Характеристика центров ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является рассмотреть особенности управленческого учета по центрам ответственности.
Основные задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие центра ответственности, его характеристику и сущность;
- рассмотреть классификацию центров ответственности;
- изучит анализ издержек по центрам ответственности;

Вложенные файлы: 1 файл

главы.docx

— 76.91 Кб (Скачать файл)

  ВВЕДЕНИЕнность управленческий издержка

Важным моментом в развитии калькуляционного учета можно считать организацию учета затрат в разрезе центров ответственности. Центры ответственности были задуманы как новое дополнение к системе учета «Стандарт-кост». Такая организация учета стала давать возможность использовать возникающие отрицательные и положительные отклонения фактических затрат от стандартных при оценке работы тех или иных менеджеров. Это привело к формированию Дж. Хиггинсом концепции центров ответственности, заключающейся в определении степени ответственности  определенных лиц за результаты своей работы.

Таким образом, внедрение новых методов учета на производственных предприятиях («стандарт-кост», «директ-кост» и учет затрат по «центрам ответственности») обогатили и развили систему калькуляционного учета, превратив ее в систему производственного учета, что впоследствии оказало существенное влияние на перерастание производственного учета в управленческий.

Принято считать, что роль руководства компании сводится к выполнению двух задач, а именно: планирование и контроль. Цели, которые руководство ставит перед предприятием, выражаются через финансовые показатели в форме бюджетов. Бюджет - не единственный, но один из важнейших документов, в котором провозглашаются цели предприятия. Существуют и другие документы, в которых описываются обязательства компании перед своими акционерами, или ее вклад в повышение благосостояния общества или собственных сотрудников. После того как руководство сформулирует свои цели в виде финансовых показателей (планирование), оно приступает к функции контроля. Другими словами, руководство компании направляет сотрудников организации на достижение поставленных целей.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что одним из самых эффективных способов оценки результатов деятельности является использование системы учета затрат по центрам ответственности, в рамках которой руководители различных уровней управления отвечают за уровень издержек на соответствующих участках и которая будет рассмотрена в данной работе.

Цель курсовой работы является рассмотреть особенности управленческого учета по центрам ответственности.

Основные задачи курсовой работы:

  • рассмотреть понятие центра ответственности, его характеристику и сущность;
  • рассмотреть классификацию центров ответственности;
  • изучит анализ издержек по центрам ответственности;
  • изучить систему управления по центрам ответственности.

Объектом исследования является ведение учета по центрам ответственности. Предметом курсовой работы является особенности управленческого учета по центрам ответственности.

Теоретической и методической основой проведения исследования послужила учебная и периодическая литература таких авторов как: Егорова Л. И., Ивашкевич В. Б., Карпова Т. П., Шеремет А. Д., Лишиленко А. В., Кукунина И. Г., журнал «Управление компанией», «Ведущий международный еженедельник», «Современный управленческий учет».

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические особенности учета по центрам ответственности

 

  1.1. Центр ответственности:  понятие, характеристика, сущность

 

Идея об учете затрат по центрам ответственности в нашей стране была сформулирована в начале 70-х гг. Она возникла из необходимости улучшения внутрифирменного управления. Учет по центрам ответственности — система отражения, обработки, контроля плановой и фактической информации на входе и выходе центра ответственности. Основным понятием этой системы является понятие центра затрат. Центр затрат — организационная единица, где целесообразно накапливать информацию об издержках на приобретение активов (входящие затраты) и расходах (затраты на выходе). Чаще всего в качестве центров затрат выступают структурные подразделения низшего уровня — бригада, производственный участок, цех. Важнейшей характерной чертой системы учета затрат по центрам ответственности является то, что эффективность работы каждого отдельного руководителя оценивается по достигнутым результатам на том участке за который он отвечает. [3]

Учет и анализ по центрам ответственности — это система, которая измеряет (оценивает) соответствие достигнутых результатов запланированным по каждому подразделению (центру ответственности), которое является самостоятельным объектом бюджетного (планового) процесса и отвечает за исполнение перечня бюджетных показателей, определяемых центральным аппаратом управления при разработке сводного плана (бюджета) предприятия на предстоящий бюджетный период. Благодаря спецификации делегирования полномочий подразделению, собственно и определяющих его статус как центра ответственности, любые отклонения от плановых показателей фиксируются не только по месту возникновения, но и по ответственному лицу (подразделению). Концепция учета-анализа по центрам ответственности предусматривает применение к различным подразделениям предприятия различных целевых функций, которые наиболее эффективно стимулируют данные подразделения в хозяйственной деятельности предприятия. Собственно, эффективная система материального стимулирования на предприятии становится возможной благодаря учету по центрам ответственности, который позволяет количественно сопоставлять и оценивать вклад различных подразделений в изменение конечных финансовых результатов предприятия.[3]

Таблица 1 – Определение центров ответственности

Источник

Определение

Д. Лейкин

Центр ответственности — это структурное подразделение компании, менеджер которого несет ответственность за его деятельность.[28]

Албегова И. А.

Центр финансовой ответственности — структурное подразделение, для которого определена ответственность за финансовые показатели.

Центр финансовой ответственности — структурное подразделение, для которого определена ответственность за финансовые показатели.

Центр финансовой ответственности — структурное подразделение, для которого определена ответственность за финансовые показатели.

Центр ответственности — это сегмент организации, руководитель которого несет ответственность за определенный участок работ и решение  определенных руководством задач. [1]

Черных И. Н.

