Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:17, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе определения направлений оптимизации бюджетных параметров наметить пути усиления роли федерального бюджета как финансового инструмента экономического роста.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность, структуру и функции государственного бюджета;
проанализировать структуру доходов государственного бюджета РФ;
проанализировать структуру расходов государственного бюджета РФ;
выявить современные состояние государственного бюджета РФ на современном этапе;
Введение………………………………..……………………………………...…..3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. ……………………………………………………………………..6
1.1. Бюджетная система РФ, ее сущность и структура………………………..6
1.2. Сущность и социальные приоритеты федерального бюджета………….11
1.3 Бюджетный дефицит, его виды ……………………………………………22
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ..24
2.1. Формирование доходов государственного бюджета.…………..………24
2.2. Оценка расходов государственного бюджета и государственный долг..31
2.3. Структура доходов и расходов госбюджета РФ…………………………..38
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РФ………………………………………………………………………………..44
3.1. Макроэкономические показатели стабильности в РФ в 2011-2012 гг..44
3.2. Направления снижения государственного долга………………..…..…48
3.3. Направления увеличения бюджетных доходов……………….………..51
3.4. Совершенствование финансового менеджмента в госсекторе. Внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат…………..57
Заключение……………………………………………………………………....60
Список литературы…………………………………………………………..…63
Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, косвенный налог, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т.е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость. Механизм взимания НДС можно проиллюстрировать на примере взимания НДС с продукции деревообрабатывающей и мебельной промышленности (табл. 2):
Доходы. По уточненным данным доходы федерального бюджета по итогам 2011 года оказались на уровне 20,9% ВВП, что на 2,5 п.п. ВВП выше поступлений 2010 года. Доходы федерального бюджета, очищенные от инвест доходов нефтегазовых фондов, в 2011 году составили 20,8% ВВП, превысив поступления 2010 года на 2,7п.п. ВВП.
Таблица 3
Поступления основных налогов и таможенных пошлин в федеральный бюджет
Структура фактических поступлений налогов и таможенных пошлин в федеральный бюджет в 2011 году полностью совпала с предусмотренной в законе о бюджете (с поправками от ноября 2011 года). Общий объем доходов, поступивших в 2011 году в федеральный бюджет, на 2,2% превысил общую сумму доходов, ожидаемую в последних поправках.
2.2. Оценка расходов государственного бюджета и государственный долг.
Расходы бюджетов всех уровней основываются на единых методологических принципах и нормативах минимальной бюджетной обеспеченности на оказание государственных услуг. Эти нормативы устанавливаются правительством.
Расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные.
Капитальные расходы — это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают расходы на: инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта объектов государственной собственности; расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
Капитальные расходы составляют так называемый бюджет развития. Порядок его формирования определяется федеральным законом.
Текущие расходы бюджетов — расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений.
Расходы бюджетов осуществляются в формах:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
Получателями бюджетных
средств являются бюджетные учреждения.
Кредиты за счет бюджетных средств
могут предоставляться
Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие и состояние общества.
Расходование средств
государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах,
определяемых федеральным законом, законами
и другими нормативно-правовыми актами
субъектов госвласти. Расходы государственного
бюджета могут быть классифицированы
по различным признакам, важнейшим из которых является финансирование госуда
Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.
Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.
По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера.
Текущие расходы — это:
Расходы капитального характера делятся на:
Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:
Расходы. Кассовые расходы федерального бюджета за 2011 год составили 10935,2 млрд. рублей или 20,1% ВВП по сравнению с 22,4% ВВП в предыдущем году. Непроцентные расходы составили 19,6% ВВП по сравнению с 22,0% в предыдущем году. Заметим, что в 2010 году в федеральный бюджет поступила часть ЕСН за предыдущий год в общем
объеме 0,1% ВВП. Эти средства должны перечисляться в Пенсионный фонд. Без учета поступлений ЕСН расходы в 2010 году составили 22,3% ВВП, непроцентные расходы – 21,9% ВВП.
