Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:35, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ финансового контроля, его видов, основных методов, а так же показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации и разработка комплекса мер направленных на его совершенствование.
К основным задачам дипломной работы относятся исследование теоретико-методических основ государственного финансового контроля, его видов и методов реализации, контроль за целевым и эффективным использование государственных средств, а также оценка эффективности государственного финансового контроля и пути его совершенствования.
Введение
1. Организация финансового контроля в Российской Федерации
1.1 Сущность финансового контроля, виды и методы
1.2 Система государственного финансового контроля ее институты
1.3 Бюджетный контроль как вид государственного финансового контроля
2. Практика осуществления финансового контроля РФ
2.1 Организация финансового контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательства, оценка его эффективности
2.2 Контроль целевого и эффективного использования средств федерального бюджета
2.3 Практика проверок целевого и эффективного использования средств бюджета Тюменской области, выделенных на реализацию областных целевых программ
3. Пути совершенствования системы государственного финансового контроля
3.1 Проблемы осуществления государственного финансового контроля РФ
3.2 Пути совершенствования государственного финансового контроля РФ
Заключение
Список используемой литературы
Таблица 2.3.1. Показатели для
оценки эффективности использования
бюджетных средств
Наименование |
Ед.из. |
2008 |
2009 |
Причина отклонения. |
Общий объем расходов бюджета муниципального образования, в том числе: |
тыс. р |
4690334,0 |
4418225,0 |
Общий объем расходов за 2009 год по сравнению с расходами 2008 года увеличился на 46,0% за счет увеличения темпа роста по доходам, повышения расходов на оплату труда, роста тарифов, погашения кредиторской задолженности прошлых лет, инвестиций в основные средства |
а) на бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств; |
тыс. р |
1595618,4 |
1502453,0 |
Бюджетные инвестиции в сравнении с годом увеличились на 760,0 млн. рублей за счет увеличения темпа роста по доходам. Были направлены средства на финансирование бюджетных инвестиций, из них на жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство-557 млн. руб. Так же были направлены нвестиции на строительство объектов здравоохранения и образования. |
б) на образование (общее, дошкольное); |
тыс. р |
748845,0 |
1544137,0 |
Рост расходов на образование 2008 года к 2009 году на 19% произошел за счет повышения по оплате труда по ЕТС и перевода школ на новую систему оплаты труда, оплаты кредиторской задолженности, повышения тарифов, функционирования в полном объеме с 2008 года детского сада «Солнышко», за счет увеличения поступлений по родительской плате, которая увеличена с 01.04.2008 на 46,0 по сравнению с 2007 годом. |
объем бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств |
тыс. р |
38619,0 |
761447,0 |
Увеличение расходов в 2008 году обусловлено строительством следующих объектов: средняя школа №8, пристрой к школе №4, детские сады в рамках окружной программы. |
расходы на оплату труда и начисления на оплату труда; |
тыс. р |
563102,0 |
609628,0 |
Рост расходов на оплату труда объясняется за счет повышения оплаты труда по ЕТ с 01.01.2008 г. на 10,3%, с 01.02.2008 на 3,75%. Заработная плата за 2008 год выдана в полном объеме, кроме того оплачена кредиторская задолженность по заработной плате за декабрь 2007 года. Был осуществлен перевод с 01.09.2008 на новую систему оплаты труда школ и в 2008 году начал функционировать д/с «Солнышко» в полном объеме |
в) на здравоохранение; |
тыс. р |
526197,0 |
539786,0 |
Расходы 2009 года по сравнению
с 2008 годом увеличились на 24,0%. Рост
объясняется увеличением |
объем бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств, |
тыс. р |
9889,0 |
6964,0 |
Увеличение расходов в 2008 году в связи с подготовкой проектно-сметной документации по объекту «Поликлиника с дневным стационаром» |
расходы на оплату труда и начисления на оплату труда |
тыс. р |
418574,0 |
443468,0 |
Рост расходов на оплату труда обусловлен повышением оплаты труда по ЕТС с 01.01.2008 г. на 10,3%, с 01.02.2008 на 3,75%. Заработная плата за 2008 год выдана в полном объеме, кроме того оплачена кредиторская задолженность по заработной плате за декабрь 2007 года. За счет открытия в 2008 году Центра профилактики и спортивной медицины увеличилось количество занятых ставок. |
г) на культуру; |
тыс. р |
136445,0 |
166080,0 |
Расходы 2009 года по сравнению с 2008 годом увеличились на 55,0%. Расходы были направлены на повышение оплаты труда по ЕТС, погашение текущей кредиторской задолженности, на увеличение бюджетных инвестиций в основые средства |
объем бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств, |
тыс. р |
52032,0 |
1821,0 |
Увеличение расходов в 2008 году на 68% в связи с проведением реконструкции ГКЦ «Планета» и Музейно-культурного центра |
расходы на оплату труда и начисления на оплату труда |
тыс. р |
72252,0 |
52357,0 |
Рост расходов на оплату труда обусловлен повышением оплаты труда п ЕТС с 01.01.2008 г. на 10,3%, с 01.02.2008 на 3,75%. Заработная плата за 2008 год выдана в полном объеме, кроме того оплачена кредиторская задолженность по заработной плате за декабрь 2007 года. |
д) на физическую культуру и спорт; |
тыс. р |
66206,0 |
133609,0 |
Увеличение расходов на физическую культуру и спорт на 52%, обусловлено, проведением многочисленных окружных соревнований в городе. |
объем бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств, |
тыс. р |
66192,0 |
133609,0 |
Рост расходов увеличился на 52,5%. |
Нарастание объема финансовых средств, выделяемых их бюджеты Тюменской области на реализацию областных целевых программ, повлекло за собой необходимость расширения финансового контроля. При этом основной целью проводимых проверок устанавливалось выявление нецелевого использования бюджетных средств. В плане методики организации и проведения таких проверок можно выделить два варианта.
