предприятия

отражение фактов хозяйственной деятельности исходя из правовых норм и экономических  условий хозяйствования,

тождество данных синтетического и  аналитического учёта на первое число  каждого месяца, а также с данными  бухгалтерской и налоговой отчётности,

рациональное и экономное ведение  учёта исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины предприятия.

В понятие «выбора способов ведения  бухгалтерского учёта» входят такие  вопросы:

выбор учётных регистров,

погашение первоначальной стоимости  основных фондов

формирование фондов и резервов

погашение стоимости нематериальных активов,

оценка материальных ресурсов,

признание и использование прибыли  предприятия

отражение курсовых разниц.

Учётная политика ОАО «Белхозторг» сформирована в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» и нормативными актами по бухгалтерскому учёту и налогообложению.

Ведение бухгалтерского учёта ОАО  «Белхозторг» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

Бухгалтерский учёт ведётся по журнально-ордерной форме, с выходными формами учётных  регистров и первичных документов, рекомендованных Министерством  финансов Республики Беларусь.

Учётная информация на данном предприятии  обрабатывается как автоматизировано с использованием программных средств, так и вручную.

К основным средствам относятся  предметы, полезный срок использования  которых более одного года, стоимостью свыше 30 базовых величин.

Погашение стоимости основных фондов производится путём ежемесячной  амортизации, которая начисляется  равномерно по утверждённым в установленном  порядке нормам амортизационных  отчислений от первоначальной стоимости  основных фондов. Затраты на ремонт основных фондов предприятия включаются состав издержек обращения текущего периода.

Определение целесообразности и непригодности  объектов основных средств к дальнейшему использованию и оформление документации на списание указанных объектов осуществляется постоянно действующей комиссией.

Материально-ответственные лица представляют сводные учётные документы (материальный отчет) по основным средствам в эксплуатации.

3.2 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ  ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ  ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

Бухгалтерский учёт основных средств  должен обеспечить документальное подтверждение  наличия и движения основных средств  по местам нахождения и в разрезе  материально ответственных лиц, правильное начисление износа, определение  затрат на ремонты.

Создавая предприятие, его собственники в первоочередном порядке решают проблему укомплектования основными  средствами. Если учредительными документами  предусмотрено внесение основных средств в счет уставного капитала, то они вручаются предприятию. Далее, в процессе своей деятельности предприятия пополняют свои основные средства с целью замены износившихся, устаревших и по другим причинам. Порядок отражения в бухгалтерском учете увеличения основных средств зависит от того, каким образом и на каких условиях они приобретены.

Основные средства на предприятие  поступают в результате:

Ш капитальных вложений;

Ш приобретения у других юридических и физических лиц за

Ш плату;

Ш получения от других предприятий и лиц безвозмездно; субсидий правительственных и местных органов власти; внесения их учредителями в счет вклада в уставный капитал предприятия

Ш оприходования излишков основных средств, выявленных при инвентаризации;

Ш получения в аренду.

Поступающие основные средства принимает  комиссия, назначаемая руководителем  предприятия. Как правило, на предприятиях создаются постоянно действующие  комиссии. В состав комиссии обычно включают специалиста по строительству  или инженера по технике безопасности, бухгалтера, руководителя структурного подразделения предприятия, которому передаются в эксплуатацию основные средства. Для оформления приемки  комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи основных средств  по форме ОС-1 (Приложение Б).

Акт приемки-передачи основных средств  составляется в одном экземпляре на каждый объект основных средств. В  акте указывается характеристика объекта, его наименование, год выпуска  или постройки, источник приобретения (возведения), дата ввода в эксплуатацию, соответствие основных средств техническим  условиям, первоначальную стоимость, заключение и подписи членов комиссии, другая информация, необходимая для правильной эксплуатации и учета основных средств. Составление общего акта на несколько  принимаемых объектов основных средств  допускается лишь для хозяйственного инвентаря, оборудования и т.п., если эти объекты основных средств  однотипны, имеют одинаковую стоимость  и принимаются под ответственность  одного и того же ответственного лица. К акту приемки-передачи основных средств прилагается техническая документация (паспорта, чертежи, спецификации, комплектовочная ведомость и т.п.), которая передается материально ответственным лицам по местам эксплуатации основных средств. После оформления акт приемки-передачи основных средств вместе с приложенной технической документацией передается на утверждение руководителю предприятия, а затем в бухгалтерию.

Информация о работе Учёт поступления и выбытия основных средств