Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Основными целями курсовой работы является определение сущности проблемы сбалансированности государственного бюджета в нашей стране, а также приобретение навыков для анализа и оценки экономического состояния в настоящее время. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
определение основных понятий и принципов бюджетной системы РФ, рассмотрение ее классификации;
анализ состава доходов и расходов консолидированного бюджета РФ;
раскрытие сущности сбалансированности государственного бюджета и выявление методов ее достижения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Органы государственной  власти и местного самоуправления определяют направление использование бюджетных средств.

Существует три основания  классификации расходов, в соответствии с которыми выделяются:

а) функциональная классификация  расходов бюджетов РФ, которая является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (затраты на государственное управление, судебную власть, международную деятельность, национальную оборону, правоохранительную деятельность, фундаментальные научные исследования, развитие экономики, бюджетной сферы, социальную политику и др.);

б) экономическая классификация  расходов, которая является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию (текущие и капитальные расходы);

в) ведомственная классификация  расходов федерального бюджета, которая  является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение  бюджетных средств по главным  распорядителям средств федерального бюджет (федеральные, региональные и местные расходы).

Доходы и расходы  бюджетов должны быть сбалансированы. Если же доходы не равны расходам, то бюджет либо профицитный, либо дефицитный.

Более подробно поговорим  об этом в следующей главе.

 

Глава II. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА

 

2.1. Дефицит бюджета

При сбалансированном бюджете  государственные доходы равняются  расходам. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов бюджета над его доходами.

Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Он встречается в бюджетах многих развитых стран.

К причинам бюджетного дефицита относятся:

  • рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;
  • чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.д.), вызывающие рост непредвиденных расходов государства, не покрываемый обычными резервами и требующий привлечения источников особого рода;
  • кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Дефицит бюджета, вызванный ростом бюджетных инвестиций, - явление положительное и с экономической точки зрения оправданное, поскольку используемые для этих целей государственные займы в определенных пределах позволяют более равномерно распределять налоговое бремя во времени.

Исключая чрезвычайные обстоятельства, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. В этом случае государство должно принимать жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение дефицита бюджета, чтобы не произошло нарастание государственного долга со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономическими последствиями.

В экономической теории сложились  несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, — это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

Бюджетный кодекс РФ в  статье 92 жестко регламентирует размер дефицита при утверждении бюджетов всех уровней и ограничивает его  величину суммарным объемом бюджетных  инвестиций и расходами на обслуживание государственного (муниципального) долга. Так, дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной  финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового  периода) не должен превышать 15% утвержденного  общего годового объема доходов бюджета  субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Ограничение на размер дефицита местного бюджета – не более 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Принятие бюджета на очередной финансовый год с дефицитом  предполагает необходимость утверждения  соответствующим законом (решением) о бюджете источников финансирования дефицита бюджета (внутренних и внешних). При этом источники финансирования дефицита федерального и региональных бюджетов могут быть как внутренние, так и внешние, в то время как дефицит местных бюджетов может покрываться только внутренними источниками.

Внутренними источниками финансирования дефицита федерального (регионального) бюджета являются:

– разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ (субъекта РФ), номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

– разница между полученными и погашенными РФ (субъектом РФ) в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету (бюджету субъекта РФ) другими бюджетами бюджетной системы РФ;

– разница между полученными и погашенными РФ (субъектом РФ) в валюте РФ кредитами кредитных организаций;

– разница между полученными и погашенными РФ (субъектом РФ) в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;

– изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) в течение соответствующего финансового года;

– иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета субъекта РФ).

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

– поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ (субъекта РФ);

– поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

– курсовая разница по средствам федерального бюджета (бюджета субъекта РФ);

– объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ (субъекта РФ) в валюте РФ, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ (субъекта РФ) ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

– разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ;

– разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов в валюте РФ;

– разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

– разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

– прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

– разница между средствами, поступившими от размещения государственных  займов, которые осуществляются путем  выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

– разница между полученными  и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

– разница между полученными  и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

– объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

– разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

– прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются:

– разница между средствами, поступившими от размещения государственных  ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

– разница между полученными  и погашенными субъектом РФ кредитами иностранных банков в иностранной валюте;

– иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются:

– объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта РФ в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

– объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта РФ в иностранной валюте.

Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников:

– разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных  ценных бумаг, номинальная стоимость  которых указана в валюте РФ, и  средствами, направленными на их погашение;

– разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте РФ;

– разница между полученными  и погашенными муниципальным  образованием в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

Информация о работе Бюджетная система