Шпаргалка по "Международным стандартам аудита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Международные стандарты аудита»

Вложенные файлы: 1 файл

ответы.docx

— 118.18 Кб (Скачать файл)

 

  1. Характеристика и содержание МСА 580 «Заявления руководства».

Основным руководством по использованию  в ходе аудиторской проверки информации о финансовой отчетности, представленной руководством хозяйствующего субъекта, для аудитора является МСА 580 «Заявления руководства», которым предусмотрена обязанность аудитора получать соответствующие заявления от руководства субъекта. В этом стандарте определены случаи, когда такая информация особенно важна и когда ее следует получать в письменной форме.

В разделе «Признание руководством своей ответственности за финансовую отчетность», в частности, отмечено, что аудитор должен получить доказательство того, что руководство признает свою  ответственность за достоверное представление финансовой отчетности в соответствии с установленными основными принципами составления финансовой отчетности, а также того, что данная финансовая отчетность была утверждена руководством.

В разделе «Заявления руководства  в качестве аудиторских доказательств» говорится о необходимости получения аудитором письменных заявлений от руководства по вопросам, существенным для финансовой отчетности, если предполагается, что получить достаточные и уместные аудиторские доказательства другим путем невозможно. Под заявлениями руководства понимаются сведения, предоставляемые руководством аудитору в ходе проверки по собственной инициативе или в ответ на конкретные запросы.

Указывается, что в ходе аудиторской  проверки руководство по своей инициативе или в ответ на конкретный запрос представляет аудитору множество заявлений. В тех случаях, когда они касаются вопросов, существенных для финансовой отчетности, аудитору следует:

■  получить аудиторские доказательства, подтверждающие заявления руководства, из источников внутри или вне предприятия;

■   оценить, являются ли заявления, сделанные руководством, объективными и соответствуют ли они прочей информации, полученной в ходе аудита, включая другие заявления, сделанные руководством;

■   определить степень информированности лиц, представивших заявления по конкретным вопросам.

Аудитор может попросить руководство  заявить, в частности:

■  о признании своей ответственности за составление и представление финансовой отчетности;

■   об отсутствии нарушений в учете и искажений в отчетности;

■  о полноте представленных аудитору документации и информации;

■  о существовании связанных сторон;

■   об убытках по различным операциям;

■  о планах и намерениях относительно активов;

■  о праве собственности на активы;

■   о порядке определения оценочных значений;

■  об оценке уместности допущения непрерывности деятельности;

■   о раскрытии условных обязательств и гарантий;

■   о последующих событиях.

Отмечено, что заявления, сделанные  руководством, не могут заменить другие аудиторские доказательства, которые  предположительно будут доступны аудитору. Если аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства относительно факта, существенного для финансовой отчетности, в то время как они предположительно должны существовать и быть доступны, то это рассматривается как ограничение объема аудита, даже если руководство сделало соответствующие заявления по данному вопросу. Если заявления руководства противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитору рекомендуется изучить обстоятельства и в случае необходимости заново проанализировать вопрос о достоверности других заявлений руководства.

Если аудитор считает, что другие доказательства существуют и доступны, но он не может их получить, то это  расценивается как ограничение объема аудита, несмотря на информацию, имеющуюся в заявлениях руководства. Однако в некоторых случаях доказательства могут быть получены исключительно из заявлений руководства (например, информация о намерениях исполнительного органа относительно сохранения на балансе каких-либо активов).

Согласно разделу «Документальное  оформление заявлений, сделанных руководством» доказательства, подтверждающие факт получения аудитором заявлений от руководства, должны найти отражение в рабочей документации в форме краткого изложения бесед с руководством или заявлений, предоставленных руководству в письменном виде.

В связи с тем что письменные заявления являются сравнительно лучшим аудиторским доказательством, нежели устные, нужен серьезный подход к их оформлению и включению в состав рабочей документации в качестве аудиторских доказательств. Такие заявления могут быть документально оформлены в виде: письма-заявления от руководства; письма аудитора, в котором излагается его понимание заявлений руководства и которое затем подтверждается руководством; соответствующих протоколов заседаний совета директоров или аналогичного органа либо подписанного руководством экземпляра финансовой отчетности.

