Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:35, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ финансового контроля, его видов, основных методов, а так же показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации и разработка комплекса мер направленных на его совершенствование.
К основным задачам дипломной работы относятся исследование теоретико-методических основ государственного финансового контроля, его видов и методов реализации, контроль за целевым и эффективным использование государственных средств, а также оценка эффективности государственного финансового контроля и пути его совершенствования.
Введение
1. Организация финансового контроля в Российской Федерации
1.1 Сущность финансового контроля, виды и методы
1.2 Система государственного финансового контроля ее институты
1.3 Бюджетный контроль как вид государственного финансового контроля
2. Практика осуществления финансового контроля РФ
2.1 Организация финансового контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательства, оценка его эффективности
2.2 Контроль целевого и эффективного использования средств федерального бюджета
2.3 Практика проверок целевого и эффективного использования средств бюджета Тюменской области, выделенных на реализацию областных целевых программ
3. Пути совершенствования системы государственного финансового контроля
3.1 Проблемы осуществления государственного финансового контроля РФ
3.2 Пути совершенствования государственного финансового контроля РФ
Заключение
Список используемой литературы
Ревизия – наиболее глубокий
и всеобъемлющий метод
Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство – ведомство – предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля
Виды финансового контроля классифицируются по ряду признаков: по формам осуществления, уровням управления, субъектам контроля, объектам контроля и информационной базе контроля.
По формам осуществления
финансового контроля различают
следующие контрольные
Превентивные (предупредительные)
контрольные проверки организуются
на стадии предварительного контроля
производственной и финансово-хозяйственной
деятельности отрасли, объединений
и предприятий. Проверяются обоснованность
финансовых планов, размер взносов
в государственный бюджет налогов
и других платежей согласно утвержденным
нормативам. Если органы государственного
контроля осуществляют превентивные проверки
периодически, то внутрихозяйственный
контроль выполняет их систематически
и непрерывно. Санкционируя выполнение
хозяйственной операции, руководитель
предприятия или лица, им уполномоченные,
подвергают ее превентивной проверке
в части хозяйственной
Превентивному контролю хозяйственной
деятельности, осуществляемому главным
бухгалтером, придается исключительно
важное значение. Положением о главном
бухгалтере предусмотрено, что документы,
служащие основанием для приемки
и выдачи денежных средств и товарно-материальных
ценностей, а также кредитные
и расчетные обязательства
Текущие контрольные проверки
– форма текущего контроля конкретных
операций хозяйственной деятельности
организаций и предприятий. Проводятся
текущие проверки всеми контролирующими
органами по вопросам, входящим в их
компетенцию. Так, учреждения банков при
проведении текущего обследования контролируют
использование кассовой наличности
денег, своевременность и полноту
сдачи выручки и т.п. По финансированию
капитальных вложений при текущем
обследовании контролируется организация
строительства, обеспеченность проектной
документацией строящихся объектов.
Счетной палатой, Минфином России и
его органами на местах проводятся
текущие проверки использования
средств федерального бюджета. Статистические
органы на местах организуют текущие
проверки применения типовой документации
в учете хозяйственной
Следовательно, текущие контрольные проверки являются способом оперативного контроля конкретных операций хозяйственной деятельности, не требующим применения сложных методик.
Тематические контрольные
проверки – форма текущего финансового
контроля однородных хозяйственных
операций, выполняемых объединениями,
предприятиями, например, использования
материальных, трудовых и финансовых
ресурсов, обеспечения сохранности
государственной собственности. Тематические
проверки имеют сходство с текущими
проверками, но они проводятся по более
широкому кругу показателей конкретной
темы с применением методов
По уровням управления
контрольные мероприятия можно
разделить на общегосударственные,
когда осуществляется проверка ряда
министерств и ведомств; отраслевые
– проверка той или иной отрасли
и выборочно отдельных ее предприятий
и организаций; региональные – когда
проверяется регион и его отдельные
предприятия; объектные – когда
проверяется отдельное
По субъектам контроля
он (контроль) делится на две категории:
внутренний контроль, когда проверка
осуществляется ведомственным органом
контроля, например, проверка предприятия
АПК контрольным органом
Классификация по объектам
контроля отражает собственно специфику
этих объектов: контроль органов государственного
управления; контроль банков; контроль
предприятий сферы
По информационному
Документальный контроль
заключается в установлении сущности
и достоверности хозяйственной
операции по данным первичной документации,
учетных регистров и
Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.
Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.
Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.
1.2 Система государственного финансового контроля ее институты
Деятельность Счетной
палаты Российской Федерации Счетная
палата Российской Федерации является
постоянно действующим органом
государственного финансового контроля,
образуемым Федеральным Собранием
Российской Федерации и подотчетным
ему. Контрольно-ревизионная
контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;
контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
определение эффективности
и целесообразности использования
государственной собственности, контроль
за поступлением в федеральный бюджет
средств от распоряжения и управления
государственной
контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;
контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.
Система контроля за исполнением бюджета предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджета каждого финансового года, состоящий из нескольких последовательных стадий: предварительного контроля проекта бюджета будущего года, оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджета года текущего и документальной ревизии уже исполненного бюджета. Применительно к 2001 г. это реализовалось так, что Счетная палата готовила заключение на проект федерального бюджета-2009, оперативно контролировала исполнение бюджета-2008 и осуществляла комплексную документальную ревизию исполнения бюджета-2007. Таким образом, в течение каждого календарного года Палата одновременно работает с бюджетами трех лет, а бюджет каждого финансового года находится в одной из фаз трехлетнего контрольного цикла.
Предварительный контроль,
осуществляемый Счетной палатой, представляет
собой комплекс экспертно-аналитических
и контрольных мероприятий, связанных
с оценкой и анализом важнейших
макроэкономических и бюджетно-образующих
показателей, доходных и расходных
статей федерального бюджета; обобщающим
результатом здесь является заключение
Счетной палаты на представляемый Правительством
РФ проект федерального бюджета. Палата
постоянно отслеживает
После законодательного утверждения федерального бюджета последний переходит в режим оперативного контроля за его исполнением со стороны Счетной палаты. Такой контроль осуществляется путем анализа полученной, обработанной и обобщенной информации о ходе исполнения бюджета, поступающей из различных источников. Информационным фундаментом оперативного контроля за исполнением федерального бюджета служат, во-первых, база данных Счетной палаты, сформированная посредством ввода и обработки первичных платежных документов (явившихся основанием для проведения операций со средствами федерального бюджета), переданных Минфином и Банком России, а также ввода и обработки данных отчетности последних и других участников бюджетного процесса. Во-вторых, – иная существующая обязательная финансовая отчетность, предоставляемая рядом министерств и ведомств (Минфином, и Мингосимуществом России, РФФИ, Минэкономики и другими государственными органами), Банком России и кредитными организациями, уполномоченными осуществлять операции со средствами федерального бюджета. В-третьих, – специальные формы обязательной для участников бюджетного процесса финансовой отчетности, право разрабатывать и вводить которые Счетная палата имеет на основании статьи 14 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».
В-четвертых, – результаты оперативного контроля за исполнением федерального бюджета, осуществляемого по конкретным направлениям деятельности Палаты – в разрезе видов доходов, разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов функциональной классификации бюджетов Российской Федерации, ведомственной структуры расходов федерального бюджета, а также источников финансирования дефицита федерального бюджета.
В-пятых, – относящиеся
к контролируемому периоду
В-шестых, – результаты выборочных экспресс – проверок по ограниченному кругу вопросов и объектов с целью уточнения оперативных данных. Обработка массива информации, поступающей из этих различных источников, позволяет повысить достоверность результатов оперативного контроля Счетной палатой исполнения федерального бюджета.
Рис. 1.2.1. Динамика представлений Счетной палаты в Генеральную прокуратуру
Информация о ходе исполнения
федерального бюджета обрабатывается
постоянно, а итоговые данные подводятся
ежемесячно. На их основе ежеквартально
нарастающим итогом составляется оперативный
отчет об исполнении федерального бюджета
текущего года за три, шесть, девять и
двенадцать месяцев. Отчет утверждается
Коллегией Счетной палаты и в
соответствии со статьей 14 Закона «О Счетной
палате Российской Федерации» направляется
палатам Федерального Собрания по форме,
согласованной Советом