Экзаменационная
комиссия после проведения экзаменов
выносит положительное или отрицательное
решение по результатам сдачи
претендентами экзаменов на получение
квалификационного аттестата. При
этом успешно сдавшими квалификационные
экзамены, предусмотренные п.11 настоящего
Порядка, считаются претенденты,
набравшие по итогам ответов на
вопросы экзаменационных билетов не менее
85 баллов при условии неполучения оценки
по тестированию менее 86 баллов.
Результаты
квалификационных экзаменов оформляются
протоколом экзаменационной комиссии
за подписью председателя и
всех ее членов.
16. В
ходе подведения итогов сдачи
экзаменов (в том числе итогов
тестирования) экзаменационная комиссия
при необходимости может пригласить
претендента на собеседование,
результаты которого оформляются
отдельным протоколом, содержащим
поставленные членами комиссии
вопросы и ответы претендента
на них, за подписью председателя
и всех членов комиссии.
17. Результаты
квалификационных экзаменов претендентам
объявляются экзаменационной комиссией
не позднее двух дней после
их проведения.
18. Протоколы
экзаменационных комиссий в течение
трех дней после проведения
экзаменов передаются в ЦАЛАК
Минфина России, которая рассматривает
материалы экзаменов и в месячный
срок принимает решение об
утверждении или неутверждении
их результатов и о выдаче
квалификационного аттестата аудитора
претендентам, успешно выдержавшим
квалификационные экзамены. В случае
возникновения сомнений в объективности
выставленной экзаменационной комиссией
оценки ЦАЛАК вправе назначить
претенденту переэкзаменовку.
19. Квалификационный
аттестат аудитора ЦАЛАК Минфина
России выдается в месячный
срок со дня принятия решения
о его выдаче под расписку
владельца аттестата в государственном
реестре выданных квалификационных
аттестатов аудиторов.
20. Претенденты,
в отношении которых экзаменационной
комиссией по результатам сдачи
экзаменов вынесено отрицательное
решение, имеют право апеллировать
в ЦАЛАК Минфина России в
течение 30 календарных дней с
даты объявления результатов
экзаменов. Аргументированная апелляция
представляется в письменной
форме.
Для
ее рассмотрения ЦАЛАК по согласованию
с УМЦ устанавливает специальный
день, который заранее сообщается
претендентам, представившим апелляцию.
Апелляция рассматривается экзаменационной
комиссией, принимавшей квалификационные
экзамены, в месячный срок со
дня получения ею материалов
на апелляцию в присутствии
претендента.
21. Заключение
экзаменационной комиссии по
апелляции в течение трех дней
после ее рассмотрения направляется
в ЦАЛАК Минфина России для
принятия окончательного решения.
Окончательное решение по апелляции
ЦАЛАК принимает и сообщает
претенденту в месячный срок.
22. При
выявлении фактов представления
в ЦАЛАК Минфина России недостоверных
сведений претендент лишается
права на получение квалификационного
аттестата аудитора, а необоснованно
выданный аттестат аннулируется.
При повторном представлении
недостоверных сведений вопрос
о выдаче нового аттестата
не рассматривается.
23. Письменные
работы претендентов, сдавших квалификационные
экзамены (тесты, билеты и ответы на них),
а также протоколы экзаменационных комиссий
хранятся в ЦАЛАК Минфина России в течение
трех лет.
24. ЦАЛАК
Минфина России организует регулярные
проверки правильности проведения
квалификационных экзаменов и
использования выделенных для
этого средств. Материалы проверок
рассматриваются на заседаниях
ЦАЛАК, по результатам которых
выносятся соответствующие решения.
16.Повышение квалификации
аудиторов.
