Экономические основы учёта затрат, калькулирования и бюджетирования в молочном скотоводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проекта состоит в том, чтобы изучить сложившуюся практику учета затрат и методику исчисления себестоимости продукции молочного скотоводства, выявить недостатки по данному участку учета и разработать мероприятия по его совершенствованию в сельскохозяйственной организации ООО «Вертуновское».
Для достижения поставленной цели следует решить поставленные задачи:
изучить существующие нормативные акты, регламентирующие порядок учета затрат на производство;
исследовать и обобщить мнение различных авторов по данной теме;
ознакомиться с первичной и сводной документацией по этому разделу учета;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по УЗКБ в молочном скотоводстве.docx

— 88.35 Кб (Скачать файл)

3. К нормативным документам третьего уровня относятся методические 
указания и рекомендации по ведению бухгалтерского учета. А именно по 
данной теме:

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ.     Настоящие     Методические     рекомендации     определяют     порядок организации бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях на основе сложившейся системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране, включая и нормативные акты Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном, скотоводстве, утвержденные приказом Минсельхоза РФ.

— Методические    рекомендации    по    применению    плана    счетов 
бухгалтерского     учета финансово-хозяйственной     деятельности     в 
агропромышленных организациях, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ 
от 13.06.01. №654.

— Одним из важнейших документов этого уровня является также План 
счетов    бухгалтерского   учета    финансово-хозяйственной    деятельности 
предприятий и Инструкция по его применению имеет важное организующее 
значение. На сельскохозяйственных организациях АПК с 1 января 2002 г. 
применяется новый план счетов бухгалтерского учета, который сгруппирован 
в восемь разделов. В ООО «Вертуновское» используют общепринятый типовой план счетов, т.е. в хозяйстве не утвержден рабочий план счетов, содержащий полный    перечень    синтетических    и    аналитических    счетов, включая необходимые счета, учитывающие особенности деятельности хозяйства.

4. К  четвертому уровню нормативного  регулирования относятся локальные рабочие документы, разработанные самой организацией. В частности к этому уровню относится учетная политика организации, однако в ООО «Вертуновское» она не разработана главным бухгалтером и не утверждена руководителем хозяйства.

 

1.3. Состояние изученности  вопросов учёта затрат,

калькулирования и бюджетирования в сельском хозяйстве.

 

Одна    из    наиболее    актуальных    проблем    большинства   российских предприятий   -   необоснованный   и   неконтролируемый   рост   затрат.   Для решения этой проблемы компаниям необходима четкая программа по управлению затратами. Управление затратами - это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них. Задачи стандарта учета затрат и калькулирования себестоимости, по мнению авторов, состоят в следующем:

    • описать общие принципы учета затрат;
    • оценить   организацию   учета  затрат   в   разрезе   видов   производств, центров возникновения затрат и мест их возникновения (единиц затрат) с точки зрения эффективности их распределения;
    • проанализировать процедуры калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг по видам производств и выбрать наиболее оптимальную для каждого вида производства, - отметили В.Т. Чая, Н.И. Чупахина в статье «Стандарты учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в агрохолдингах». (25)

Внедрение экономических методов управления современным предприятием делает обоснованное калькулирование себестоимости продукции одним из важнейших принципов в организации экономической работы. Поэтому данной проблеме в настоящее время посвящено большое количество публикаций.

Так например, Смидов Ю.И., Адаменко А.А., Рыбянцева М.С. в статье «Системный подход к классификации методов учета затрат» отметили, что выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для конкретного хозяйствующего субъекта обусловливается многими факторами. Эффективность использования выбранного метода определяется степенью достижения целей, поставленных на этапе планирования производства. В коммерческих организациях учет затрат можно организовать различными методами, совокупность которых представлена на рисунке 1.

Важной классификацией методов учета затрат является их деление по полноте включения затрат в себестоимость продукции.

