Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Основными целями курсовой работы является определение сущности проблемы сбалансированности государственного бюджета в нашей стране, а также приобретение навыков для анализа и оценки экономического состояния в настоящее время. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
определение основных понятий и принципов бюджетной системы РФ, рассмотрение ее классификации;
анализ состава доходов и расходов консолидированного бюджета РФ;
раскрытие сущности сбалансированности государственного бюджета и выявление методов ее достижения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

На стадии составления  проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа – общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

При исполнении бюджета сбалансированность достигается с помощью:

  • введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  • строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
  • определения оптимальных сроков осуществления расходов;
  • использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
  • совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;
  • мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов;
  • последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
  • оказания финансовой помощи в разных ее формах другими бюджетами;
  • использования бюджетных резервов и т.д.

На стадии исполнения бюджета дополнительными  факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

Важную роль в обеспечении  сбалансированности бюджетной системы  региона играет межбюджетное выравнивание, т.е. преодоление несбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы через межбюджетные отношения.

Механизм распределения  средств между бюджетами разных уровней в РФ посредством бюджетного выравнивания ориентируется на решение  двуединой задачи вертикальной и  горизонтальной сбалансированности бюджетов. Этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций - устранение несоответствий между расходными функциями бюджетов бюджетной системы и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем; с другой - на горизонтальное выравнивание, т.е. выравнивание уровня потребления и стоимости государственных услуг на уровнях бюджетной системы.

При недостаточности собственных  доходов у территориальных образований, отстающих по объективным причинам, вышестоящие органы власти осуществляют меры по межбюджетному регулированию в целях выравнивания бюджетной обеспеченности таких территорий до минимально необходимого уровня.

Таким образом, выбор методов и  мероприятий, направленных на поддержание сбалансированности бюджета в текущем периоде, должен основываться на анализе причин возникновения дефицита бюджета и оценке всех факторов, влияющих на состояние равновесия расходов и доходов бюджета, а также учитывать прошлый опыт обеспечения сбалансированности бюджета.

Система методов обеспечения  бюджетной сбалансированности должна включать в себя следующие элементы управления: планирование основных показателей  бюджета; мероприятия по повышению  доходной базы и оптимизации расходов бюджета; целевое финансирование; управление государственной собственностью; финансово-бюджетный контроль; внедрение бюджетирования, ориентированного на результат и аудита эффективности использования бюджетных средств; совершенствование межбюджетных отношений; управление государственным долгом.

 

Глава 3. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

3.1. «Трехлетний»  бюджет России

Расходы федерального бюджета  на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2012 году составят 323,3 миллиарда рублей, в 2013-м – 327,7 миллиарда, в 2014-м – 283,6 миллиарда рублей. Их доля в ВВП будет сокращаться: в 2012 году – 0,55 процента, в 2013-м – 0,51 процента и в 2014-м – 0,39 процента. Такая динамика идёт в разрез не только с ориентиром обновляемой сейчас КДР(«Стратегия-2020»), в которой эти расходы оцениваются на уровне 0,7 процента ВВП, но и с целевым показателем одобренной правительством Стратегии инновационного развития. В документе предполагается довести расходы на НИР до 2,5–3 процентов ВВП к 2020 году; правда, больше половины из них должен взять на себя частный сектор. Судя по всему, в числе стран-лидеров по этому показателю Россия ещё долго не окажется.

Таблица 1. Основные получатели расходов федерального бюджета на научные  исследования и разработки гражданского назначения (млрд рублей)

 

Бюджетные ассигнования на науку отражены в разделе «Общегосударственные вопросы», где выделены подразделы фундаментальные и прикладные научные  исследования, а также в разделе  «Национальная экономика» – прикладные исследования (см. таблицу 2).

Таблица 2. Расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные исследования гражданского назначения (млрд рублей)

 

На ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы» будет направлено 20,48 миллиарда рублей в 2012 году и 23,30 миллиарда рублей в 2013-м (сумма по трём разделам федерального бюджета: «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика», «Образование»).

В разделе «Образование» выделены расходы «на выполнение научно-исследовательских работ в соответствии c тематическим планом фундаментальных исследований» НИУ ВШЭ. В 2012–2013 годах они составят 159,9 миллиона рублей ежегодно, в 2014 году – 162,3 миллиона.

Значительные средства в проекте трёхлетнего бюджета  выделяются на прикладные исследования в «оборонке», причём год от года их количество будет увеличиваться: 163,08 миллиарда рублей – в 2012 году, 201,74 миллиарда – в 2013-м и 240,53 миллиарда рублей – в 2014-м. Деньги пойдут на разработку новых видов вооружения, военной и специальной техники (в рамках гособоронзаказа) и промышленную утилизацию устаревших образцов, на уничтожение запасов химического оружия, обеспечение безопасности полётов воздушных судов и прочее.

Продолжится стимулирование самых результативных исследовательских  коллективов и учёных. В бюджете  на 2012–2014 годы выделено по 40 миллионов рублей на ежегодную выплату премий правительства РФ в области науки и техники и по 20 миллионов рублей на выплату государственных премий; 10 миллионов рублей будут расходоваться ежегодно в течение трёх лет на президентские премии в области науки и инноваций и 3,5 миллиона – на правительственные премии в области науки и техники для молодых учёных.

Деньги на инновации

Заложены в бюджет и расходы на поддержку инновационного развития. Так, инновационная инфраструктура образовательных учреждений обойдётся государству в 2012 году в сумму около 3 миллиардов рублей.

Заказы реального сектора  экономики на НИОКР будут софинансироваться  государством через Фонд «Сколково», Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, другие институты развития.

