Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:32, курсовая работа
Цель моей работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента, а также провести анализ в соответствии с теорией на примере магазина «Магнит».
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
1) изложить теоретическую сущность формирования ассортимента;
2) дать характеристику магазину и его месторасположению;
3) оценить товарный ассортимент и управление товарными запасами.
Введение. 3
1. Теоретические основы формирование торгового ассортимента. 5
1.1 Понятие об ассортименте товаров и товарной номенклатуре и
принципы построения ассортимента. 14
1.2Факторы, влияющие на формирование ассортимента. 19
1.3 Показатели рациональности ассортимента. 22
2.Коммерческая работа по формированию ассортимента.
2.1 Характеристика магазина и анализ показателей эффективности коммерческой деятельности. 27
2.2 Формирование торгового ассортимента в магазине и его оценка, этапы и методы. 36
3. Направления совершенствования процессов формирования
ассортимента и управления товарными запасами. 45
Заключение. 49
Список литературы.
Содержание
Введение.
1. Теоретические основы формирование торгового ассортимента. 5
1.1 Понятие об ассортименте товаров и товарной номенклатуре и
принципы построения ассортимента. 14
1.2Факторы, влияющие на формирование ассортимента. 19
1.3 Показатели рациональности
2.Коммерческая работа по
2.1 Характеристика магазина и анализ
показателей эффективности коммерческой
деятельности.
2.2 Формирование торгового ассортимента
в магазине и его оценка, этапы и методы.
3. Направления совершенствования процессов формирования
ассортимента и управления товарными запасами. 45
Заключение. 49
Список литературы.
Приложение.
Для успешного развития розничного
торгового предприятия большое
значение имеет правильное решение
ассортиментной политики. Практика хозяйствования
предприятий розничной торговли
свидетельствует о том, что большинство
субъектов уходят с рынка по причине
непродуманного подхода к выбору
ассортиментного профиля
Формирование товарного
Цель моей работы - углубить, систематизировать и закрепить
полученные знания в области формирования
ассортимента, а также провести анализ
в соответствии с теорией на примере магазина
«Магнит».
Поставленная цель предполагает выполнение
следующих задач:
1) изложить теоретическую сущность формирования
ассортимента;
2) дать характеристику магазину и его
месторасположению;
3) оценить товарный ассортимент и управление
товарными запасами.
1.Теоретические основы
Ассортимент товаров, его виды и классификация.
Ассортимент товаров - совокупность видов товаров, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку.
Номенклатура, или товарный ассортимент
- это вся совокупность изделий, выпускаемых
предприятием. Она включает различные
виды товаров. Вид товара делится
на ассортиментные группы (типы) в соответствии
с функциональными
Ассортимент продукции - подбор предметов,
совокупность их наименований по каким-либо
признакам. С этой точки зрения ассортимент
может быть простым или сложным,
узким или широким. Такая классификация
предусматривает выделение
Формируются ассортиментные признаки
товарных групп, в пределах которых
предметы имеют определенное сходство.
И также можно различать
Ассортиментные группы подразделяются:
1) по местонахождению товаров:
Промышленный ассортимент – ассортимент товаров, выпускаемых каким-либо промышленным предприятием или отраслью в целом. Отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки.
Торговый ассортимент - перечень товаров, формируемых организацией с учётом спроса, материально- технической базы и специализации магазина. Формируется из промышленного.
2) по широте охвата товаров:
Групповой ассортимент
Видовой ассортимент товаров
- отражает наличие в группе
товаров ряда видов. Например,
в составе молочных продуктов
могут быть представлены кефир,
Внутривидовой ассортимент товаров - представляет разновидности продукции. Так, творог может быть разной степени жирности, обувь - разного фасона, и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п.
Простой - набор товаров представленный небольшим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей.
Сложный - набор товаров представлен
значительным количеством групп, видов,
разновидностей наименований, которые
удовлетворяют разнообразные
Развёрнутый - набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками (специализированные магазины).
Сопутствующий - набор товаров,
который выполняет
Смешанный - набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
3) по степени удовлетворения потребителей:
Рациональный ассортимент - набор товаров наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности.
Оптимальный - набор товаров,
удовлетворяющий реальные
4) по характеру потребностей:
Реальный - действительный набор
товаров находящийся в
Прогнозируемый - набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности.
Учебный - набор товаров для изучения и достижения учебных целей.
Планирование номенклатуры и ассортимента товаров может и должны базироваться на знании предпринимателем потребностей рынка и его состояния, анализ спроса, прогноз продаж, обеспечение наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Удовлетворение же, в свою очередь, достигается разработкой и производством соответствующих сложившемуся спросу новых товаров, налаживанием коммуникаций сбыта продукции, созданием служб сервиса, сопровождающих процесс использования товара.
Товарный ассортимент включает отдельные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций, которые являются простейшей единицей структуры. Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).
Товарный ассортимент
По широте ассортимент делится на:
ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);
ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);
ассортимент узкий (< 200 наименований);
ассортимент специализированный.
При принятии решений по ассортименту необходимо учитывать степень близости между товарами различных товарных групп, возможности предприятия (финансовые, кадровые, складские и т.д.), требования покупателей, наличие конкурентов.
Исходя из рассмотренной выше классификации видов товарного ассортимента, а также особенностей самого товара и задачами, которые были поставлены владельцами магазина, можно выделить следующие виды розничных предприятий.
Специализированный магазин –
это предприятие розничной
К неспециализированным магазинам
относят магазины с комбинированным
или смешанным ассортиментом
товаров – это предприятие
розничной торговли, реализующее
несколько групп товаров, связанных
общностью спроса и удовлетворяющих
отдельные потребности
Универсальный магазин – это
предприятие розничной
Достижение соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам (типы жирности творога, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно - ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Так, можно определить, какое разнообразие творога и творожных масс будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать прогноз потребности в конкретных моделях (с набором конкретных свойств) на перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи. Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.
Управление
ассортиментом предполагает координацию
взаимосвязанных видов
Еще один важный элемент ассортимента
и в целом товарной политики -
изъятие из программы неэффективных
товаров. Изыматься могут товары,
морально устаревшие и экономически
неэффективные, хотя и пользующиеся
некоторым спросом. Принятию решения
об изъятии или оставлении товара
в программе предприятия
Таким образом, изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения.
Успех формирования ассортимента товаров напрямую зависит от реализации товаров. В первую очередь определяется их соответствием спросу населения, динамичность развития которого постоянно повышается под воздействием растущих запросов покупателей, моды, коньюктуры рынка и т.п., поэтому реакция на изменение спроса должна быть очень быстрой. В таких условиях получить достоверную информацию о спросе сложно, а вероятность ошибок в его оценке велика.
При формировании ассортимента главным
принципом отбора товара для реализации
должна быть обязательная апробация
первых партий новых товаров. Реализация
традиционных товаров и полученных
по товарообмену должна выступать как
вспомогательная функция