Анализ состояния регулирования бюджета Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ дефицита бюджета Чувашской Республики.
Цели осуществляется путем решения следующих задач:
раскрытие понятия бюджетного дефицита и выявление причины его возникновения;
рассмотрение видов бюджетного дефицита;
изучение концепций регулирования бюджетного дефицита

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы бюджетного дефицита………………………...…5
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения……….6
1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита…………...………..12
2. Анализ состояния регулирования бюджета Чувашской Республики……………………………………………………………………..……15
2.1 Структура и анализ бюджета Чувашской Республики ,формирование доходов………………………………………………………………………………18
2.2 Структура и анализ бюджета Чувашской Республики, формирование расходов……………………………………………………………………………..24
3. Пути сокращения бюджетного дефицита Чувашской Республики и мировой опыт преодоления дефицита бюджета………...………………………..27
Заключение………………………………………………...…………………34
Список литературы…………………………………………......……………37

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Принцип соблюдения режима экономии. Наличие этого принципа способствует достижению наибольшей эффективности  в процессе осуществления государственных  бюджетных расходов. Режим экономии - это система форм и методов последовательного снижения затрат относительно получаемого результата при условии повышения эффективности от регионального инвестирования. Соблюдение режима экономии не всегда означает сокращение расходов бюджета, но обязательно предполагает максимально целевое их применение.

Принцип максимальной эффективности  использования. Он означает финансовое обеспечение публичных интересов  при минимальных затратах.

Принцип осуществления  бюджетного контроля в целях обеспечения соблюдения финансовой дисциплины.

Принцип единства порядка  использования расходов бюджетов. Независимо от доходных источников все государственные  и региональные бюджетные расходы  имеют единые принципы их использования, т.е. распределение на основе социально-экономических государственных программ, утвержденных в законодательном порядке. Этот принцип определяет реальность расходов бюджетной сферы.

Принцип законности осуществления  государственных и региональных бюджетных расходов. Этот принцип  устанавливает, что расходы бюджета производятся на основе действующего законодательства и в определенный период времени. Обязательным условием выделения бюджетных денежных средств является включение их в соответствующий бюджет.

Основная цель бюджетной  политики Чувашской Республики в области расходов заключалась в обеспечении сбалансированности и эффективности управления средствами бюджета региона.

Расходование средств  производилось исходя из обеспеченности приоритетов в области социальной сферы, экономически значимых мероприятий.

В составе расходов республиканского бюджета учтены не использованные по состоянию на 1 января 2013 г. остатки межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики в 2012 году, не подлежащих возврату в федеральный бюджет в 2013 году, в общей сумме 795,8 млн. рублей. В целом расходы республиканского бюджета Чувашской Республики увеличиваются на 4448,9 млн. рублей.

Предусматриваются дополнительно  бюджетные ассигнования на повышение  средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, строительство дошкольных образовательных учреждений, государственную поддержку жилищного строительства, в том числе на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, капитальный ремонт многоквартирных домов.

Особенности оценки показателей  расходной части консолидированных  бюджетов муниципальных районов  и бюджетов городских округов учесть, что при оценке показателей расходной части бюджетов Чувашской Республики в консолидированных бюджетах муниципальных районов и бюджетах городских округов предусмотрены средства на: 
а) капитальный ремонт муниципального жилищного фонда:на 2013 год в сумме 66288,3 тыс. рублей согласно приложению 16 к настоящему Закону; на 2014 год в сумме 67614,1 тыс. рублей согласно приложению 17 к настоящему Закону; на 2015 год в сумме 68290,2 тыс. рублей согласно приложению 18 к настоящему Закону; 
б) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, на расходы по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, на предоставление социальных выплат на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", на организацию строительства и содержание муниципального жилищного фонда, на создание условий для жилищного строительства, на 2013 год в сумме 106060,4 тыс. рублей согласно приложению 19 к настоящему Закону; 
в) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, на расходы по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, на организацию строительства и содержание муниципального жилищного фонда, на создание условий для жилищного строительства:на 2014 год в сумме 108181,6 тыс. рублей согласно приложению 20 к настоящему Закону;на 2015 год в сумме 109263,4 тыс. рублей согласно приложению 21 к настоящему Закону; 
г) осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и в границах населенных пунктов поселения на 2013 год в сумме 605016,7 тыс. рублей, на 2014-2015 годы в сумме по 562068,2 тыс. рублей ежегодно, в том числе в границах населенных пунктов поселения на 2013 год в сумме 60448,5 тыс. рублей,  на 2014-2015 годы в сумме по 17500,0 тыс. рублей ежегодно, согласно приложениям 22-24 соответственно к настоящему Закону;  
д) реализацию Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" в части финансирования расходов по выплате ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями: 
на 2013 и 2014 годы в сумме по 34796,9 тыс. рублей ежегодно согласно приложениям 25 и 26 соответственно к настоящему Закону; 
на 2015 год в сумме 35144,9 тыс. рублей согласно приложению 27 к настоящему Закону.

