Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 02:39, курсовая работа
Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Республике Беларусь, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса.
Исходя из поставленной цели основными задачами курсовой работы является:
- изучение теоретических аспектов бюджетного процессов: целей, принципов, задач;
-изучение нормативно-правовой базы бюджетного процесса;
- рассмотрение основных стадий бюджетного процесса в Республике Беларусь;
- определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь.
Введение..................................................................................................
1 Теоретические аспекты бюджетного процесса.....................................
Понятие и сущность бюджетного процесса....................................
Цели и задачи бюджетного процесса...............................................
Правовое обеспечение бюджетного процесса в Республике Беларусь........................................................................................................
Этапы бюджетного процесса в Республике Беларусь....................
Составление проекта бюджета.........................................................
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.............................
Исполнение бюджета........................................................................
Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.......
Основные направления совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь......................................................................
Заключение ..................................................................................................
Список использованных источников.........................................................
3
5
5
9
12
15
15
18
21
26
31
Такой порядок создает правовую базу для обеспечения подготовки проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех этапов составления проекта бюджета.
Разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих исполкомов местных Советов депутатов. Последние после детального обсуждения принимают решения о представлении бюджетов соответственно Президенту и в местные Советы депутатов.
Представленный Правительством на рассмотрение Президента проект бюджета является перечнем документов, указанных в законе о бюджетной системе. К ним относятся: пояснительная записка к проекту бюджета; основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; проект консолидированного бюджета Республики Беларусь; основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами; оценка ожидаемого пополнения республиканского и консолидированных бюджетов; прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета; проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
В процессе подготовительных мероприятий Министерство финансов устанавливает министерствам, другим республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому, иным юридическим лицам порядок и сроки представления необходимых данных и прогнозных показателей по доходам и расходам для разработки проектов республиканского бюджета и нормативов отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска.
С
момента представления
Бюджетная
инициатива отечественных парламентариев
ограничена, они могут вносить
предложения по изменению отдельных
статей доходов и расходов республиканского
бюджета. Любой вариант бюджета,
подготовленный не органами исполнительной
ветви власти, может быть предметом обсуждения
общественностью, приемлемые его принципы
и положения могут быть заимствованы органами,
которым по закону надлежит разрабатывать
основной финансовый план государства
на предстоящий год. Рассмотрение и утверждение
бюджета относится к компетенции представительной
власти. Однако элементы рассмотрения
присутствуют и на стадии составления
проекта бюджета. Так, Совет Министров
рассматривает на своем заседании представленный
Министерством финансов проект республиканского
бюджета и консолидированного бюджета
республики, а также предложения о размерах
нормативов отчислений от общереспубликанских
налогов в местные бюджеты областей и
города Минска.
2.2
Рассмотрение и утверждение
проекта бюджета
После
одобрения проекта бюджета
При рассмотрении и утверждении бюджета в парламенте важное значение имеет бюджетная инициатива, под которой понимается право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета.
Ограничения бюджетных прав парламента проявляются и в том, что законодательная власть не обсуждает бюджет как единый документ в целом, а рассматривает отдельные его разделы расходов и изменения ставок действующих налогов или вводит новые налоги. Некоторые виды расходов, имеющие постоянный характер, вообще не подлежат рассмотрению, а утверждаются автоматически. Процесс рассмотрения и утверждения проекта бюджета ограничивается определенным числом дней. По истечении этого срока право утверждения бюджета переходит к правительству.
Несмотря на ограничение бюджетных прав парламента, обсуждение проекта бюджета имеет важное значение. Оно дает возможность членам парламента выступить с критикой финансовой политики государства, высокого уровня военных расходов, их экономических и социальных последствий и т.п.
Бюджет
после утверждения
По действующему в настоящее время в Республике Беларусь порядку представленный Президентом проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов. По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения о принятии проекта бюджета или его отклонении.
С
докладом о проекте бюджета выступает
представитель Правительства. Содоклад
по этому вопросу делает председатель
комиссии по бюджету и финансам.
Затем начинаются прения по сделанным
докладам. На голосование выносятся
основные показатели доходной и расходной
частей республиканского бюджета, нормативы
отчислений от общереспубликанских
налогов и доходов, предельный размер
дефицита бюджета. Решение по поставленным
на голосование бюджетным
При
обсуждении вносимых поправок в представленный
проект бюджета первоначально
Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется законом, в котором отражаются:
-
превышение доходов над
-
распределение доходов между
республиканским и местными
-
нормативы отчислений от
-
доходы республиканского
-
перечень республиканских
-
объем ассигнований на
- перечень защищенных статей; размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.
В законе о бюджете устанавливается также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга, лимит участия Национального банка в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком внутреннего государственного долга.
В
случае отклонения Парламентом представленного
проекта бюджета постоянные комиссии
должны внести предложения об увеличении
доходов, сокращении расходов или внесении
изменений в налоговое
При несогласии с решением Парламента глава государства вправе в соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок, возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение. Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент, он считается подписанным в той редакции, в которой был направлен главе государства.
Закон о бюджете должен быть опубликован в республиканских газетах для всеобщего сведения.
Президент Республики Беларусь вносит проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей в сроки, установленные настоящим Кодексом.
Местные исполнительные и распорядительные органы вносят проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение соответствующего местного Совета депутатов в сроки, установленные местными Советами депутатов.
Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году[1].
Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года. Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов. Решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год подлежат официальному опубликованию, если иное не установлено законодательными актами.
Последние
десять лет скорее правилом, чем
исключением, становится принятие бюджетов
после наступления нового финансового
года. В этой связи не возникает
проблем с формированием
В случае утверждения республиканского и местных бюджетов после начала финансового года Правительство и местные исполнительные и распределительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового года. Однако такое право обременено дополнительным обстоятельством, а именно - поступающими доходами. Если поступающих доходов недостаточно, чтобы финансировать расходы на уровне прошлого года, то в действие должны быть приведены механизмы секвестирования или блокирования, по усмотрению соответственно Правительства либо местных органов.
Закон
о бюджете не является единственным
правоустанавливающим актом. Правительство
после принятия закона о бюджете
принимает постановление, в котором
определяются меры по реализации принятого
закона, в частности, в нем содержатся
поручения Министерству финансов, министерствам
и республиканским органам
После принятия закона о бюджете у Министерства финансов возникают дополнительные обязанности, в частности, оно должно сообщать министерствам и другим получателям бюджетных средств показатели по ассигнованиям из республиканского бюджета. Областным и Минскому городскому Советам депутатов Министерство финансов доводит нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска[12, c.28].
До
начала фактического финансирования расходов
Министерство финансов по согласованию
с министерствами, другими органами
государственного управления устанавливает
поквартальное распределение
Таким
образом, стадия утверждения бюджета
оканчивается утверждением закона о
бюджете. После этого акта Советом
Министров, Министерством финансов
и местными финансовыми органами
производятся действия и принимаются
документы, конкретизирующие и детализирующие
отдельные положения и статьи
закона.
2.3
Исполнение бюджета
Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
Данная стадия бюджетного процесса охватывает получение утвержденных доходов (главным образом — налогов) и осуществление бюджетных расходов, т.е. платежей в соответствии с выделенными ассигнованиями. Организация исполнения доходной части бюджета и контроль за его осуществлением возлагается на министерство финансов. Этот этап продолжается в течение года, который называется финансовым или бюджетным годом. Его временные границы в разных странах различны.
Важным
элементом третьей стадии является
кассовое исполнение бюджета — организация
сбора бюджетных средств на территории
страны, их хранения и выдачи, а также
ведение учета и отчетности. Существуют
три системы организации