На создание иннограда  «Сколково» в 2012 году выделят 22,0 миллиарда рублей, в 2013-м – 17,1 миллиарда, в 2014-м – 17,1 миллиарда рублей. Напомним, его главная цель – коммерциализация научно-исследовательских разработок.

Поддержка технопарков в сфере высоких технологий будет в форме межбюджетных субсидий 7 субъектам Российской Федерации в размере 1,5 миллиарда рублей ежегодно (с 2012 по 2014 год).

На развитие ОЭЗ в трёхлетнем бюджете предусмотрено 24 миллиарда рублей. Каждый год по 6 миллиардов рублей государство будет вносить в уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны» для создания объектов инфраструктуры и иных объектов на территории 7 субъектов РФ. Правда, по мнению Счётной палаты, социально-экономический эффект от деятельности некоторых из них – технико-внедренческих ОЭЗ Санкт-Петербурга и Томска – весьма низкий.

Финансирование наноиндустрии пойдёт по двум линиям. Фонд инфраструктурных и образовательных программ получит субсидии в размере 10,6 миллиарда рублей в 2012 году, 2,9 миллиарда – в 2013-м и 2,3 миллиарда рублей – в 2014 году. Взнос Российской Федерации в уставный капитал ОАО «Роснано» в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций составит в 2012 году 22,2 миллиарда рублей.

На реализацию 38 проектов по пяти приоритетным направлениям, утверждённым президентской комиссией по модернизации, планируется выделить в 2012 году 10 миллиардов рублей, в 2013-м – 6,3 миллиарда, в 2014-м – 3,6 миллиарда рублей (сокращение финансирования связано с завершением десяти проектов в 2013 году).

Разработчики проекта  федерального бюджета нашли именно такие возможности финансирования науки и инноваций. Конечно, при обсуждении бюджета в Госдуме будет звучать критика, и не только по поводу недостаточно высоких расходов, например, на фундаментальные исследования. Комитет Госдумы по науке и наукоёмким технологиям в своём заключении обратил внимание на отсутствие координации финансирования научных исследований. Бюджетным планированием занимается 71 организация. Это, по мнению членов комитета, приводит к параллелизму и препятствует консолидации ресурсов государства для реализации крупных научно-технических проектов и введения в хозяйственный оборот результатов НИР.

Депутаты рекомендуют  повысить ответственность органов  исполнительной власти, государственных  академий наук и госфондов поддержки  научной, научно-технической и инновационной деятельности за целевое и эффективное расходование бюджетных средств. Только как это сделать – не говорят.

Резервы пополнения доходов  бюджета за счёт «развития рынка  интеллектуальной собственности и  потребления новаций (прежде всего технологий)» обнаружил Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству. Дополнительным источником средств инновационного развития экономики в заключении комитета признано софинансирование инвестиционных проектов частным бизнесом.

Есть и другие резервы пополнения доходной части бюджета. Увеличить налогооблагаемую базу можно за счёт снижения уровня коррупции, сокращения долгов по налогам и сборам, повышения эффективности использования госсобственности, декриминализации экономики и легализации её теневой составляющей, улучшения качества таможенного и налогового администрирования. Так, теневой сектор экономики составляет, по разным оценкам, не менее 25 процентов ВВП, а доля контрабанды во внешнеторговом обороте страны – не менее 30 процентов. Однако задействовать эти резервы не просто.

Объём государственного долга составит в 2012 году 12,3 процента ВВП, а к 2014-му возрастёт до15,7 процента ВВП. На одно лишь его обслуживание (оплату процентов) в 2014 году из бюджета  уйдёт 579,2 миллиарда рублей, что более чем вдвое превысит расходы на научные исследования и разработки гражданского назначения.

 

3.2. Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2011 год

На конец 2011 года оценка исполнения основных показателей   федерального бюджета  2011 года  составила:

- объем поступивших доходов –  9 241,21 млрд. рублей, или 89,7% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

- кассовое исполнение расходов – 7 841,39 млрд. рублей, или 71,1% к общему объему расходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

- профицит –  1 399,82 млрд. рублей. 

- первичный профицит – 1 625,83 млрд. рублей. 

Доходы федерального бюджета  

Доходы федерального бюджета за январь-декабрь 2011 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:

Федеральной налоговой  службой – в сумме  3 722,74 млрд. рублей, или 89,4% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2011 год;

Федеральной таможенной службой – в сумме  4 773,44[1] млрд. рублей, или 88,0% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2011год;

Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - в сумме  99,75 млрд. рублей, или 93,8% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2011 год;

Другими федеральными органами – в сумме  645,27[2] млрд. рублей, или 106,3% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2011 год. Доходы без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния –422,57[3] млрд. рублей или 88,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2011 год.

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния

По состоянию на 1 января 2011 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 775,21 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2011 года часть резервной позиции  Российской Федерации в Международном  валютном фонде, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила  0,99 млрд. СДР, при этом курсовая разница от переоценки указанных средств за январь 2011 года составила (-) 0,31 млрд. рублей.

В январе 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2010 года № 291-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон  «О Центральном банке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» функции Минфина России по формированию резервной позиции Российской Федерации в МВФ переданы Банку России. В связи с этим, Банк России перечислил на счет по учету средств Резервного фонда 46,04 млрд. рублей, представляющие собой эквивалент части резервной позиции Российской Федерации в МВФ в сумме 0,99 млрд. СДР, сформированной за счет средств Резервного фонда. Полученные средства конвертированы в иностранную валюту и зачислены на соответствующие счета в Банке России. Курсовая разница от переоценки средств Резервного фонда на счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь-октябрь 2011 года составила 15,12 млрд. рублей.

Информация о работе Бюджетная система