Аудитор
обязан в течение каждого календарного
года начиная с года, следующего
за годом получения квалификационного
аттестата аудитора, проходить обучение
по программам повышения квалификации,
утверждаемым саморегулируемой
организацией аудиторов, членом
которой он является. Минимальная
продолжительность такого обучения
устанавливается саморегулируемой
организацией аудиторов для своих
членов и не может быть менее
120 часов за три последовательных
календарных года, но не менее
20 часов в каждый год.
17.Аннулирование квалификационных
аттестатов аудиторов.
1. Квалификационный
аттестат аудитора аннулируется
в случаях:
1) получения
квалификационного аттестата аудитора
с использованием подложных документов
либо получения квалификационного
аттестата аудитора лицом, не
соответствующим требованиям к
претенденту, установленным статьей
11 настоящего Федерального закона;
2) вступления
в законную силу приговора
суда, предусматривающего наказание
в виде лишения права заниматься
аудиторской деятельностью в
течение определенного срока;
3) несоблюдения
аудитором требований статей 8 и
9 настоящего Федерального закона;
4) систематического
нарушения аудитором при проведении
аудита требований настоящего
Федерального закона или федеральных
стандартов аудиторской деятельности;
5) подписания
аудитором аудиторского заключения,
признанного в установленном
порядке заведомо ложным;
6) неучастия
аудитора в осуществлении аудиторской
деятельности (неосуществлении индивидуальным
аудитором аудиторской деятельности)
в течение двух последовательных
календарных лет, за исключением:
а) лиц, являющихся
членами постоянно действующих
коллегиальных органов управления
и членами коллегиальных исполнительных
органов саморегулируемых организаций
аудиторов, лиц, осуществляющих функции
единоличных исполнительных органов
саморегулируемых организаций аудиторов,
а также лиц, исполняющих в
саморегулируемых организациях аудиторов
функции членов и работников специализированного
органа внешнего контроля качества работы
аудиторских организаций, аудиторов;
б)
работников подразделений внутреннего
контроля организаций, на которых
возложены обязанности по проведению
проверок бухгалтерской (финансовой)
отчетности данных организаций;
в) лиц, исполняющих
обязанности единоличного исполнительного
органа или являющихся членами коллегиального
исполнительного органа аудиторских
организаций;
г) иных
лиц, предусмотренных другими федеральными
законами;
7) несоблюдения
аудитором требования о прохождении
обучения по программам повышения
квалификации, установленного статьей
11 настоящего Федерального закона,
за исключением случая, когда
саморегулируемая организация аудиторов
с одобрения совета по аудиторской
деятельности признает уважительной
причину несоблюдения указанного
требования (например, тяжелая болезнь);
8) уклонения
аудитора от прохождения внешнего
контроля качества работы.
2. Решение
об аннулировании квалификационного
аттестата аудитора принимается
саморегулируемой организацией
аудиторов, членом которой является
аудитор, а в отношении квалификационного
аттестата аудитора лица, не являющегося
членом ни одной саморегулируемой
организации аудиторов, - саморегулируемая
организация аудиторов, выдавшая
этот квалификационный аттестат
аудитора.
(в ред.
Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
(см. текст
в предыдущей редакции)
3. Решение
саморегулируемой организации аудиторов
об аннулировании квалификационного
аттестата аудитора может быть
оспорено в судебном порядке
в течение трех месяцев со
дня получения указанного решения.
4. Лицо,
чей квалификационный аттестат
аудитора аннулирован по основаниям,
предусмотренным пунктами 1 (в части
получения квалификационного аттестата
аудитора с использованием подложных
документов), 3 - 5 части 1 настоящей
статьи, не вправе повторно обращаться
с заявлением о допуске его
к квалификационному экзамену
в течение трех лет со дня
принятия решения об аннулировании
квалификационного аттестата аудитора.
5. Лицо,
чей квалификационный аттестат
аудитора аннулирован по основаниям,
предусмотренным пунктом 2 части
1 настоящей статьи, не вправе
повторно обращаться с заявлением
о допуске его к квалификационному
экзамену в течение срока, предусмотренного
вступившим в законную силу
приговором суда.