 

В целях эффективного использования бюджетных средств  департаментом по финансам, бюджету  и контролю администрации региона, финансовыми органами региона совместно  с отраслевыми ведомствами проводятся проверки функционирования действующей  сети бюджетных учреждений и организаций, их структурных подразделений. Проверяются режим работы, выполняемая нагрузка, осуществляется контроль за формированием фонда оплаты труда. На основании анализа материалов проверок в бюджетных учреждениях пересматриваются комплектование, штатные расписания, тарификации. Все это позволяет более рационально использовать материальные ресурсы бюджетных учреждений, сэкономить выделяемые средства из бюджета региона на содержание этих учреждений, в свою очередь, сократить задолженность по заработной плате работникам, занятым в бюджетной сфере.

В настоящее время  актуальным вопросом является обеспечение  своевременности выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений.

В этих целях на протяжении нескольких лет в регионе проводится постоянная работа по ее погашению и недопущению задолженности. Этот порядок обеспечения своевременности выплаты рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации и рекомендован для использования субъектам Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Развитие  бюджетного дефицита в регионе и бюджетная политика Чувашии

 

Долгие годы Чувашия  сталкивалась с проблемой бюджетного дефицита. Однако в последнее время  в российской экономике начался  ощутимый подъем, благодаря чему эта  проблема постепенно исчезает.

Основные причины значительного бюджетного дефицита - это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджеты; механизмы.

Ростом своих экономических  показателей Чувашия обязана благоприятной для нее конъюнктуре на мировом рынке, а такие показатели, как "бегство капитала" (перевод капитала из развивающихся стран в развитые страны с целью избежать его экспроприации) и уровень инвестиций остаются крайне низкими.

Реструктуризация государственного долга способствовала сокращению расходов по его обслуживанию, что позитивно  повлияло на исполнение регионального  бюджета. В текущем году отмечался  более высокий уровень доходов  бюджета по сравнению с прошлым  годом, систематически сокращалась задолженность по выплатам населению за счет бюджетных средств, применялись методы целевого финансирования расходов бюджета.

Исполнение регионального  бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в  производстве, обусловленных в первую очередь оживлением промышленного производства в связи с расширением экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой в текущем году, были перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развития реального сектора экономики.

Одним из основных инструментов экономической политики Чувашской  Республики является бюджетная политика как целенаправленная деятельность региона по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента ЧР, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики Чувашии являются сбор бюджетных  доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом, то и  эффективность всей бюджетной политики Чувашии может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев  эффективности бюджетной политики Чувашской Республики можно предложить следующие:

уровень собираемости бюджетных  доходов в целом, налогов в  частности;

уровень выполнения бюджетных обязательств;

величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание регионального  бюджета;

уровень монетизации  бюджетного дефицита;

величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

динамику валового внутреннего  продукта;

уровень безработицы;

степень выполнения законодательных  и приравненных к ним актов  о бюджете.

В условиях Чувашии к  вышеназванным показателям можно  добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;

величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути сокращения  бюджетного дефицита и сбалансирования  бюджета Чувашии

 

В бюджетной политике нашей республики реализуется пассивная  форма дефицита, которая носит  потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных  средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.

В перспективе, как уже  отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

В перечень конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.

Итак, сокращения бюджетного дефицита можно добиться при помощи следующих мер:

повышение эффективности  общественного воспроизводства, которое  будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;

дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;

использование различных  форм государственного и муниципального кредита внутри и вне страны. Дефицит может быть покрыт путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг. Разрешение на кредитование и размещение займов утверждается представительным органом власти. Однако в соответствии со ст.93 БК РФ кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение им государственных и муниципальных ценных бумаг первичной эмиссии не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета;

Информация о работе Анализ состояния регулирования бюджета Чувашской Республики