По первому из них –
проверяется прохождении
По другому варианту проверяется
выполнение программных мероприятий
и допущенные при этом финансовые
затраты. Данный вариант уступает в
оперативности первому, но свободен
от его недостатка. Сумма расходов
на выполнение программных мероприятий
по все областной целевой
Вместе с тем, если фактические
затраты на выполнение отдельного программного
мероприятия не превышают установленные
потребности и мероприятия
Например при проверке исполнения областной целевой программы по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области на 2007–2008 гг. было выявлено значительное перефинансирование программного мероприятия по оснащению межведомственных следовательно – оперативных групп прокуратуры Тюменской области орг. техникой, средствами связи и транспорта.
На его выполнение фактически израсходовано 1350 тыс. р., что составило 270% от предусмотренных Программой средств (500 тыс. р.). Т.е. допущено неэкономное использование средств бюджета Тюменской области сумме 850 тыс. р.
Таблица 2.3.2. Контрольно проверочная работа
Наименование |
2008 год, |
2009 год |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение % |
Нецелевое использование местных бюджетов |
193610,00 |
176803,00 |
-16807 |
91,30 |
Незаконное использование средств |
75424,00 |
72897,00 |
-2527 |
96,60 |
Неэффективное использование |
44922,00 |
40105,00 |
-4817 |
89,20 |
Камеральные проверки |
44066,00 |
49097,00 |
4969 |
89,80 |
Выездные проверки |
12965,00 |
13583,00 |
618 |
95,40 |
Другие финансовые нарушения |
930,00 |
317,00 |
-613 |
34,00 |
Средства в расчетах, |
27713,00 |
20060,00 |
-7653 |
72,30 |
Кредит. задолж., |
2424,00 |
28800,00 |
26376 |
118,70 |
Вывод: исходя из данных таблиц четко видно, что нецелевое использование сократилось в разы на 91,30% (16807), тогда как, незаконное использование еще остается. Данные таблицы показывают что участившиеся выездные и камеральные проверки возвращают почти 30% бюджетных средств.
Экономность и эффективность
использования бюджетных
Оптимизация бюджетных расходов,
как средство сохранения, в определенной
степени, функционирования социальной
сферы в условиях недостаточного
бюджетного финансирования, в данном
случае при исполнении областных
целевых программ реализуется через
эффективное использование
Целью проводимых проверок, как и прежде, остается установление эффективного использования средств бюджета Тюменской области при реализации областных целевых программ.
Вместе с тем, как представляется, изменяется предмет проверки. Если до настоящего времени предметом проверки являлись финансовые средства, выделяемые на реализацию областных целевых программ, их целевое и эффективное использование, то теперь предметом проверки следует обозначить деятельность по исполнению областных целевых программ, их целевое и эффективное использовании, то теперь предметом проверки следует обозначить деятельность по исполнению областных целевых программ, т.е. выполнение каждого программного мероприятия, заключение областным заказчиком программы договоров (соглашений) с исполнителями программных мероприятий, проведение конкурсов, коррекция распределения по программных мероприятий, финансовых средств, утвержденных Законом Тюменской области о бюджете Тюменской области на соответствующий год, фактическое финансирование и т.д.
Таблица 2.3.3. Контрольно-аналитическая работа
Наименование |
2008 |
2009 | |
Проведено контрольно – проверочных мероприятий (всего) |
163 |
190 | |
Проверено объектов |
490 |
208 | |
Выявлено финансовых нарушений всего |
272 |
351 | |
На сумму (тыс. руб.) |
135 651 |
258 260 | |
В том числе |
Нецелевое использование средств республиканского и местных бюджетов. |
34 |
20 |
На сумму (тыс. руб.) |
8 368 |
2289 | |
Незаконное использование средств |
10 |
4 | |
На сумму (тыс. руб.) |
352 |
365 | |
Неэффективное использование бюджетных средств |
35 |
46 | |
На сумму (тыс. руб.) |
22 251 |
53 681 | |
Другие финансовые нарушения |
189 |
260 | |
На сумму (тыс. руб.) |
305 486 |
201 924 | |
Проведено экспертно – аналитических мероприятий |
49 |
35 | |
Реализация материалов проверок |
|||
Переданы материалы по итогам проверок: |
387 |
312 | |
В том числе |
в государственные органы Тюменской области |
146 |
153 |
Продолжение Таблицы 2.3.3 | |||
В администрации и |
220 |
146 | |
В правоохранительные и контролирующие органы |
21 |
13 | |
Получены ответы на материалы по итогам проверок |
138 |
117 | |
Возвращено (тыс. руб.) |
4 090 |
6 528 | |
Из них: |
В бюджеты всех уровней |
3 921 |
6 378 |
Во внебюджетные фонды |
163 |
||
В кассы предприятий, учреждений |
6 |
64 | |
Возбуждено уголовных дел |
1 |
1 | |
Привлечено к уголовной ответственности (человек) |
0 |
0 | |
Привлечено к административной ответственности (человек) |
0 |
0 | |
Другие меры ответственности к виновным: |
4 |
3 | |
Из них: |
Отстранены от занимаемой должности |
2 |
2 |
Привлечены к дисциплинарной и иной ответственности |
2 |
0 |
Исходя из выше сказанного мы видим, что: в 2009 г. доначислено по контрольной работе 1,4 млрд. р., что больше чем в первом квартале 2008 г. на 587,6 млн. р., удельный вес доначисленых сумм по контрольной работе в начисленных суммах, заявленных в декларациях налогоплательщиками, составил 29,6%, взыскано 878,9 млн. р. Что не мало важно для бюджета.
3. Пути совершенствования
государственного финансового
3.1 Оценка состояния
государственного финансового
В результате произошедших реформ, Россия оказалась в ситуации, когда нет адекватной общегосударственной контрольной системы, ориентированной на решение новых задач. Отсутствие правильной и четкой стратегии реформирования органов контроля, непоследовательность действий и прямые ошибки не позволили создать эффективно функционирующую в условиях перехода к рынку государственную систему контроля в Российской Федерации.
Следует заметить, что в последние десятилетия значение государственного финансового контроля явно недооценивалось. Хотя отдельные ученые обращали внимание на необходимость реструктуризации и усиления государственного контроля, приведения его в настоящую упорядоченную систему, но комплексных предложений на этот счет не выдвигалась, кардинальных системных мер по совершенствованию государственного контроля не принималось.
В настоящее время тема
российского государственного финансового
контроля в условиях многоукладной
экономики мало разработано учеными.
Ломка прежних государственных
структур, отсутствие четкой перспективы
экономического и государственного
развития привели к тому, что современная
российская наука о государственном
финансовом контроле располагает разрозненным
и нередко противоречивым материалом,
не соединенным продуманной
Примеров неэффективности деятельности организации и функционирования органов государственного финансового контроля, можно привести множество.
При этом среди основных причин неэффективности деятельности органов государственного финансового контроля можно выделить следующие:
· отсутствие базового федерального закона о системе органов государственного контроля с четким обозначением их обязанностей и ответственности;
· низкий уровень правовой культуры должностных лиц контролирующих органов;
· неприменение в полном объеме предоставленных законодательством контрольным органом полномочий (не выдерживается периодичность контроля, проверки зачастую проводятся от случая к случаю по указанию вышестоящих органов, органы контроля не всегда владеют информацией.
· Минфин России, налоговая служба России, государственный таможенные комитет России и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не принимают должных мер по исполнению доходной части бюджета (не принимаются исчерпывающих мер по сбору налогов и сборов (в результате чего растет дотационность региональных и местных бюджетов), не правомерно устанавливают различные льготы и освобождения от уплаты таможенных платежей, не принимают должностных мер по ликвидации растущей задолженности перед бюджетом);
· Минфину России не удалось сформировать единую систему органов федерального казначейства с ведением счетов по учету доходов и средств федерального бюджета в Банке России;
· органы исполнительной власти субъектов РФ и Минфин России имеет место практика использования бюджетов на основе использования денежных суррогатов, бартерных операций и применения зачетных схем (при этом допускаются нарушения самими налоговыми органами;
· работа по мобилизации налогах платежей и сборов «живыми» деньгами проводится неудовлетворительно;
· не выполнены в полном объеме бюджетные задания по увеличению доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
· в ряде субъектов РФ, несмотря на сложное социально-экономическое положение, допускается нецелевое расходование финансовых ресурсов;
· в нарушении указов Президента РФ органы исполнительной власти регионов оказывают финансовую поддержку хозяйствующим субъектам, имеющим бюджетную задолженность;
· органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления зачастую нормативные акты, не соответствующие общим федеральным принципам налогообложения в России;
· Минфин России, налоговые службы России, государственный таможенный комитет России, другие федеральные органы, осуществляющие финансовый контроль, недостаточно используют предоставленные им полномочия по выявлению и пресечению имеющихся нарушений. Их деятельность плохо скоординирована, сфера компетенции четко не разграничена;