Процесс исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Исполнение бюджета - это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня - федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:
исполнения бюджета по доходам, задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;
исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Исполнение бюджета
1.1. Казначейское исполнение бюджета………………………………………………………..4
1.2.Исполнение бюджетов по доходам…………………………………………………………5
1.3.Исполнение бюджетов по расходам………………………………………………………..6
1.4.Кассовое исполнение бюджета……………………………………………………………..8
2.Процесс исполнения бюджета
2.1.Корректировка бюджета в процессе его исполнения……………………………………..9
2.2.Отчет об исполнении бюджета…………………………………………………………….11
2.3.Заверение бюджетного года………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 40.85 Кб (Скачать файл)

После того, как бюджетное  учреждение получило уведомление об ассигнованиях, оно должно в течение 10 дней составить смету своих  доходов и расходов. Подготовленная смета представляется вышестоящему распорядителю бюджетных средств, который в течение 5 дней ее утверждает. Если учреждение является главным распорядителем бюджетных средств, смета утверждается его руководителем. В течение  одного рабочего дня после утверждения  смета направляется казначейству.

На основе доведенных бюджетных  ассигнований, бюджетной росписи  и прогноза поступления доходов  и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета для каждого  распорядителя средств и бюджетополучателя  утверждаются лимиты бюджетных обязательств. Они определяются на срок не более 3 месяцев. Под бюджетным обязательством понимается признанная казначейством  обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета  в течение определенного срока, возникающая в соответствии с  законом о бюджете и сводной  бюджетной росписью. Для главных распорядителей бюджетных средств лимиты утверждаются Федеральным казначейством. Для нижестоящих бюджетных учреждений они устанавливаются главными распорядителями. Утвержденные лимиты должны быть до всех бюджетополучателей не позднее чем за 5 дней до начала их действия. Такие уведомления направляются через казначейство, которое отвечает за их своевременность. Лимиты по всем получателям средств федерального бюджета сводятся в единый реестр, который представляется казначейством в Счетную палату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Кассовое  исполнение бюджета

Особенностью казначейской системы является то, что при ней  исполнение бюджета осуществляется не Центральным банком, а органами исполнительной власти. С переходом  на данную систему функции банка  ограничиваются, однако он сохраняет  за собой ряд важных полномочий, к числу которых относится  кассовое исполнение бюджета. Под кассовым исполнением государственного бюджета  понимается совокупность операций, связанных  с получением денежных средств в  бюджет и их выдачей, а также учетом наличия средств, которые производятся в ходе исполнения бюджета. Все связанные  с этим платежи и расчеты осуществляются Центральным банком, его учреждениями и уполномоченными кредитными организациями.

К функциям учреждений Центрального банка относятся: принятие и зачисление средств, которые поступают в  доходы бюджета; распределение доходов  между федеральным и региональными  бюджетами, отчисления от доходов в  местные бюджеты; а также выдача бюджетных средств в пределах сумм, имеющихся на соответствующих  счетах. Банковские учреждения ведут  учет доходов и расходов бюджета. На этой основе ими составляются отчеты о кассовом исполнении бюджета, которые  направляются вышестоящей организации  и государственным финансовым органам. Учреждения Центрального банка производят расчетное и кассовое обслуживание бюджетных организаций, они осуществляют контроль при выдаче бюджетных и  внебюджетных средств.

Для учета доходов, поступающих  в бюджет государства, а также  распределяемых между бюджетами  разных уровней, в учреждениях Центрального банка открываются лицевые счета. Такие счета создаются отдельно для каждого вида платежа по каждому  финансовому органу и каждому  учреждению, администрирующему данный вид доходов.

Платежи в бюджет зачисляются  следующим образом. Если тот или  иной вид доходов полностью поступает  в федеральный бюджет или в  бюджет того субъекта федерации, на территории был собран, то он зачисляется учреждениями ЦБ в соответствующий бюджет по месту  поступления. Если же доход подлежит зачислению в бюджет другого региона  или предусматривает отчисления в местные бюджеты, то он перечисляется  другим учреждениям Центрального банка. Для распределения поступивших  доходов между бюджетами разных уровней учреждения ЦБ составляют ведомость  распределения доходов. Такие ведомости  составляются по каждому финансовому  органу на основании данных соответствующих  лицевых счетов.

Средства бюджетным организациям выдаются в соответствии с классификацией расходов, а также схемой ежемесячного отчета ЦБ о кассовом исполнении бюджета  и оформления полномочий на распоряжение бюджетными счетами. Перечисление средств  с одного бюджетного счета организации  на другой производиться не может, за исключением некоторых специально оговоренных случаев (например, в  связи с неправильно произведенными расходами).

Распорядителям бюджетных  средств открываются отдельные  счета в учреждениях ЦБ: на расходы  самого учреждения и для перевода средств подведомственным организациям, а также на централизованные мероприятия, проводимые распорядителем по этим организациям. На текущие счета подведомственных организаций средства перечисляются  по поручениям распорядителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОЦЕСС ИСПОЛНЕНИЯ  БЮДЖЕТА

2.1 Корректировка  бюджета в процессе его исполнения

В процессе исполнения бюджета  его расходная часть может  корректироваться в зависимости  от того, в каком объеме поступают  доходы и достаточно ли их для покрытия всех предусмотренных расходов. Для  того, чтобы исключить принятие каких-либо чрезвычайных решений, порядок действий органов власти в таких ситуациях  регулируется законодательством. Для  случаев, когда фактические доходы бюджета оказываются меньше утвержденной величины, законом предусмотрено  два варианта действий. Если изменение  доходов по сравнению с бюджетным  планом незначительно, решения о  сокращении бюджетных расходов принимается  органами исполнительной власти. Если же фактические доходы бюджета существенно  ниже запланированных, необходимо внесение изменений в закон о бюджете, которое предполагает участие законодателей.

