Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:49, шпаргалка

Краткое описание

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Бухгалтерский учет"

Вложенные файлы: 1 файл

К ЭКЗАМЕНУ.doc

— 661.00 Кб (Скачать файл)

Учетная политика организации – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Различают бухгалтерскую и налоговую учетную политику .

Под формированием учетной политики организации понимается выбор и обоснование одного из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами способов организации и ведения бухгалтерского учета. В п. 5 ПБУ 1/98 говорится: «Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации».

Руководителем организации утверждаются:

  • рабочий план счетов бух. учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бух. учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;–
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хоз. деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бух. отчетности;–
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;–
  • методы оценки активов и обязательств;–
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;–
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;–
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.–

При разработке учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). Следовательно, на балансе не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики). При реализации данного допущения особенно важны определение перспектив развития организации, ее стратегии, взвешенный анализ действующего законодательства.

Формирование учетной политики

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухг. учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бух. учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бух.учета, то при формировании учетной политики происходит разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бух. учету.

Учетная политика организации призвана отражать:

  • полноту всех факторов хозяйственной операции в бухгалтерском учете (– требование полноты );
  • своевременное фиксирование фактов хозяйственной деятельности в бух. учете и отчетности (– требование своевременности );
  • большую готовность к признанию в бух. учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (– требование осмотрительности);
  • в бух. учете факты хоз. деятельности исходя не только из их правовой формы и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (– требование непротиворечивости );
  • рациональное ведение бухг. учета исходя из условий хоз. деятельности и величины организации (– требование рациональности ).

Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.).

Способы ведения бух. учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухг. отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юр. лица (гос. регистрации).

Раскрытие учетной политики

Раскрытие учетной политики , согласно ПБУ, – это придание ее гласности. Т. е. организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

К способам ведения учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы:

  • амортизации основных средств;–
  • нематериальных и иных активов;–
  • оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;–
  • признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие, отвечающие требованиям, приведенным в п. 12 ПБУ 1/98.–

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Если при подготовке бух. отчетности существует значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, организация должна указать на такую неопределенность и описать, чем она обусловлена.

Существенные способы ведения бух.учета раскрываются в пояснительной записке , которую сдают вместе с бух. отчетностью организации за отчетный год. При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5 %. Это правило следует учитывать при раскрытии и других показателей бухгалтерской отчетности.

Промежуточная бух. отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Изменение учетной политики может производиться в следующих случаях:

  • при изменении законод-ва РФ или нормативных актов по бух. учету; – при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; – при применении нового способа ведения учета, которое предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; –при существенном изменении условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, иными причинами.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изменение учетной политики должно быть обоснованным, оформляться в порядке, предусмотренном п. 9 ПБУ 1/98, и вводиться с 1 января (начало финансового года) года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Информация о них должна включать:

  • причину изменения учетной политики;–
  • оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);–
  • указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы.–

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке по бух. отчетности организации.

 

27. Учет кассовой наличности

Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств. Скоростью их движения во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности организации. Объемом имеющихся у нее денег, как важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется ее платежеспособность - одна из важнейших характеристик финансового положения.  Абсолютно  платежеспособными  считаются организации, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Кроме того, организации необходимы определенные запасы резервных денег для оплаты возможных непредвиденных обязательств, а также для осуществления неожиданных выгодных инвестиций. Но всякие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, т.е. к снижению эффективности их использования, а в условиях инфляции - и к прямым потерям за счет их обесценивания.

Поэтому искусство управления денежными потоками заключается не в том, чтобы накопить как можно больше денег, а в оптимизации их запасов, в стремлении к такому планированию денежных потоков, чтобы к каждому очередному платежу по обязательствам организации ей было обеспечено поступление денег от покупателей или дебиторов при сохранении необходимых резервов. Такой подход позволяет сохранять текущую (повседневную) платежеспособность и извлекать дополнительную прибыль за счет инвестиций временно свободных денег.

Все это придает особое значение учету денежных средств как важнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных ресурсов, поддержания повседневной платежеспособности организации.

В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты. Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Использование наличных денег при расчетах регламентируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных Центральным банком РФ, и др. Эти нормативные документы предусматривают:

  • ·         наличие специально оборудованного помещения кассы, оснащенного охранной сигнализацией;
  • ·         ведение кассовой книги и других кассовых документов установленной формы;
  • ·         прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (Правительством РФ утвержден перечень отдельных категорий организаций, которые в силу специфики своей деятельности либо местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин);
  • ·         хранение свободных денежных средств в учреждениях банков;
  • ·         расходование наличных денег, полученных из банков, строго на цели, указанные в чеке;
  • ·         хранение наличных денег в кассе в пределах лимитов, установленных обслуживающим банком после согласования с руководством организации.

Исключение составляют денежные средства, взятые в банке для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий. Денежные средства, предназначенные на эти цели, могут храниться в кассе организации в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. Каждая организация обязана обеспечить сохранность денег как в помещении кассы, так и при доставке их из банка или при сдаче в банк. Администрация несет ответственность, если по ее вине не были созданы условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке.

Выполнение всех операций с наличными деньгами возложено на кассира. Кассир при поступлении на работу должен ознакомиться с правилами ведения кассовых операций и заключить с администрацией договор о полной индивидуальной материальной ответственности за сохранность принятых им ценностей. Все кассовые операции должны оформляться унифицированными формами первичной учетной документации, утвержденными Госкомстатом РФ и согласованными с Министерством финансов РФ и Министерством экономики РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"