Письмо-заявление обычно датируется тем же числом, что и аудиторское заключение. Однако при определенных обстоятельствах отдельное письмо-заявление относительно конкретных операций или событий может быть получено в ходе аудиторской проверки либо после даты аудиторского заключения, например на дату публичного размещения. Письмо-заявление обычно подписывают должностные лица, несущие ответственность за деятельность субъекта и ее финансовые аспекты (генеральный и финансовый директора).

Международный стандарт аудита завершается  разделом «Действия в случае отказа руководства предоставить заявления», в котором отмечено, что если руководство отказывается предоставить заявления, которые аудитор считает необходимыми, это рассматривается как ограничение объема аудиторской проверки. В таком случае аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения в отношении финансовой отчетности. Аудитору рекомендуется также оценить, насколько важны другие заявления, сделанные руководством в ходе аудиторской проверки, и проанализировать, может ли такой отказ оказать какое-либо дополнительное влияние на аудиторское заключение.

В приложении к данному МСА приведен образец письма-заявления руководства (с оговоркой, что этот образец не является стандартным).

 

  1. Характеристика и содержание МСА 570 «Непрерывность деятельности».

При планировании аудита и проведении аудиторских процедур аудитор должен рассмотреть соблюдение допущений о непрерывности, которое применяется руководством субъекта. Для этого нужно руководствоваться положениями МСА 570 «Непрерывность деятельности».

Цель МСА 570 – установление стандартов и предоставление руководства в отношении обязанностей аудитора при проверке финансовой отчетности с учетом допущений о непрерывности деятельности субъекта.

Непрерывность деятельности – одно из базовых допущений МСФО 1 (п. 23, 24). Оценка руководством допущения  о непрерывности связана с  вынесением субъективного суждения о будущих результатах событий  или условий, которые неотъемлемо  являются неопределенными. Здесь нужно  учитывать субъективность временных  суждений в оценке событий, специфике, размере и склонность субъекта. Эта  субъективность связана с тем, что  руководство компании (субъекта) может  иметь намерения или причину  ликвидировать или прервать ее деятельность. Наличие такой неопределенности требует раскрытия соответствующей  информации в финансовой отчетности. При этом при оценке выполнения условий  допущения о непрерывности деятельности руководство субъекта должно учитывать  всю имеющуюся информацию на обозримое  будущее, которая обычно должна охватывать период не менее 12 месяцев с отчетной даты.

МСА 570 рассматривает примеры  событий или условий, которые  позволят усомниться в правильности допущения о непрерывности деятельности, классифицированные по разным группам  событий: 1) по финансовым событиям (например, признаки, указывающие на то, что должники или кредиторы перестают платить); 2) по операционным событиям или условиям (например, уход ключевого менеджмента без его замены); 3) по прочим событиям или условиям (например, невыполнение требований законодательства в отношении капитала).

Аудитор обязан проанализировать оценку руководства, обращая особое внимание на длительность исследуемого периода (более 12 месяцев).

При выявлении условий  или событий, которые вызывают сомнения в действительности допущения о  непрерывности, аудитор должен проводить следующие дополнительные процедуры: 1)проверять планы руководства в отношении будущих потенциальных событий; 2) сбор достаточных доказательств и рассмотрение последствий планов руководства; 3) обращение к руководству с просьбой предоставить письменное заявление по поводу планов на будущее.

В ходе аудита должны быть описаны  случаи, когда допущение о непрерывности  деятельности уместно при наличии  неопределенности. Это должно быть отражено в финансовой отчетности в следующих случаях: 1) если в финансовой отчетности информация раскрыта полностью, то можно делать безоговорочно-положительное заключение по модифицированной отчетности и включить в него информацию о наличии такой неопределенности; 2) если в финансовой отчетности информация раскрыта не полностью, то аудитор обязан высказать мнение с оговоркой или отрицательное мнение (МСА 700) и в отчете это должно быть мотивировано.

 

  1. Характеристика и содержание МСА 560 «Последующие события».

