Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:17, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе определения направлений оптимизации бюджетных параметров наметить пути усиления роли федерального бюджета как финансового инструмента экономического роста.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность, структуру и функции государственного бюджета;
проанализировать структуру доходов государственного бюджета РФ;
проанализировать структуру расходов государственного бюджета РФ;
выявить современные состояние государственного бюджета РФ на современном этапе;
Введение………………………………..……………………………………...…..3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. ……………………………………………………………………..6
1.1. Бюджетная система РФ, ее сущность и структура………………………..6
1.2. Сущность и социальные приоритеты федерального бюджета………….11
1.3 Бюджетный дефицит, его виды ……………………………………………22
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ..24
2.1. Формирование доходов государственного бюджета.…………..………24
2.2. Оценка расходов государственного бюджета и государственный долг..31
2.3. Структура доходов и расходов госбюджета РФ…………………………..38
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РФ………………………………………………………………………………..44
3.1. Макроэкономические показатели стабильности в РФ в 2011-2012 гг..44
3.2. Направления снижения государственного долга………………..…..…48
3.3. Направления увеличения бюджетных доходов……………….………..51
3.4. Совершенствование финансового менеджмента в госсекторе. Внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат…………..57
Заключение……………………………………………………………………....60
Список литературы…………………………………………………………..…63
Необходимо расширить горизонт прогнозирования государственного внешнего долга. Например, в прогнозе социально-экономического развития РФ и федерального бюджета на 2010-2012 гг. приведены данные об увеличении лишь суверенного государственного внешнего долга в 2,8 раза (с 37 млрд.долл. на 1.10.2009 г. до 63,3 млрд. на 1.01.2011 г.; 83,4 млрд. на начало 2012 г. и 104,3 млрд. долл. на начало 2013 г.).9 Но отсутствует прогноз внешнего долга государства в расширенном понимании. Между тем уроки современного кризиса свидетельствуют о необходимости планирования внешнего долга корпораций и банков, в капитале которых участие государства составляет более 50%. Главным критерием этого прогнозирования должна быть целевая мотивация внешних заимствований на модернизацию экономики и их эффективность. В противном случае целесообразно их лимитировать.10
Одним из направлений регулирования внешних заимствований является поиск внутренних источников кредитования. Альтернативной наращиванию внешнего долга корпораций и банков может стать активизация российского финансового рынка на основе перераспределения части экспортной валютной выручки для повышения его ликвидности и снижения процентных ставок. Пока сложилась практика рециркуляции валютных доходов в определенной мере в пользу зарубежной, а не российской экономики. Это потребует, в частности, изменения традиционного размещения российских валютных резервов в зарубежных банках (на депозиты, текущие счета), в иностранные ценные бумаги, особенно американские казначейские облигации.
Таким образом, назрела необходимость новых подходов к совершенствованию внешней долговой политики в целях повышения ее роли в модернизации экономики России.
3.3. Направления увеличения бюджетных доходов
Основной проблемой российской системы государственных финансов является несбалансированность расходных обязательств и доходной бюджетной базы. Причем и доходная и расходная часть российского бюджета нуждаются в коренном реформировании. Ликвидация бюджетного дисбаланса должна стать целью бюджетной политики и в целом экономической политики государства уже в обозримом будущем. Как показывает анализ, достижение этой цели может быть осуществлено не только и не столько мерами бюджетной политики, сколько проведением глубоких структурных преобразований в российской экономике.
Направления увеличения неналоговых доходов:
1. Эффективное использование госимущества является хорошим источником поступлений в бюджет. И резервы в этом есть, особенно в регионах, в которых значительны объемы инвестиций в строительную отрасль.
Остановимся на некоторых аспектах, позволяющих повысить эффективность использования госсобственности.
1.1. Для эффективного управления государственным имуществом необходимо создание эффективной системы учета госимущества как по составу, так и по стоимостным характеристикам. Например, функционирующая на данный момент система учета госимущества в Москве часто содержит недостоверные и противоречивые данные о состоянии городской собственности, что приводит к ошибкам в прогнозировании соответствующих доходов в бюджет на очередной финансовый год. В связи с этим сейчас пересматриваются подходы к формированию системы учета городского имущества (включая нежилые помещения, пакеты акций, доли участия, земельные участки) и дорабатываются программные продукты, используемые для учета операций по управлению имуществом с целью консолидации разрозненных баз данных на основе Единого реестра собственности и включения в них стоимостных и объемных характеристик соответствующих объектов.
1.2. В качестве одного из резервов пополнения доходной части бюджета можно использовать предоставление земельных участков под коммерческое строительство с применением схем компенсационных выплат. Использование компенсационных выплат не только позволит направить дополнительные средства в бюджет за счет более полного учета изменений конъюнктуры рынка недвижимости, но и создаст равные условия для всех инвесторов, осуществляющих коммерческое строительство. При этом бюджет будет застрахован от возможных изменений нормативов распределения доходов от земельных платежей между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. Переход на предлагаемую новую схему оплаты за предоставление земельных участков под строительство позволит также все средства в виде компенсационных выплат направлять в доход бюджета и тем самым более полно обеспечивать финансирование городских программ.
1.3. Значительные резервы
в доходах бюджета могут быть
достигнуты путем вовлечения
в сферу платных отношений
всех земельных участков, выделяемых
под строительство. Сегодня в
сферу платных отношений
1.4. Отрицательно влияет на полноту поступлений в бюджет от реализации инвестиционных контрактов практика предоставления земельных участков под коммерческое строительство без проведения конкурсов. Практика показывает, что внеконкурсное размещение земельных участков под коммерческое строительство ведет к значительным потерям арендной платы.
1.5. Определенные резервы по арендным платежам есть у государственных унитарных предприятий. Например, в настоящее время не на все земельные участки, в пределах которых расположены объекты недвижимости, переданные в хозяйственное ведение государственным (муниципальным) унитарным предприятиям города Москвы, оформлены арендные отношения, в результате в бюджет не поступают средства от многих ГУПов за аренду земли. Более того, многие государственные унитарные предприятия сдают в аренду большую часть площадей, переданных им на праве хозяйственного ведения. Так, в период с 2000 по 2002 год более чем в два раза увеличились площади нежилых помещений, сдаваемые в аренду унитарными предприятиями, при этом постоянно сокращался удельный вес площадей нежилых помещений, сдаваемых самим городом в аренду. В результате бюджет терял значительные суммы. В этой связи создание единой системы учета арендных платежей позволит осуществлять постоянный контроль поступления платежей.
1.6. Определенные потери бюджет несет из-за недостаточного развития градостроительного размежевания (являющегося основой для установления границ земельных участков) земель, свободных в обороте. В результате сохраняются значительные площади земель с не определенными и соответственно не оформленными правами, что существенно сокращает имущественную базу для сбора регулярных земельных платежей. Более того, подобная ситуация не способствует формированию единых объектов недвижимости (здание, строение или сооружение и земельный участок под ним), в результате чего затрудняется переход на новую систему определения ставок арендной платы с учетом кадастровой стоимости земли. Соответственно более активное разработка градостроительного размежевания и жесткий контроль за распределением земельных участков под строительство могут пополнить бюджет.11
В целях создания необходимых условий для дальнейшего поступательного и динамичного социально-экономического развития регионов должны быть реализованы следующие меры по дальнейшему увеличению собственных налоговых доходов субъектов РФ:
В сложившейся ситуации необходимо проведение следующих мероприятий приводящих к повышению эффективности управления доходами бюджета субъекта РФ и муниципального образования: