Бюджетная политика и ее реализация в субъектах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть бюджетную политику и ее реализацию в субъектах РФ.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть сущность бюджетной политики;
изучить задачи и цели бюджетной политики;
рассмтреть структуру и функции консолидированного бюджета субъекта федерации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы бюджетной политики 5
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политики 5
2. Реализация бюджетной политики в субъектах РФ 11
2.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в бюджетной системе РФ. 11
2.2 Сущность и функции консолидированного бюджета субъекта РФ. 15
2.3 Реализация бюджетной политика в Калининградской области. 17
Заключение 25
Список использованной литератцры 27

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая по бюджетной политике.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Теоретические основы бюджетной политики 5

1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политики 5

2. Реализация бюджетной политики в субъектах РФ 11

2.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в бюджетной системе РФ. 11

2.2 Сущность и функции консолидированного бюджета субъекта РФ. 15

2.3 Реализация бюджетной политика в Калининградской области. 17

Заключение 25

Список использованной литератцры 27

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшей составной  частью финансовой политики государства  является бюджетная политика. Роль бюджетной политики и бюджетного планирования в государственном строительстве исключительно велика, так как именно бюджетная политика определяет курс и основные задачи развития экономики, обеспечивающие финансовую, социальную и в целом макроэкономическую стабильность в стране, а бюджетное планирование является инструментом ее реализации.

 Главная цель бюджетной  политики Российской Федерации  на современном этапе — сделать  федеральный бюджет финансовым  фундаментом сильного демократического государства. На это ориентировано бюджетное планирование на федеральном и региональном уровнях.

В настоящее время по заказу Правительства Российской Федерации в 2011 году была разработана Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (далее КДР), которая является основой стратегического и текущего бюджетного планирования.

В субъектах Федерации  действуют программы развития экономики, финансов территорий.

В научной литературе в основном определяются роль и значение бюджетной политики и практически не раскрывается ее сущность, принципы формирования, не анализируются бюджетные процедуры реализации бюджетной политики и др. Изучение этих проблем представляет определенный научный интерес.

На современном этапе  социально-экономического развития Российской Федерации совершенствование бюджетного планирования является приоритетным направлением государственной бюджетной политики. Необходимость успешного и стабильного развития регионов и муниципальных образований требует долгосрочности бюджетов, ориентированных на результат. Бюджетирование, ориентированное на результат, возможно только при широком использовании программно-целевого метода в бюджетном планировании, который необходимо совершенствовать и развивать.

Учитывая вышесказанное, а также то, что бюджетная политика государства включает в себя выработку и реализацию подходов по формированию основных доходных источников, определение приоритетов в финансировании государственных расходов и регулирование дефицита бюджета, актуальность данной темы не вызывает сомнений.

Цель работы – рассмотреть  бюджетную политику и ее реализацию в субъектах РФ.

Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие  задачи:

  • раскрыть  сущность бюджетной политики;
  • изучить задачи и цели бюджетной политики;
  • рассмтреть структуру и функции консолидированного бюджета субъекта федерации.

Объектом курсовой работы является бюджетная политика Российской Федерации. Предметом исследования выступают отношения между законодательными и исполнительными органами власти по поводу формирования основного направления бюджетной политики в области доходов, расходов, выделения основных её задач и обеспечение их выполнения.

Информационной базой  при написании курсовой работы послужили: учебные издания, статьи периодических  изданий, данные Министерства финансов РФ, данные Госкомстат РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы бюджетной политики.

1.1. Понятие, цели и задачи бюджетной политики

 

Бюджетная политика — направление экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в это государство (в Российской Федерации федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации). 1

Бюджетная политика государства  представляет собой совокупность целенаправленных мер правительства в области  формирования и использования финансовых ресурсов для решения государственных  задач.

Можно выделить три основных функции бюджетной политики:

1) фискальная - через изъятие налогов правительство обеспечивает необходимые ресурсы для своей деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также на существование аппарата управления;

2) экономического регулирования - налоги и расходы используются правительством для управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);

3) выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей, малообеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т.п.

Поскольку основной инструмент формирования бюджетов — налоги, бюджетную политику часто называют также фискальной политикой.

 Задача бюджетной  политики - выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть следующие:

а) величина дефицита бюджета или же отсутствие такового;

б) размеры или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его погашение;

в) определение долей  Федерации и регионов (субъектов  Федерации) в доходах и расходах бюджета, соотношение основных разделов бюджета и т. д.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач  в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

Растущие социальные расходы государства и возможности  повышения качества предоставления государственных услуг предопределили особый общественный интерес к прозрачности и эффективности расходования средств федерального бюджета.

Основу бюджетной  политики составляют стратегические направления  экономической и социальной политики государства, именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач.

 В условиях  рынка бюджетная политика - главный  рычаг определения основных направлений  экономического воздействия государства на общественное производство.

Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны.

Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия.

 Результативность  бюджетной политики во многом  зависит также от соблюдения  двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.

Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит  Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.2

Главной целью  бюджетной политики России является повышение уровня и качества жизни  населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для  решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Большое значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Целый ряд публичных  обязательств исполняется за счет государственных  внебюджетных фондов. Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный  бюджет. Основные его параметры существенно  влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития.

 Финансовое  обеспечение деятельности государства  в стратегических сферах деятельности  и наиболее значимых социальных  гарантий осуществляется за счет  средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Как указано в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах», важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

«Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2015 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».

В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и, прежде всего – путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

3) улучшение условий жизни человека,  адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в субъектах РФ