1.Метод учета затрат по полной  себестоимости. Калькуляция себестоимости  с полным распределением (включением) затрат – это метод калькулирования  себестоимости, при котором затраты  делятся на прямые и косвенные (накладные), а производственные  накладные расходы распределяются  пропорционально по центрам ответственности  или видам продукции с использованием  одного или нескольких коэффициентов  списания. Полная себестоимость  продукции отражает все виды  затрат организации, связанных с  производством и реализацией.

2.Маржинальный метод учета затрат  – метод калькулирования себестоимости, при котором затраты делятся на переменные и постоянные; переменные затраты относятся на себестоимость выпущенной продукции, а постоянные подлежат списанию на финансовый результат от ее продажи».(22)

В своей статье «Совершенствование учета себестоимости продукции предприятия как необходимый элемент повышения качества менеджмента» Никитин С.А. выделяет, что «большинство предприятий до настоящего времени включает в себестоимость все расходы – и связанные, и не связанные непосредственно с процессом производства. Поэтому в таком случае целью бухгалтерского учета было и есть точное исчисление фактической себестоимости, основанное на полноте включения затрат. А целесообразно ли теперь так делать?». (19)

Г.С. Клычкова, А.Р.Закирова в статье «Совершенствование учета затрат и калькулирование себестоимости продукции в сельскохозяйственных предприятиях» предлагают в управленческом (бухгалтерском учете) затраты обслуживающих производств и хозяйств, общепроизводственные, общехозяйственные и прочие затраты основного и вспомогательного производства, собираемые на дебете счетов 20, 23, 25, 26, 29 не относить в затраты основного производства, а списывать полностью на уменьшение доходов от производства и реализации. Все это по мнению авторов позволит повысить эффективность учета затрат, усилить его аналитичность и возможности выявления резервов повышения результативности производственной и коммерческой деятельности. (14)

Ю.А. Васильева в статье «Годовой отчет для бюджетных организаций» пишет «чтобы правильно организовать учет продукции животноводства, следует четко представлять себе весь производственный цикл данной сферы хозяйства. Ведь продукция животноводства на разных стадиях этого цикла может отражаться в бюджетном учете и в качестве вложений в нефинансовые активы, и как основные средства (животные основного стада), и как материальные запасы (молодняк и животные на откорме, а также птица, кролики, семьи пчел), и, наконец, как готовая продукция (мясо, шерсть, яйцо, мед и прочее). Причем в зависимости от характера конечного результата производства готовой продукцией могут быть не только конечные продукты переработки животноводческой продукции, но и ее промежуточные стадии (например, сами животные в случае их разведения на продажу)». (12)

С.С. Морозкина в статье «Калькулирование продукции в целях бухгалтерского и управленческого учёта» отметила, — «В системном бухгалтерском     производственном     учете     калькулирование     продукции осуществляется без учета его качественных характеристик, то есть фактическая себестоимость молока и приплода определяется так: из общей суммы затрат на содержание коров и быков-производителей исключается стоимость побочной продукции по фактическим затратам на ее получение (навоза, шерсти-линьки и т.д.) и стоимость возвратных материалов (скраба). Оставшаяся сумма делится между молоком и приплодом (не считая мертворожденных телят) следующим образом: на молоко - 90% затрат, на приплод - 10% затрат».(18)

О. Лесных в статье «Учет молока и молочной продукции» рассматривает вопросы учета готовой молочной продукции пишет: «Готовая молочная продукция учитывается по фактической производственной себестоимости. Остатки ее на складе на конец (начало) отчетного периода могут оцениваться по фактической производственной или нормативной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, топлива, энергии, трудовых ресурсов и др. Нормативная себестоимость остатков молочной продукции также может определяться по прямым статьям затрат.

При организации аналитического бухгалтерского учета молочной продукции не должно допускаться ведение учета только в количественном выражении без соответствующей стоимостной оценки.

Способ оценки молочной продукции в аналитическом учете отражается в учетной политике.