Бюджетным кодексом РФ установлен следующий порядок сокращения расходов федерального бюджета:

1. если в процессе исполнения  федерального бюджета недофинансирование  расходов не превышает 10% от  плана, режим их сокращения  вводится высшим органом исполнительной  власти - Правительством РФ. При этом  расходы бюджета по всем их  видам и получателям должны  быть уменьшены в одной и  той же пропорции. Решение правительства  также должно быть обнародовано, сроки уведомления о нем всех  распорядителей и бюджетополучателей  аналогичны предыдущему случаю. Отмена режима сокращения бюджетных  расходов производится тем органом  власти, который принял решение  о его введении;

2. если снижение доходных  поступлений таково, что оно требует  сокращения расходов более чем  на 10% от годовых назначений, изменения  бюджетного плана должны быть  утверждены законодателями. Для  этого правительство разрабатывает  и представляет в Государственную  Думу проект закона о внесении  изменений и дополнений в закон  о федеральном бюджете. Вместе  с законопроектом Думе направляются  следующие материалы:

- отчет об исполнении  федерального бюджета за истекший  период текущего финансового  года;

- отчеты федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих  сбор доходов федерального бюджета,  за истекший период текущего  года;

- отчет об использовании  средств резервного фонда Правительства  РФ и резервного фонда Президента  РФ;

- отчеты Министерства  финансов и других уполномоченных  органов о предоставлении и  погашении бюджетных кредитов  и ссуд;

- анализ причин и факторов, обусловивших необходимость внесения  изменений и дополнений в федеральный  закон о федеральном бюджете.

Государственная Дума рассматривает  проект закона во внеочередном порядке  в трех чтениях общей продолжительностью 15 дней.

Первое чтение должно состояться не позднее чем через 2 дня после  внесения законопроекта. Процедура  его такова. Дума заслушивается доклад Правительства и доклад Счетной  палаты о состоянии поступлений  доходов и средств от заимствований  в федеральный бюджет, принимает  законопроект за основу и утверждает новые основные характеристики бюджета. Если проект закона был принят в  первом чтении, не позднее чем через 5 дней после этого должно состояться его второе чтение. Во втором чтении утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций  расходов бюджетов РФ. Третье чтение должно состояться не позднее чем через 3 дня после принятия законопроекта  во втором чтении. В нем проект закона выносится на голосование в целом.

Если в указанный срок проект закона о внесении изменений  и дополнений в закон о бюджете  не был принят, правительство имеет  право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета. Такой порядок действует вплоть до принятия указанного закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Отчет об исполнении бюджета

В конце каждого года министр  финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и бюджета  каждого внебюджетного фонда  в отдельности.

На основании этого распоряжения все получатели бюджетных средств  готовят годовые отчеты по доходам  и расходам.

В отчетах бюджетных учреждений отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители сводят и  обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений.

Получатели бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, готовят отчеты по расходам указанных средств. Минфин РФ как главный распорядитель бюджетных средств по указанным расходам готовит сводный отчет о расходах федерального бюджета, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

Минфин РФ либо иной уполномоченный орган исполнительной власти совместно с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом готовит сводный отчет о расходовании средств бюджета, вложенных в уставные капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.

Государственные заказчики готовят  сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам.

Федеральные казенные предприятия  готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям.

Ежегодно не позднее 1 июня Правительство  РФ представляет в Думу и Счетную  палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год в форме  федерального закона.

Одновременно с отчетом об исполнении бюджета за отчетный год в Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Отчет об исполнении федерального бюджета  составляется в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении закона о бюджете на отчетный год.

Отчет об исполнении федерального бюджета  представляется в Думу одновременно со следующими документами и материалами:

  • отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства РФ и Президента РФ;
  • отчетом Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;
  • отчетом Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам;
  • отчетом о доходах, полученных от использования государственного имущества;
  • сводными отчетами о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
  • сводными отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям;
  • реестром федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного года;
  • отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного года;
  • отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.
  • Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета в течение 4,5 месяцев после представления Правительством РФ указанного отчета в Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок. Заключение Счетной палаты РФ включает:
  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю с указанием выявленных сумм нецелевого использования средств, руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение о нецелевом использовании средств, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю, по которым выявлено расходование средств бюджета сверх утвержденных ассигнований либо сверх бюджетной росписи, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
  • заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных законом о бюджете либо бюджетной росписью, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
  • анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением требований бюджетного законодательства;
  • анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных гарантией, за счет бюджетных средств;
  • анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса;
  • анализ выполнения заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на их предоставление;
  • иные материалы, определенные постановлениями Думы или Совета Федерации.

Информация о работе Процесс исполнения бюджета