Центр ответственности (ЦО) — элемент финансовой структуры компании, который выполняет хозяйственные операции в соответствии со своим бюджетом и обладает для этого необходимыми ресурсами.[21]

Кондраков Н. П.

Центр ответственности — это часть организации, выделяемая в учете для контроля за ее деятельностью. [11]

Егорова Л. И.

Центр ответственности - это сфера деятельности, в пределах которой установлена персональная ответственность менеджера за показатели деятельности, которые он обязан контролировать.[5]


На основе приведенных определений в табл. 1 могу сформулировать своё определение. Центр ответственности – это форма организации управленческого контроля в децентрализованных компаниях (многофилиальных, с дочерними фирмами), при которой большая часть управленческих решений, направленных на обеспечение выполнения компанией ее целей (миссии), принимается на низших уровнях управления. При этом менеджеры низших уровней (структурных подразделений) отчитываются за результаты своей работы перед вышестоящими (нередко для централизованного управленческого контроля и обеспечения общего следования целям компании высшее руководство создает так называемыми финансовые комитеты, включая в их состав руководителей низовых подразделений).

Необходимо заметить, что различные подразделения (центры ответственности) на предприятии различаются по своей «степени свободы», то есть по полномочиям руководителей структурных подразделений в своей оперативной работе. Так, начальник производственного цеха, как правило, имеет право самостоятельно определять величину и структуру удельных затрат по выпуску тех или иных видов продукции, в то время как сама структура и величина выпуска устанавливаются и жестко контролируются аппаратом управления в лице планово-экономического управления (ПЭУ). Если же цех переводится на хозрасчет (это бывает в тех случаях, когда функции цеха полностью охватывают весь производственный цикл по тому или иному виду продукции), то полномочия руководителя существенно расширяются. Он получает право в определенных пределах самостоятельно устанавливать объемы выпуска, а оценочным показателем деятельности цеха уже будет не уровень удельных затрат, а расчетная прибыль, определяемая как разница расчетной выручки по выпущенной продукции и величины фактической себестоимости выпуска.


 


 





 

Рисунок 1 – Преимущества деление по центрам ответственности

Особенности управления производством в современных условиях хозяйствования заключаются в том, что каждой организации в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде, чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать - принесут ли эти изменения дополнительный доход.

Важной информацией для анализа затрат являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и сбыт продукции и отдельных изделий (работ, услуг). Основными первичными документами, на основе которых производится отражение в учёте затрат на производство и обращение продукции, являются договор на приобретение продукции, материалов, услуг; счета-фактуры, авансовые отчеты и другие документы, оформленные с соблюдением предусмотренных Законом о бухгалтерском учёте требований, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции.


 



 

 


 

 

Рисунок 2 - Характерные особенности системы управления затратами по центрам ответственности

Выбор способа деления предприятия на центры ответственности определяется спецификой конкретной ситуации, при этом необходимо учитывать следующие требования:

  • в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов;
  • во главе центра ответственности должно быть ответственное лицо – менеджер;
  • необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности;
  • степень детализации информации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким;
  • желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр ответственности, для которого данные затраты являются прямыми;
  • поскольку деление предприятия на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы.

Таким образом, понятие «центр ответственности» является ключевым в управленческом учете по центрам ответственности. Центр ответственности – это форма организации управленческого контроля в децентрализованных компаниях, при которой большая часть управленческих решений, направленных на обеспечение выполнения компанией ее целей, принимается на низших уровнях управления. Управление затратами по центрам ответственности осуществляется преимущественно на крупных предприятиях. Важнейшей характерной чертой системы учета затрат по центрам ответственности является то, что эффективность работы каждого отдельного руководителя оценивается по достигнутым результатам на том участке за который он отвечает. Учет и анализ по центрам ответственности — это система, которая измеряет соответствие достигнутых результатов запланированным по каждому подразделению, которое является самостоятельным объектом бюджетного процесса и отвечает за исполнение перечня бюджетных показателей, определяемых центральным аппаратом управления при разработке сводного плана предприятия на предстоящий бюджетный период.

 

1.2 Классификация центров  ответственности

 

В основе классификации центров ответственности лежит критерий хозяйственной ответственности руководителей, которая определяется широтой предоставленных им полномочий. Базой формирования центров ответственности является организационная структура управления строительной организацией. В зависимости от объема полномочий и обязанностей руководителя выделяют центры затрат, дохода, прибыли, капитальных вложений и инвестиций, контроля и управления и т. п.[20]









 

Рисунок 3 – Классификация центров ответственности

Рассмотрим центры хозяйственной ответственности по основным направлениям деятельности. Начнем с центра затрат, руководитель которого имеет наименьшие управленческие полномочия и несет наименьшую ответственность за полученные результаты.

Центр затрат – это центр ответственности, руководитель которого контролирует затраты, но не контролирует прибыль и другие экономические показатели. Самый распространенный среди всех центров ответственности, может изменяться от подразделения до целого предприятия, может существовать внутри другого центра затрат, может быть организован везде, где измеряются затраты на единицу продукции.

Центр затрат может совпадать с организационной единицей (цехом) или входить в ее состав как отдел (участок). В некоторых структурных подразделениях может быть два и более центра затрат. Основой выделения центров затрат является единство используемого оборудования, выполняемых операций или функций. Система учета в центре затрат направлена только на измерение и фиксацию затрат на входе в центр ответственности. Результаты деятельности центра ответственности (объем произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ) не учитываются, тем более что во многих случаях измерить их либо невозможно, либо в этом нет необходимости.[29]

Информация о работе Характеристика центров ответственности