Учет выпуска готовой продукции ведется с использованием счета 40 "Выпуск продукции" или 43 "Готовая продукция". Выбранный вариант должен быть закреплен в учетной политике организации». (17)

В.Т. Чая и Н.И. Чупахина выделили, что «опыт зарубежных компаний показывает, что управление затратами эффективно только при его жесткой увязке с системой бюджетирования. Внедрение на предприятии системы бюджетирования может расцениваться как первый шаг на пути к управлению затратами.   При   разработке   бюджета   предприятие   ограничивает   размер планируемых затрат и тем самым управляет ими. Бюджет компании можно составлять с использованием нормативов затрат, а также путем жесткого ограничения затрат структурных подразделений и установления менеджментом компании лимитов. Авторы подчеркивают, что статьи бюджета должны совпадать с элементами справочника статей затрат».(25)

В. Суханова в Статье «Управленческие отчеты: план-факт анализ» прежде напоминает, что «управленческий учет на предприятии включает в себя три взаимосвязанных составляющих:

  • бюджетирование;
  • расчет затрат и калькулирование себестоимости;
  • анализ и выработку управленческих решений.

Под бюджетированием понимается процесс подготовки комплекта прогнозных форм (бюджетов). Фактически это планирование будущих доходов и расходов путем разработки плановых показателей и разнесения плановой информации в табличные формы. По окончании установленного периода плановые показатели сравниваются с фактическими и проводится анализ их отклонений. Периодичность определяется предприятием самостоятельно. Процесс бюджетирования происходит в следующей логической последовательности:

  1. подготовка бюджета продаж (план продаж);
  2. на основе бюджета продаж готовятся бюджет производства и бюджет 
    производственных запасов;
  3. бюджет производства включает подготовку бюджета прямых затрат 
    на   материалы,   бюджета   общепроизводственных   накладных   расходов   и 
    бюджета прямых затрат на оплату труда;
  4. п. п. 2 и 3 формируют производственную себестоимость продукции;
  5. готовятся бюджеты коммерческих и управленческих расходов;
  6. на основе вышеперечисленных бюджетов составляются прогнозные 
    формы отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и 
    баланса».(23)

«Кроме того, при формировании системы бюджетирования на предприятиях молочной промышленности необходимо учитывать:

  • большую номенклатуру выпуска готовой продукции;
  • невысокий срок хранения как материалов, так и самой продукции;
  • наличие строгого контроля за качеством;
  • контролируемый и нормированный снабженческо-сбытовой процесс;
  • как следствие - сложность расчета себестоимости единицы продукции;
  • как следствие - высокие накладные расходы, требующие грамотного 
    распределения.

Также при формировании системы бюджетирования на предприятиях молочной промышленности необходимо рассматривать фактор сезонности: например, максимум потребления приходится на зиму-весну, минимум - на лето», — подчеркнула Е.Ю. Пухова в своей статье «Организация бюджетирования на предприятиях молочной отрасли».(21)

Коханова Т.А. отметила, что «качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу предприятия. При его формировании нужно отвечать на следующие вопросы:

  • какую продукцию выпускать;
  • в каких объемах она будет реализована;
  • какую установить цену продукции;

- какой  процент  продаж  будет оплачен  в текущем  месяце,  какой  в 
следующем, стоит ли планировать безнадежную задолженность». (16)

Авторы статьи «Учета затрат на производстве и пути его совершенствования» в заключении отметили, что «сейчас в условиях становления рыночных отношениях, особенно важно не только совершенствовать систему бухгалтерского учета на самом предприятии и повышать качество подготовки бухгалтеров, но и использовать западные методы учета затрат и калькулирования себестоимости». (24)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности учета затрат на  производство, исчисление себестоимости продукции молочного скотоводства и бюджетирование в

ООО «Вертуновское» Бековского района Пензенской области.

2.1. Организационно-экономическая  характеристика ООО «Вертуновское», показатели себестоимости продукции  молочного скотоводства.

 

Место нахождения ООО «Вертуновское»: Пензенская область, Бековский район, с.Вертуновка, ул.Новки, д. 121.

Информация о работе Экономические основы учёта затрат, калькулирования и бюджетирования в молочном скотоводстве