Таким образом, наибольший объем расходов в 2011 и 2010 году пришелся на социальную политику и трансферты в социальные внебюджетные фонды – 6,9% ВВП в 2010 году и 5,8% ВВП в 2011 году. Без учета поступлений по ЕСН за 2009 год в начале 2010 года расходы по данному направлению составили 6,8% ВВП.
Расходы на национальную оборону и безопасность достигли в сумме 5,1% ВВП по сравнению с 5,2% ВВП в 2010 году.
Расходы на национальную экономику составили 3,3% ВВП в 2011 году (включая целевые трансферты регионам, в том числе, в рамках различных ФЦП) по сравнению с 2,7% ВВП в предыдущем году. Расходы по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» в 2011 году достигли 1,0% ВВП по сравнению с 0,8% ВВП в 2010 году, в т.ч. из-за включения региональных трансфертов.4
Государственный долг.
Динамика государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг) в 2008 - 2012 годах (в абсолютных размерах и относительно ВВП) представлена в следующей таблице 5.
Таблица 5
Динамика государственного долга
Анализ показывает, что объем государственного долга в 2010 году составит 5 499,2 млрд. рублей, что на 1 575,8 млрд. рублей, или в 1,4 раза, больше показателя, утвержденного на 2009 год. Предусматривается некоторое снижение темпов роста объемов государственного долга (с 40,2 % в 2010 году до 17,8 % в 2012 году), а его объем в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 2,1 раза.
В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике широко используется ряд показателей, имеющих определенные пороговые значения. Основой оценки долговой устойчивости служит комплексный анализ изменения основных показателей, характеризующих объем и структуру государственного долга, платежей по его обслуживанию и погашению, доходов и расходов федерального бюджета, ВВП.
Основные показатели,
характеризующие степень
Таблица 6
Степень долговой устойчивости
Приведенные данные свидетельствует о значительном возрастании долговой нагрузки и определенном снижении долговой устойчивости. в течение 2007 - 2012 годов отмечается устойчивый рост показателя, характеризующего отношение государственного долга к ВВП (с 7,3% в 2007 году до 15,0% в 2012 году). Это, в свою очередь, является причиной роста величины расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета с 2,4 % в 2007 году до 5,8 % в 2012 году, или на 3,4 процентного пункта.
По мнению Счетной палаты, для соблюдения безопасного уровня консолидированного внешнего долга Российской Федерации целесообразно определить функции органов исполнительной власти и денежно-кредитного регулирования (Минфин России, Минэкономразвития России, Росстат, Банк России) по сбору и анализу данных по консолидированному внешнему долгу, в особенности внешнему долгу организаций с преобладающим участием государства в уставном капитале, и по принятию в случае необходимости соответствующих мер по устранению негативных тенденций, совершенствовать систему внутреннего кредитования корпоративного сектора.5
2.3. Структура доходов и расходов госбюджета РФ за последние 10 лет.
Рассматривая расходы консолидированного бюджета в сопоставимых условиях (без учета трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд) в разрезе непроцентных расходов и расходов на обслуживание государственного долга можно отметить следующую тенденцию. Начиная с 2000 г. происходила трансформация структуры бюджета в пользу непроцентных расходов бюджета. Доля расходов на обслуживание государственного долга постепенно сокращалось с 4% к ВВП в 2000 г. до 1,8% к ВВП в 2003 г. При этом снижение происходило в основном за счет государственного внешнего долга. Как следствие доля непроцентных расходов постепенно возрастала.
До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.
В расходах за первые 5 лет
III тысячелетия наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансф
Согласно федеральному закону от 23.12.2004 № 173-ФЗ, федеральный бюджет на 2005 год был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб.[1] Реальное исполнение составило 5 трлн 127 млрд руб. по доходам и 3 трлн 514 млрд руб. по расходам.[2] Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходовпенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).
Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.