Последующие события оказывают  очень существенное влияние на результаты проверки. Цель МСА 560 – установление стандартов и предоставление руководства в отношении обязанностей аудитора, связанных с последующими событиями.

Все основные положения МСА 560 опираются на МСФО 10 «Условные  события и события, произошедшие после отчетной даты».

В соответствии с МСФО события, происходящие после отчетной даты, – это события, как благоприятные, так и неблагоприятные, которые происходят между отчетной датой и принятием решения о публикации финансовой отчетности. МСФО выделяет два типа таких событий: 1) события, обеспечивающие дополнительные доказательства условий, которые существовали на конец периода; 2) события, которые указывают на условия, возникающие после отчетной даты.

В российском бухгалтерском  законодательстве отражению в бухгалтерской  отчетности событий после отчетной даты посвящено ПБУ 7/98.

Сопоставление определений  событий после отчетной даты, данных в МСФО 10 и ПБУ 7, выявляет одно принципиальное различие между ними – дата, замыкающая период, в который должно рассматриваться событие после отчетной даты. В МСФО 10 этой датой является дата утверждения даты финансовой отчетности к публикации. Причем процесс утверждения финансовой отчетности к публикации варьируется в зависимости от структуры управления и методов, используемых при подготовке и завершении финансовой отчетности. В ПБУ 7 такой завершающей датой считается дата подписания бухгалтерской отчетности за отчетный период. При этом датой подписания бухгалтерской отчетности считается дата, которая указана в бухгалтерской отчетности при ее представлении в адреса, определенные в соответствии с законодательством. Очевидно, что поскольку протяженность периода между отчетной датой и датой утверждения финансовой отчетности к публикации или датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год может быть различной, аудитор должен обратить на это обстоятельство особое внимание.

МСА 560 выделяет и рассматривает  отдельно события, происходящие до даты аудиторского заключения, и факты, обнаруженные после выпуска финансовой отчетности. Прежде всего это связано с четким разграничением ответственности аудитора за финансовую отчетность и его выводы о ней.

При проверке событий, которые  произошли до даты аудиторского заключения, аудитор должен установить все события, имевшие место до даты заключения, чтобы внести корректировки в  финансовую отчетность.

Аудитор обязан учесть и рассмотреть  все события, которые могут оказать  существенное влияние на финансовую отчетность, и проверить, отражены ли они в учете и отчетности.

При проверке фактов после  даты аудиторского заключения, но до выпуска  финансовой отчетности всю ответственность  несет руководство субъекта. В  этом периоде все вопросы, связанные  с внесением изменений в отчетность, должны согласовываться с руководством субъекта. Если аудитор не согласен с действиями руководства, то он должен вынести мнение с оговоркой или  отрицательное.

 

  1. Характеристика и содержание МСА 550 «Связанные стороны».

Определение связанной стороны  дано в международном стандарте  финансовой отчетности 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»: стороны  считаются связанными, если при принятии финансовых и оперативных решений  одна сторона может контролировать другую или оказывать на нее значительное влияние.

Рекомендации в отношении обязанностей аудитора и аудиторских процедур, применяемых по отношению к связанным  сторонам (родственным или зависимым  организациям) и операциям с такими сторонами, представлены МСА 550 «Связанные стороны». Под операциями между связанными сторонами подразумевают передачу ресурсов или обязательств между  связанными сторонами вне зависимости  от того, взимается ли за такую передачу плата.

Данный стандарт требует от аудиторов  выполнения аудиторских процедур для  получения достаточных и уместных аудиторских доказательств относительно установления связанных сторон и  раскрытия информации о них, а  также влияния существенных операций со связанными сторонами на финансовую отчетность. Обязывает аудитора при  наличии какого-либо признака, указывающего на существование связанных сторон, выполнить изменения, расширенные  или дополнительные процедуры, целесообразные в данных условиях.

Указывается, что за определение  связанных сторон и операций с  ними, а также раскрытие соответствующей  информации отвечает руководство экономического субъекта, в обязанности которого входит внедрение соответствующих  систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля для обеспечения надлежащего  отражения в учете и раскрытия  в финансовой отчетности операций со связанными сторонами.

Информация о работе Шпаргалка по "Международным стандартам аудита"