18.Модели аудита.
Исходя из проведенного анализа
систем аудита территориальных/муниципальных
образований зарубежных стран, можно
сформировать две основные модели аудита:
западную и восточную, действующие
в соответствующих странах. Западная
модель аудита имеет определённые отличия
в зависимости от стран. Условно
ее можно разделить на два подтипа:
западную модель, действующую в США,
и западную модель, функционирующую
в странах Европы. Европейский
тип западной модели представлен
на рисунке 1
Рисунок 1 – Европейский тип
западной модели организации аудита
территориальных/муниципальных образований
Субъект аудита (на государственном
уровне – Государственное Управление
по Аудиту, например, на муниципальном
– муниципальная комиссия по аудиту),
действующий независимо и самостоятельно
проводит аудит в соответствии с
принципами и стандартами, в том
числе и международными. По завершении
аудита формируется отчёт об аудите,
предоставляемый аудируемому лицу
и законодательному органу, содержащий
рекомендации, за реализацией которых
осуществляется мониторинг субъектом
аудита. Отчёт обязателен к опубликованию
для ознакомления населения с
результатами аудита. Сам субъект аудита
аудируется независимым аудитором, которым,
например, может быть международная (европейская)
организация (Европейский суд аудиторов,
INTOSAI - Международная организация высших
аудиторских учреждений и др.).
Механизм осуществления аудита
по американскому типу западной модели
аудита представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Американский тип западной
модели организации аудита территориальных/муниципальных
образований
Согласно американскому типу западной
модели аудита муниципалитет имеет
право выбрать себе аудитора: независимую
аудиторскую компанию или вышестоящую
региональную структуру, которой направляется
контракт на аудит, заключенный между
муниципалитетом и независимым
аудитором. Аудит должен проводиться
согласно различным требованиям
и стандартам, в том числе и
стандартам федерального правительства.
По завершении аудита предоставляется
отчёт об аудите, содержащий рекомендации
по совершенствованию и исправлению
ошибок и недостатков, а также
осуществляется дальнейший мониторинг
их реализации. В отдельных регионах США
к отчёту об аудите независимый аудитор
должен прилагать документ об анализе
качества контроля, проводимый один раз
в три года независимой аудиторской компанией,
не аффилированной с данной. Отчёт об аудите
публикуется. Интересной особенностью
американского типа западной модели является
наличие у населения права инициативы
проведения аудита. Им формируется ходатайство
на аудит. Аудит в данном случае также
проводится либо региональным субъектом
по аудиту, либо аудиторской компанией
согласно контракту, копия которого предоставляется
региональному субъекту по аудиту. После
проведения инициативного аудита население
также информируется о его результатах.
В азиатских же странах действует
совсем иная система аудита. Схематично
она представлена на рисунке 3.
Характерной страной с восточной
моделью аудита является Китай. Япония
же, на наш взгляд, сочетает в себе
элементы как восточной (наличие
полномочий в сфере наложения
санкций), так и западной модели,
причем европейского типа западной модели.
Поэтому, говоря о восточной модели,
в дальнейшем мы будем опираться,
прежде всего, на опыт организации аудита
в КНР.
Рисунок 3 – Восточная модель организации
аудита территориальных/ муниципальных
образований
Процесс аудита, согласно восточной
модели, протекает следующим образом.
Субъект аудита, подчиняющийся непосредственно
исполнительной власти, проводит аудит
тех или иных сфер деятельности аудируемого
лица. По завершении аудита формируется
отчёт, который направляется исполнительным
и законодательным органам. Субъект
аудита по окончании проверки сам
накладывает определённые санкции
и выносит наказания аудируемому
лицу, либо же рекомендации содержатся
в отчёте об аудите и их осуществляет
соответствующий орган. Информация
о результатах аудита может быть
опубликована в целях ознакомления
с ней населения.